Великий охотник

    Долго же я ломала голову над тем, кто такой Загрей! А вы о таком слышали? Оказывается, он тесно связан с культом Диониса. Это как бы Дионис-старший…

   Дионис - весёлый бог виноградарства, покровитель плодовых деревьев и кустов, окружённый свитой козлоподобных фавнов, сатиров, панов, силенов. Он же латинский Бахус и греческий Вакх.  У вас каша в голове ещё не образовалась? У меня – уже да. А ещё до кучи можно припомнить, что к козлам не равнодушны сатанисты.  А черти…  Это же, по большому счёту,  смесь козлят с телятами!

    Вот и захотелось разобраться. Выписываю с учетом места поклонения, выполняемыми функциями и внешним обликом.

    Фавн – италийское божество, от лат. favere (вспоминаю «фавор») — быть благосклонным. Добрый демон гор, лугов, полей, ниспосылающий плодородие полям, животным и людям. К тому же, ещё и вещий бог, способный общаться с человеком во сне. Но и наслать панический страх тоже в его власти!
    По Овидию, сын лесного бога-прорицателя Пика и богини древесных плодов Помоны.
    Супруга Фавна (Фауна), она же Фатуя. По другой версии – жена нимфа Марика (Марция), родила ему сына Латина, будущего царя Латинян.
    В качестве охранителя лесов Фавна почитали под именем Сильвана. В качестве защитника домашнего скота от волков – под именем Луперк. В жертву Луперку в празднества Луперкалии приносили молодых коз и собак.  В последствии римляне отождествили Фавна с греческими Паном и Сатиром.
    Фавн и Пан. Ф-в-н, П-н. «Ф» и «П» взаимозаменяемы (я уже писала о звуковых рядах). С «В»  - тоже нет проблем. Вспомните хотя бы варианты «Ватсон» и «Уотсон». «Фавна» и «Фауна»… Так что гласный это или согласный – ещё вопрос, а костяк слова составляют согласные звуки.

    Сильван (от латинского «сильва» - лес, т.е. из леса) – бог лесов и стад. Так как скот пасся преимущественно в лесах,  леса образовывали границы между общинами. Поэтому Сильван стал и богом границ. Затем уже компетенция распространилась на охрану фруктовых садов, виноградников и, в целом, земледелия. Данная мифологическая фигура, возможно, ведёт своё происхождение от этрусского божества Селванса.

    Но самое интересное, что и Марс изначально тоже бог лесов и полей!. Имя Сильван входило в число его имён. Но в последствии Марс становится римским богом войны, и обращение к нему как к Сильвану сохранилось только в молитвенных формулах.
    Распространено мнение, что это сын Зевса, греческий Арес, заимствован римлянами под именем Марс. Но учитывая, что Марс-Сильван происходит от Сельванса – он этрусского происхождения. С римлянами всегда так – нужно учитывать, что  что-то у них греческое, а что-то – под влиянием этрусков. Потом сливается в одно, и поди разберись…  О связи Марса с плодородием напоминает и первый месяц весны – март.

    Сатиры - в греческой мифологии горные и лесные божества, демоны плодородия. Пасли скот и играли на свирели. У них были козлиные ноги, козлиные ушки, небольшие рожки на голове и тупые носы. Со временем их стали всё более «очеловечивать». Очень охочи до вина и прекрасных нимф.  По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский теоним. Происходит от корня *tur «владыка» и приставки «Са-». Лично мне tur напоминает о туре – диком быке. Оказывается, его считали ещё и владыкой.
    Силен - в древнегреческой мифологии демон, сатир, воспитатель, наставник и спутник Диониса, неисправимый пьяница.  Лысый и толстый старик, ездивший на осле в обществе похожих на него существ с конскими ушками и хвостами.  О родителях Силена нет ничего определённого: некоторые утверждали, что он возник из крови оскоплённого Урана, другие считали его отцом Гермеса или Пана, а матерью – Кибелу, большинство же авторов и не пыталось выяснять его происхождение. А зря! Силен – не сатир, он – малоазийское божество! Скажу я вам, у греков лапы-то загребущие…


    По происхождению силены связаны с лидийскими и фригийскими сказаниями о Вакхе и были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, в противоположность сатирам — демонам гор и лесов.
    Близкое отношение силенов к водной стихии выражается, между прочим, в конских атрибутах их наружности (уши, хвост, ноги, копыта), так как конь — обыкновенный символ в группе водных божеств греческой мифологии. Благодаря своей конской породе силены были родственны также фессалийским кентаврам. Природа силенов представляет собой соединение, с одной стороны, животного, низменного, пьяного веселья и балагурства, с другой — серьёзного вакхического восторга, который проявляется в музыкальном творчестве и пророческом экстазе.  Атрибут осла, обычный в малоазиатских мифологических представлениях символ пророческого дара,  был извращён греками в сторону комизма.

    Пан – божество пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Родом из Аркадии. Со значением имени есть разногласие: или «весь», или «пасти».  А мне сразу вспоминается наше: или Пан, или пропал! (Значит, всё-таки «всё!», или ничего…) Считался, в основном, сыном Гермеса, но были варианты, что и Зевса. Есть некоторое сходство с индийским Пушаном. Пушан находится на небе, постоянно движется, может наблюдать за всеми существами. В числе его атрибутов колесница, запряжённая козлами. Но и на золотом корабле плавал. Женат на дочери солнца, посол солнечной богини Сурьи. Вторая черта Пушана — отношение к пути — проявляется в том, что он выступает как повелитель пути, охранитель дорог, знает пути истины и богатства, провожает умерших по пути в царство Ямы . Кроме того, Пушан приносит пищу, успех, сокровища, даёт убежище, хранит скот и сам выступает как пастух всего сущего. Покровитель поэтов. После Вед роль Пушана становится менее значительной, его имя появляется всё реже и реже. Он включается в группу Адитьев и участвует в мифе о жертвоприношении Дакши, в котором рассказывается, как Шива, неприглашённый Дакшей, в гневе наносит увечья богам, в частности, он выбивает зубы Пушану. Также божество связано с Ашвинами и Праджапати, которые выступают как его отцы, он старше Парджаньи. Пушан вместе с Бхагой и Савитаром выступает как союзник Индры в его битве с Кришной и Арджуной.

    Вакх (Иакх, Бахус) –  прозвище Диониса, означающее «восторженный, иступлённый», по другому источнику – просто «вопль». Форма имени "Бакхос", от которого образовано латинское имя Бахус, происходит, по-видимому, из Лидии (Малая Азия).

    Стоит упомянуть, что у римской бедноты особым уважением пользовался Либер – бог плодородия земли. Он из числа древнейших римских богов.  В качестве бога виноделия отождествлён с греческим Дионисом только в 5-4 веках до новой эры под влиянием греческих колонистов в Южной Италии. Его супруга Либера сливалась с Церерой, Прозерпиной и, по аналогии, с женой Диониса Ариадной.

    А теперь можно и к самому Дионису подступиться.
    Дионис – бог виноградарства, покровитель фруктовых деревьев и кустов. Упомянут в «Одиссее», но Гомер ещё не называл его в числе главных богов.
    Ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны, 14 век до н.э. Форма "ди-во-но-со-йо" встречается уже на глиняных дощечках критомикенского "линейного письма Б" в доклассическое время. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса) Полагают, что Дионис был фригийского происхождения. "Дио" по-фригийски означает "Зевс", "инос" - "юноша", то есть "сын Зевса".

    В кратце, история происхождения Диониса такова.
    Он сын Зевса и фиванской царевны Семелы, дочери Кадма.
   Ревнивая Гера явилась к Семеле в облике старой няньки (Гера, кстати, богиня-покровительница родов) и надоумила царевну, чтобы та попросила своего возлюбленного явиться к ней во всём своём величии. Когда Зевс явился в громах и сиянии молний, Семела просто-напросто сгорела. Зевс успел только спасти неродившегося ещё младенца и зашил его себе в бедро. Через три месяца Зевс родил его и поручил Гермесу. Гермес же передал Диониса сестре Семелы – Ино. Когда Гера решила погубить всё семейство Ино вместе с Дионисом, юного бога опять спасли и перенесли в Нисейскую долину (между Финикией и Нилом), где его воспитанием занимались нимфы.  Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
    В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

    Вообще, в биографии Диониса есть одна неувязка, или я что-то не понимаю…

    Когда Гера родила Гефеста и увидела, что он слаб и уродлив, то скинула его с Олимпа. Приемной матерью ему стала морская богиня Фетида. В отместку Гере выросший Гефест сделал золотой трон, и когда та опустилась на него, то тут же оказалась скованной. И никто не мог её освободить. А Гефест подниматься из морских пучин отказался. Тогда за помощью обратились к Дионису.  И он, напоив Гефеста вином, доставил упрямца на Олимп.
    Далее случилось примирение. Гефесту даже отдали в жёны прекрасную Афродиту. Но поскольку она не любила Гефеста, то частенько ему изменяла. Так, от бога войны Ареса у неё родилось  пятеро детей, последняя из которых – Гармония.
    Но затем Гармонию отдают в жёны Кадму. У них рождаются дети. Одна из которых – Семела. Впоследствии Семела станет матерью Диониса.
    В итоге – замкнутый круг… Спасти положение могла бы ситуация, при которой дети от Ареса появились у Афродиты ранее её замужества за Гефестом. Но древние греки утверждают обратное.
    Но это не все странности в судьбе Диониса. Вот здесь на сцене и появляется Загрей.
    Загрей в переводе с греческого -  «великий охотник», «великий ловчий». Бог природы.  Культ его считается очень древним. Это сын Зевса и Деметры, либо  Персефоны, к которой Зевс явился в облике змея. Но Персефона – сама дочь Зевса и Деметры. Поэтому я бы дочь исключила.
    Зевс спрятал его от Геры на Критской горе Иде, отдав на воспитание куретам. По другой версии он усадил младенца на свой трон. В любом случае, по наущению Геры его разорвали титаны. Афина успела спасти сердце Загрея и принесла его ещё живым Зевсу. В том, как поступил Зевс с сердцем Загрея, опять существует несколько вариантов. Но в итоге всё сводится к тому, что Зевс воплотил Загрея в своем сыне от Семелы – Дионисе. Личность Загрея при этом как бы раздвоилась:
    Дионис остался богом на земле,
    а Загрей остался в загробном царстве, где помогает душам умерших очиститься.
    Хочу заметить, что сходная ситуация была и у египтян. После того, как Гор воскрешает своего отца Осириса, тот остаётся в царстве мёртвывх, а Гор правит на земле…

    В шестом веке до новой эры возникло эзотерическое учение  орфизм. Орфики верили в воздаяние после смерти, бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала.

    Возвращаюсь к Загрею… Естесственно,  Зевс покарал титанов-убийц. А вот по поводу наказания Геры информации нет. Но я нашла утверждение, что однажды разгневанный Зевс подвесил Геру на золотых цепях между небом и землёй и подверг бичеванию. Правда утверждалось, что это было из-за преследования Герой другого сына Зевса – Геракла. Перечитав миф о Геракле, я так и не нашла такого места, где бы Зевс наконец-то потерял терпение. Смею предположить, что наказание Гера получила всё-таки за Загрея…

    Культ Диониса распространился по всему греко-римскому миру. Празднества в разных местах были от простых, но весёлых и до настоящих вакханалий.
    Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Диониса (вакханки, менады, бассариды, феады). В Беотии и Фокиде они даже набрасывались на тела жертвенных животных, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Существует миф о Пенфее, правителе Фив, внуке Кадма, растерзанном вакханками.
     Подобным образом развивался культ и у римлян. В 186 г. до н.э. было даже принято постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.
    В Афинах (и у ионийцев вообще) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, Великие Дионисии – в конце марта. В истории культуры запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов в козлиных шкурах исполнял песни в сопровождении танца. Это называлось дифирамбами. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия. Собственно «трагедия» и означает «песнь о козле» или «песнь козлов». Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия.
 
    Существуют предания о том, что Дионис побывал даже в Индии. Но это уже совершенно другая история. Думаю, без орфиков тут не обошлось. А вообще, мало об этом читала, потому не касаюсь. Меня больше интересовал Загрей…





В качестве иллюстрации картина Соломона "Вакх"
 


Рецензии
Благодарю Вас Света ...Интересные интерпретации осколков мифов и легенд...Э. С Наступившим Старым Новым Годом Вас ! ...:))Э.

Элларк Клавдий-Веллиус   14.01.2015 00:33     Заявить о нарушении
А что ещё остаётся?.. собрать информацию в кучку и интерпретировать)))
С Наступившим!
Жаль, сказка быстро пролетает: вот и подошла пора ёлочку разбирать...

Светлана Каплун   14.01.2015 01:09   Заявить о нарушении
Да..Да новой сказки Света ...Дожить только в любви ласке !...:))Э...Вечный праздник это уже не праздник а наказание...:))Э.

Элларк Клавдий-Веллиус   14.01.2015 01:12   Заявить о нарушении
вечный праздник... шутите? такое нам только снится!
а вот любви и ласки грех не пожелать... Желаю!
с улыбкой, Света

Светлана Каплун   14.01.2015 01:43   Заявить о нарушении
О Света Вы вся из света !...:))Э. Спасибо ! Чтобы только счастье качало Вас в колыбели любви ! С теплом ! Э...:)))Э.

Элларк Клавдий-Веллиус   14.01.2015 01:51   Заявить о нарушении