От глубинной оскомины
Реже-колюще пичкает память душевные раны.
Я когда то давно был для всех окружающих странным...
И когда я успел стать, как все... в поперечье и вдоль?
Кружевные ажуры наивности стали грубей
На подкладке практичного опыта прошлых ошибок.
Я снаружи давно уже более прежнего гибок...
Но зато изнутри стал намного отвагой слабей.
И не то, чтобы страхи стреножили юности прыть,
Просто, как-то излишними стали считаться затеи:
Я давно ни к каким удивлениям не фанатею...
И спокоен, коль нечем бывает претензии крыть.
И тревоги бессонниц всё больше касаются сил
Мне подаренным жизнью для самой весомой задачи:
Мне успеть бы понять, что в душе от себя же и прячу...
И чего бы у Господа, если бы смог, попросил.
03.10.2014
Василенко «От глубинной оскомины»
Тема и идея
Основная тема — философские размышления о взрослении и утрате юношеской непосредственности. Идея произведения заключается в исследовании процесса трансформации личности от наивного юноши к зрелому человеку, который потерял часть своей искренности и смелости.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, построенных по принципу развития мысли:
Первая строфа — вступление, описание душевной боли и утраты индивидуальности
Вторая строфа — развитие темы, анализ изменений во внутреннем мире
Третья строфа — продолжение размышлений о потере юношеского задора
Четвёртая строфа — итог, поиск ответов на главные вопросы жизни
Жанр и стиль
Произведение написано в жанре философской лирики. Стиль отличается сочетанием разговорных и возвышенных элементов, что создаёт эффект искреннего монолога.
Художественные средства
Метафоры: «глубинная оскомина», «кружевные ажуры наивности», «тревоги бессонниц»
Эпитеты: «практичный опыт», «весомая задача»
Оксюморон: «снаружи гибок… изнутри отвагой слабей»
Сравнения: «как все… в поперечье и вдоль»
Особенности языка
Автор использует:
Неологизмы («пичкает»)
Разговорные элементы («фанатею»)
Сочетание высокой и низкой лексики
Инверсию («мне подаренным жизнью»)
Настроение
Стихотворение проникнуто меланхолией и философским раздумьем. Лирический герой испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, принятие неизбежности взросления, с другой — горечь утраты юношеской непосредственности.
Основная проблематика
Конфликт между опытом и наивностью
Потеря искренности в процессе взросления
Поиск своего истинного «я»
Вопрос о жизненных приоритетах
Свидетельство о публикации №114100309465
С уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 27.10.2014 00:40 Заявить о нарушении