Темная и светлая сторона духовности

По мотивам разговора Занусси с Познером.
http://www.youtube.com/watch?v=iPwg03V2UEY

Ну а чем тут говорить... разве и так не понятно?
У кого-то все неплохо, есть средства, которые копили поколения, есть возможность получать достойную плату за труд... а у кого-то вместо этого всего потрясающая «космическая духовность...» И разве она того не стоит, разве она не выше всего этого тлена!?

Вот только настоящая духовность не нуждается в саморекламе, самоубеждении...
А давайте совсем чуть-чуть глубже копнем. Работали же деды и отцы... и мы кое-что пытались сделать. Куда все пошло? На духовность? Вот такой отъем ресурсов на "космические цели", как показывает жизнь, никогда ничьей духовности,  не поднимал: ни тех, у кого отбирали, ни тех, в чьи руки отобранное в конечном итоге попадало...

А чьи-то идеи, образ жизни кажутся нам такими убогими, приземленными, ... как, например, хартия вольностей, там ведь речь идет об очень приземленных вещах таких, как право пользоваться плодами своего труда, право на защиту от внесудебного преследования и право на справедливый суд... слово духовность вообще не упоминается. Но разве не таким образом достигается ограничение произвола власти, развенчание ее святости и вседозволенности, разве это не акт борьбы с ее обожествлением.  Разве заповедь: «не сотвори себе кумира»,- не является одной из первых? Блаженны нищие духом?

Чтобы постигнуть смысл сказанного, уместно посмотреть комментарии к первоисточнику http://www.pravmir.ru/nishhie-duxom/
В двух словах: вначале говорилось о блаженстве нищих. Понимать фразу следует контекстно в сравнении с людьми, попавшими под власть своего богатства. Однако, если благосостояние не средство самоутверждения, не самоцель, не кумир, а возможность для гармонизации жизни, повышения эффективности обучения, творчества, работы… то обладатель такого благосостояния тоже блажен.  Но он блажен, собственно, не из-за самого материального богатства - тлена, а благодаря умелому пользованию им и правильному отношению к нему, и вообще правильному отношению к жизни. Человек может попадать не только под власть богатства, но и под власть идей, ощущений, эмоций, самомнения, особой смеси подобных компонент - состояния души… некоторые считают такое состояние проявлением богатства духа, его высоты. Нищий, возводящий нищету в культ, расточителен и ленив. Человек, возводящий в культ страдание – мазохист. Человек слепо служащий идее – фанатик…. Теперь, я думаю, читателю понятней, что означает фраза «блаженны нищие духом». 

У человека от природы нет клыков, когтей, толстой шкуры, совершенного зрения и слуха… по сравнению с животными он обладает достаточно хрупким строением, слабыми мышцами. Но он обладает чуткостью - удивительными способностями сопоставлять свои ощущения, свои эмоции, впечатления, опыт и выстраивать свое собственное видение реальности и себя. Чтобы встать выше своей зависимости от обстоятельств, человеку порою в противовес им необходимо проявлять стоицизм, героизм, гордость, верить в безграничность возможностей, не опускать руки, проявлять чудеса находчивости, … воображения и творчества.

Однако в этих способностях человека кроется и великая опасность. Человеку необходимо время от времени уметь отрешаться от своих «духовных богатств», чтобы иметь возможность взглянуть на себя со стороны, осознать свою слабость и хрупкость. Это позволяет человеку восстановить свою чуткость - источник познания гармонии, дающей ему силу. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать...» (Вольтер) Хотя бы для того, чтобы осознать дистанцию между конкретной личностью и идеалом, между человеческой фантазией и действительностью... нелинейный, непоступательный и никогда неокончательный характер приближения одного к другому и, вместе с тем, очевидность возможности самого такого приближения - надежду. Тут еще такой аспект. Если такие представления работают, издревле работали, помогая человеку не потерять свои лучшие качества и выжить... может быть, они не просто выдумка...? Кстати, это знаменитое изречение Вольтера имеет продолжение: «… Но все в природе кричит нам, что Он существует; что существует некий высший разум, колоссальная сила, восхитительный миропорядок, и все в этом мире учит нас, что мы зависим от Него.»

Гегель в своей знаменитой феноменологии духа высветил проблему несчастного сознания, отчужденного от своего идеала. И нашел ее решение в «духе, познавшем самого себя» путем достижения гармонии (отождествления) сознания с бытием в его Гегеля скромной персоне, в момент конца истории, наступившей в совершенном Германском государстве. Вдохновляющие не одно поколение мыслящих людей идеи Гегеля вдруг приводят к абсурдному выводу о высшем совершенстве деспотического Прусского режима? Универсальный подход к духовности и реверансы в сторону господствующей религиозной идеологии, как это может уживаться в одном учении?  Многие усматривают в этом подлог, возникает желание исправить «ошибку» Гегеля, или заменить ее своей?

Вот и возникает всепобеждающее учение, заменяющее в знаменитой формуле абсолютного знания мистический дух на материальный и зримый образ пролетарских масс и их авангард – ум, честь и совесть...  Всепобеждающее повторяет все ту же ошибку – нельзя отождествлять сознание и бытие. Трагедия этой ошибки в иллюзии совершенства, законченности процесса духовного развития, стремления к гармонии... в иллюзии, открывающей дорогу в бездну темной духовности, сочетающей одухотворенное рабство масс и божественные притязания их вождей. В философской плоскости спасение от этой ошибки дает экзистенциализм. Он утверждает принципиальное отличие человека от других творений – его незаконченность. Кьеркегор - философ, заложивший основы этого учения, указывал на нетривиальный и непрерывный характер душевных переживаний на пути самосознания. См. в книге: Патрик Гарднер, КЬЕРКЕГОР (очень краткое введение), из серии OXFORD, изд АСТ, Москва 2008. Глава 5, стр. 120

Здесь мы ступаем в мир тонких материй, где грубые суждения в ту или иную сторону не приближают, а удаляют от истины: "кто говорит, что идет правильным путем, тот отклоняется от него",- думал Лао-Цзы.


Преодолевать отчуждение можно только с помощью любви, а любовь угасает с достижением цели или, может быть, иллюзии ее достижения. Но искренне любящие знают и ощущают все величие этой любви, ее неисчерпаемость, загадочность и, потому, не ступят на путь заблуждения. А если у нас есть только искорка такой любви... на ее нелегком пути мы к ней же и должны обращаться за помощью в горе и радости, в удачах и неудачах, когда нам кажется, что мы непростительно ошиблись или же правы во всем.

All you need is love...
 


Рецензии