Поэту

Ты научил не закрывать дверей,
Не покидать заброшенных могил,
Не исчислять бесчисленных потерь –
Ты научил!

Ты научил не жаться в хоровод,
Идти на нет, на зов ночных светил,
Их собирать прозрачными, как лед, –
Ты научил!

Ты научил не клясться и не ждать,
Лететь над бездной до исхода сил,
И расшибаться насмерть, и страдать –
Ты научил!

Но жизнь длиннее лжи, длинней дождей,
Бессонницы, бессмыслицы и вьюг,
Длинней любви, длиннее всех потерь,
И всех утрат, всех знаний, всех наук! 


Рецензии
Ну, к примеру это... Отмечу плюсы: использование рефрена,как связующий конструкт. Также отмечу видимый для опытного глаза поиск нестандартных рифм, и расширение рифмобазы за счет неточных.
Не буду акцентировать внимание на использование глагольных рифмопар. Здесь существуют разные взгляды на этот вопрос, да и глагол глаголу рознь. Моя позиция такая по этому вопросу: глагольная рифма допускается для ускорения в сюжете; глаголы тоже должны быть осмысленны эстетически и желательно не быть в одной форме. Другими словами, когда мастер слова использует глаголы в рифме , это получается у него на другом уровне, чем у начинающего автора.
Применительно к данному тексту: я бы здесь постарался избежать пары ждать-страдать.
Хуже всего дело обстоит с семантической согласованностью создаваемой парадигмы учений и актуальности их для читателя. Поясню:когда автор (лг) пишет, что его "научили(...) не покидать заброшенных могил" , возникает вопрос в полезности этого умения, его актуальности...да много вопросов возникает:))) тут надо либо объясняснять всю оригинальность мысли, но, скорее всего, перефразировать. Ведь если лг этому научился, он так и остался у заброшенных могил на всю жизнь, причем, сразу у всех и по всему миру:)
Здесь хочу коснуться темы, как осторожно в тексте нужно пользоваться обобщениями. Не случайно же говорят, что "любое из них хромает, включая и это":)
В принципе далее притензии те же ко всему ряду и рассмотреть их можно,конечно, по-отдельности, если есть в этом нужда.
Но, поскольку стишик 2014 года, возможно, вы сами уже шагнули в мастерстве стихосложения достаточно далеко и сами это видите.

Надеюсь, я не был слишком дидактичен и скучен:)
С уважением,



Александр Веселов   13.10.2022 16:24     Заявить о нарушении
________________Приветствую, Александр!

У нас ланч - полдень, я вышел на воздух поклевать салат,
наструганный золотыми ручками моей жены и насладиться Вашим
творением.
Сегодня - работаю до вечера, за еду. у меня лекции и пациенты:

Экспромт:

Судьба идет по лезвию,
Слепа и безымянна
Хорошую поэзию
Прикладывают к ранам.
С-Т.

У нас вспышка обезьяний оспы.

Но я затарен супер-гаджитами и могу с Вами общаться даж из морга,
хотя тамошняя атмосфэра ни разу не вдохновляет.
________Дык, читаю рецу, БОЖ, да это же красота-красивая!

_________Благодарен!

Есть над чем поработать!
Терпеть не лю афтороф, которым сверху
кто-то диктует!
Они, кагбэ намекают на свою ИЗБРАННОСТЬ,
И читая их, я в культурном шоке - они, таки ИЗБРАННЫ!

Их явно ВЫБРАЛ ДЬЯВОЛ и сливает через них
трюизмы, невежество и бездарность на головы невинных читателей.

Хотя, ПИПЛ СХОМЯЧИТ ЛЮБОЙ БРЕД!
Люди с кайфом потребляют духовные суррогаты - массовая эпидерсия.
И
"Самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение,
ибо значительное большинство заражено глупостью."

ЭТАКУЮ ГРУБОСТЬ изрек не я, а "оракул Европы" — Эразм Роттердамский.

- ГЛУПОСТЬ - ВОТ НАСТОЯЩАЯ ПандемИя!- ЭТО УЖЕ Я,))

Дык, пью чаёк, приступаю к работе над ашиПками.

ДА, НОТА БЭНЭ!

_______МНЕ НИКТО, НИЧЕГО НЕ ДИКТУЕТ:

ВСЕ ОШИБКИ ЗАЩИЩЕНЫ АВТОрСКИМИ ПРАВАМИ!

И застрахованы строгим страхованием!

И, вапще, хотя я доктор и поэт( первым содержу, вторым развлекаю)
но, во избежании всяких инсинуаций - могу быть не белым, не пушистым,
а вполне себе щетинистым:

Друзья, поэты в не монахи.

Не доводи творца до драки!
Есть трагик в каждом и паяц
Поэт пошлёт на амфибрахий,
А далее пошлет в нахзац.

Он нарисует вам лимерик,
Накинет ярких триолет
И доведет всех до истерик
Своей эпифорой поэт.

В силлаботОниках ударных
Он сочинит таких спондей,
Что явится вам в снах кошмарных:
И ямб, и дактиль, и хорей!
.
ДЗВОНЯТ и ПРИЗЫВАЮТ, но я сачкую с Вами, что оч приятно!
И взрыхляю свою нетленку,
согласно вышеизложенным инструкциям:

Тык, иде-я тут накосячил, будучи неопытен и юн?!

"И опыт, сын ошибок трудных, и гений - друК"

Ты научил не закрывать дверей,
Не покидать заброшенных могил,____________ Насчет не покидать заброшенных могил - ЗАМЕНИМ на

НЕ ЗАБЫВАТЬ ОТЕЧЕСКИХ МОГИЛ.______________ простенько и со вкусом:

- любовь к отеческим гробам, и Кы родному пепелищу.

_______ Пора мне бежать на галеры...

И так, что у нас в сухом остатке?
Ты научил не закрывать дверей,
Не забывать отеческих могил,
Не исчислять бесчисленных потерь –
Ты научил!

Ты научил не жаться в хоровод,
Легко идти на зов ночных светил,
В ладони собирать их зыбкий лед –
Ты научил!

Ты научил не жить среди невежд,
Искать свой путь, быть на пределе сил,
И воскресать с последней из надежд –
Ты научил!

Но жизнь длинней дождей, тоски и лжи,
Бессонных одиночеств, белых вьюг...
Не избежать доверий и вражды
И не постичь всех знаний и наук!
:)
ИЛИ ЛЮБОВИ и ВРАЖДЫ....?

- реца - архиаргазменна!
Жму краба!
С добром, Санто.

Сан-Торас   14.10.2022 00:16   Заявить о нарушении
Диалог тут - http://stihi.ru/2022/10/14/66
очепятки потом...

Сан-Торас   14.10.2022 00:19   Заявить о нарушении
Санто, вечер добрый. У нас полночь. Но перед тем,как возлечь со своей супругой на брачное ложе, я, подобно благородному эпикурейцу, еще немного потрепанирую твой стиш, который прекрасен в своей невинности.
Замена, произведенная, имеет право на существование. Но давай обратим наши любопытные взоры - а что там дальше? А дальше - прелестная фраза: "... не жаться в хоровод".
В чем смысл этого знания? Быть индивидуалистом, не растворяться в толпе, теряя индивидуальность? Если так, то это - сложный ход. И сама фраза построена неправильно немного: поскольку предлагается самому лг не создавать хоровод. Ну, это как мне предложили бы не создавать собой толпу. Варианты либо "не жаться в хороводе"(т.е. вести себя раскованнее), либо "жаться" надо на что-то менять(если я правильно понял авторскую мысль).
Ну вот, наш паровоз вперед летит:)
На этом я вынужден переключиться, чтобы уделить внимание супруге.

Александр Веселов   14.10.2022 00:45   Заявить о нарушении
________Угу, симметрично солидарен, Алекс, - насчет трепанации прекрасной невинности, ибн ничто невинное нам не безобразно!

В отношении "не жаться в хороводе" - НАХ хоровод!
Заменим существительным в том же Именительном падеже,
НАПРИМЕР, ЧЕМ ПЛОХ НЕБОСВОД?
.
Ты научил смотреть на небосвод,
Легко идти на зов ночных светил,
В ладони собирать их зыбкий лед –
Ты научил!

Легким движением РУКИ тема "индивида, не растворяемого в толпе",
плавно перекочевала на РОМАНТИКУ и ЗВЕЗДЫ,
что не влияет на общее настроение текста:))
.
Хотя мне эта инверсия - "не растворяемый индивид"
напоминает БИЗНЕС по АМЕРИКАНСКИ:

Янки собирают в крематории перел, расфасовывают
в пакетики и рассылают дикарям с надписью:
РАСТВОРИМЫЕ ЖАРЕННЫЕ ЛЮДИ.

У нас почти 6 вечера, у меня перерыв.
Чтобы сократить вопросы даю маяк на тему:
Санто - это имя или НИК и что такое тОрас.

это просто недавние терки на эту тему:

"Кто такие генеоты?" http://stihi.ru/2022/10/03/5016

Рец не пишу, но всегда отвечаю, публикую диалоги
с авторами на своей поляне, читаю по ссылками то, что рекомендуют.

Рейтингами и прочей галиматьей не заморочен - стихира
не моя карьера:)

Всегда душевно благодарен конструктивной критике.

Ибн стихо, после некоторой прожарке стало менее сырым:))

*~<>~~<>~~<>~*

УРГЕНТНЫЙ ЗВОНОК.

В зеркальной луже – тень, висок седой. Последний переулок, путь домой.
В осенней ветоши продрог замшелый, безлюдный город, тополей поклон.
Виток ограды, сад заиндевелый ползет паучьей веткой на балкон.
Оплавлен медным светом поворот. Фонарь. Кирпичный дом. За ним живет

Знакомый доктор - выйдет спозаранку – и в госпиталь. – Болит? – бинты не рви.
Он думает о ней и о любви… Густеет ночь – пей чай, кроши буханку,
Младенчика спасай, дыша рот в рот. Она не спит, еще наверно, ждет…
Раздеть, исцеловать её до пят... Ключи в дверях. Звонок. Опять звонят.

Ну, что там?!-(Нескончаемая смена). Проломлен череп? – Крови по колено?
А сколько лет? – Безусый, молодой? (Какого черта! Так хотел домой!)
Назад, под лампы – резкий свет, как днем… – Который час? … Остаться с ней вдвоем,
Привлечь к себе… ладони тесно сжаты… Но ждут уже больничные палаты

И утренний обход не отменить. А что в душе? Как жизнь? Когда же жить?!
Прийти, обнять, измять постель тобою… Но ворох дел... завален с головою.
Мелькнула осень, нежится весна, не вырваться из белого халата,
Из белой шкуры... - что не ночь без сна! Зачем? За что? – ничтожная зарплата.

Она уйдет! - она не виновата… Тюленьих облаков плывут стада.
Даль купоросом, окропила зорька. Он будет жить. - А ты? – Пронзает горько
Предчувствие… Дом пуст, как никогда, Опущенные шторы. Тишина... –
Она ушла?!! Зачем я существую в прорехах жертв и прорезях утрат?!

Я не хочу! Я не люблю другую!… Будь проклят этот утренний халат!
… Ты дома? Хочешь есть? - Обнял, целую! – Хочу любить тебя напропалую!
…Звонок. Опять… Который год звонят… В зеркальной луже – пепельно-седой.
А снег все вьюжится над мостовой, как-будто небо вытрясли с изнанки.
Заводится несносная шарманка: Домой, в тепло, припасть к щеке родной…
Да… да… такие мысли. Не герой…
.
___Прим.___Ургентный звонок - вызов врача в любое время суток.

*~<>~~<>~~<>~*
:))

Ушел к своей магистратуре сеять разумное доброе,))

После ужина потопчусь на Вашей поляне!

Сан-Торас   14.10.2022 04:11   Заявить о нарушении
Рулон диалога разворачиваю в произведениях, ибн
там можно расчехлить и поправить, а тут, под рецой:
"фарш невозможно провернуть назад"

Наши терки здесь http://stihi.ru/2022/10/14/710

Жму краба, с добром, Санто.

Сан-Торас   14.10.2022 04:28   Заявить о нарушении
Ургентный звонок - очень даже. Живой, трепетный. Вызывает отклик. Тот случай, когда стих просто нравится и не хочется в нем копаться. Хотя мне редко нравятся чужие стихи:)

Александр Веселов   14.10.2022 10:53   Заявить о нарушении
Не-ну эту портянку диалога мне тяжело разматывать.
Перенес на свою поляну.

РАЗБОР ВАШИХ ПОЛЕТОВ ЗДЕСЬ http://stihi.ru/2022/10/14/6148

Ежель что против ШЕРСТИ, то наведите прожектор, плиз - и я это сотру.

С добром, Санто.

Сан-Торас   14.10.2022 19:33   Заявить о нарушении
Вечер добрый, Санта! Или, как говорили римляне: Александр Санте - привет!
Продолжим, помолясь?:) надо же закончить начатое.Следующая строка после той, которую уже разобрали:
"Идти на нет(...)"- здесь как раз тот случай, когда на фразу давлеет известный фразеологизм "сходить на нет"(т.е. постепенно исчезать). И сама фраза от этого выглядит неправильно построенной. Кроме того, если отвлечься от давлеющего фразеологизма, и всё же сосредоточится на ней, как на чем-то самостоятельном,допустив правильность её построения, не очень понятно, о чем она: "нет" - это чей-то отрицательный ответ?и тогда мы имеем значение "преодолевать отказы"(по аналогии с "иду на вы");это вариант "нихиль"? и тогда мы имеем значение вроде "светя другим сгораю сам" , правда в очень схематичном виде.
Вобщем, некая неопределенность и невыраженность в этом присутствует, на мой скромный взгляд.
Далее.
"Но жизнь длиннее лжи, длинней дождей,
Бессонницы, бессмыслицы и вьюг,
Длинней любви, длиннее всех потерь,
И всех утрат, всех знаний, всех наук! "(С)- беру всё четверостишие цел ком, как образец текста, в котором каждое почти сравнение либо хромает, либо является трюизмом.
К примеру,"жизнь длиннее лжи"- справедливо, если "жизнь" воспринимать не как жизнь отдельного человека, а как феномен существования материи, но тогда это трюизм, а если "жизнь" воспринимать, как жизнь о дельно взятого существа, то фраза не может претендовать на истину, поскольку ложь очень часто длиннее жизни. И этому много примеров как исторических (например, мистификации которые продолжали жить и после смерти их создателей), так и описанных/созданных в литературе.
"Жизнь(...)длинней дождей" - классический трюизм. Хотя... вероятно были и младенцы, чья преждевременная смерть его опровергает. Но это скорее исключения, подтверждающие правило, к тому же лг стиха никак с младенцем не ассоциируется.
Про "бессонницы, бессмыслицы и вьюги" можно сказать то же самое.
Что касается " жизнь(...) длинней любви" - то плох тот поэт, который мог такому научить:)
С последней строчкой спорить не буду.
Хотя про науки напрасно вы так:)

Резюме:это четверостишие может вызвать у читателя яростный протест при осмыслении, что помешает лирическому воздействию таких прекрасных рефренов:)
Как-то вот так мне помыслилось, Санта:)
С уважением,

Александр Веселов   14.10.2022 23:28   Заявить о нарушении
_________Уй, как жаль, что Вы потратили на это время!

Ибн я давно поправил эту нетленку, оставив Вам ссыпь
под называнием

АРХИАРГАЗМЕННАЯ РЕЦА http://stihi.ru/2022/10/14/66

В СЕРЕДИНЕ текста классный ЭКС.
СТИХО о к-тором речь в КОНЦЕ.
ПЕРВИЧНЫЙ ТЕКС стоит НЕ ТРОНУТ, потому что ОСТАВЛЯЮ
его (для себя)
как ОРИГИНАЛ, как МАГИСТРАЛ в ШЕКСПИРОВСКОМ сонете.

ПОТОМУ ЧТО ЭКСПРОМТ должен оставаться как ЕСТЬ.
Он не нужен для ПОЭЗЫ, но важен таким каким возник в МОМЕНТЕ ОБЩЕНИЯ.

Однако, если мне понадобится это СТИХО для публикации
я найду в своем АРХИВЕ его КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ по ДАТЕ ПУБЛИКАЦИИ.
А конечный УЖЕ ИСПРАВЛЕН:)

Сан-Торас   15.10.2022 00:01   Заявить о нарушении
Когда пишешь разбор, сам умнеешь:) поэтому ничто не напрасно:)

Александр Веселов   15.10.2022 01:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.