Баба яга источник http blogs. mail. ru mail ljudmi

 Баба Яга одна из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику. Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления попытаемся разобрать в этой статье.

Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун.

Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей куммир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.
Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев.

Основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?
Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена. Когда времена обращаются наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил.
Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями.
Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире.
Воспользуемся сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум".
Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.
Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Внешность Бабы-Яги подчеркивает ее принадлежность к иному миру - старая, уродливая, бородавчатая, с растрепанными волосами и огромного роста. Все, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Темному Царству. Однако это - всего лишь маска, которую она надевает, чтобы еще раз показать опасность контакта с миром Мертвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мертвым.
Баба-Яга - хозяйка магии. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.
Баба-Яга - это Черная Луна, хозяйка тьмы и чародейства. Ее образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богини, властвующие над смертью, воспринимаются как "отрицательные" персонажи.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд.
Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизмопускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. А поскольку в русских сказках сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению).
Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги.
Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья. В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы.
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.




 

 
 
 

 





 

 


Рецензии
....Лесная сказка всё про тоже...
........
... У Кащея да Яги
Были утром пироги.
У Кикиморы блины,
Они с Лешенькой пьяны...
... На избушке снег лежит.
По тропинке кот бежит.
Филин ухает в трубу.
Дуб косится на избу.
... У крыльца лохматый пёс
Шерстью бурою зарос,
И медведь своей метлой
Разметает снег долой.
... Дуб огромен, а в дупле
Леший нежится в тепле,
Ест блины, настойку пьёт,
Во всю моченьку орёт,
... Что придёт на ум ему.
(уж не знаю почему?).
А Кикимора красна,
Словно юная весна,
... Раздобрев, да разомлев,
Ближе к Лешему подсев,
Подпевает,-Ква,-да,-Ква,
Верно,кругом голова...
... А на улице мороз.
Лезет в будку страшный пёс.
Лишь медведю ни по чём,
Поведёт своим плечом,
... Взмах метлой и снега нет..
Он работою согрет...
А Яга с Кащеем вновь
Замышляют про любовь,
... Как спасти, да провести,
Ну а нет, так извести
Им Ивана-дурака,
Что на печке мнёт бока,
... Собираясь в дальний путь
Встретить счастье где-нибудь.
... Старший брат и средний брат-
Все при жёнах.Не женат
Он один.Не то,чтоб лень,
... Только лень не дребедень.
А невесты нет, хоть вой.
Только разве ж он больной?
Не кривой и не хромой.
Сам ищи хоть волком вой.
... А вдали среди болот
У Кикиморы живет
Дочь её, русалка-дочь.
Впрямь красавица, точь в точь:
... И прилежна, и умна...
То что надобно жена.
Лишь осталось слезть с печи.
Слез,обулся и скачи...
... Ваньке завтра ехать в путь,
Встретить счастье где-нибудь,
Где-нибудь, когда-нибудь
Ехать Ваньке в дальний путь....
... А у бабушки Яги
Ноют старые пеньки,
Зубы то есть, не к добру,
Значит ждать беды к утру.
... Видит в зеркале своём
Ваньку -дурня, конь при нём.
Едет Ванька в дальний путь,
Встретить счастье где-нибудь...
... Эх, ты Зимушка-Зима.!
Где же только взять ума?
Сколько б Ваньке ни блудить,
А того не может быть,
... Чтоб без помощи иной
Повстречался б он с женой.
... Как влюбился?Видел сон-
Рядом с ним она, и он
На красивом на коне,
Так и встретились во сне...
... Едет Ваня в даль и глушь,
Видит Ваня дрянь и чушь-
В небывалом далеке
Домик старый на пеньке
... К лесу задом.Он в избу.
Кот ворчит, Кащей в трубу
От людских подальше глаз.
А Иван к столу как раз.
.. -Кушай, Ваня, пироги,
Исцеляйся от тоски,-
Бабка квас ему, да мёд.
Ваня кушает, да пьёт.
.. -И куда же ты, внучок?.
Ты уж лучше на бочок.
Утро вечера мудрей.
Ну иди же спать скорей....
... Положила Ваньку в клеть.
Тут же в ступу и лететь
За дочуркою своей,
В женихи чтоб Ваньку ей.
... Притащила, прибрала.
Всё в избушке убрала.
Наварила щей да каш.
-Славным праздник будет наш.-..
... Как проснулся наш герой,
А в избе уж пир горой-
И невестушка в фате,
Гости эти, гости те,
Леший с кумушкой своей
Милых потчуют гостей,
... Вот и чёрт, как шустрый бес.
На коленки к ведьме влез...
... Эх, была ты не была,
Коль такая жизнь пошла.
Уж не знаю почему,
Счас бы сватью иль куму,
... Хоть бы ту или не ту,
Обойти бы за версту,
Обойти, да подойти,
Да чтоб лучше не найти,
... Не найти, да не сыскать,
Может только приласкать?..
... А Иван, да что Иван?
Сам же сунулся в капкан.
Ну а мы, коль захотим,
Подождём, да поглядим.
... Чтоб скорее всё кончать,
Жениха ведут венчать
Прямо к старому Лосю.
Он один на нечисть всю.
... Но, почуяв ли обман,
Заупрямился Иван,
Забодался, как бычок,
Стиснул зубы, и молчок..
... То ли дурню кто сказал?
То ли думать приказал?
Сам ли вник?Фату долой,
И не лезь, когда он злой,
... Ну а так уж"извини,
Ляжь дружок, да отдохни".
Коли Ваню понесло,
то другим не повезло.
... Он бы старому ЛосЮ
Потрепал бы шкуру всю.
Ну а всем иным под зад
И к чертям знакомым в ад.
... Но, чтоб сей унять разбой,
Подвели его к другой.
Ну а та, убрав свой хвост,
Встала рядом в полный рост,
... Ваньке-дурню до плеча,
И зарделась сгоряча.
Ване руку подаёт,
Под венец его ведёт.
... И с невестой молодой
Уезжает он домой.
... С той поры счастливой он
Уж судьбой не обделён,
И детьми, И в доме лад.
Вообщем, он теперь женат...
... Каждый год к "святому "дню
Навещает он родню,
И Кащея, и Ягу.
Всё...я больше не могу...

Саня Грех   05.11.2014 07:29     Заявить о нарушении
Ну и так уже столько интересного намог!Ксати русалка рыба? А знак зодиак рыбы -мрак, в древнем Китае девочку рождённую под знаком рыбы, умертвляли, а в другое время просто замуж не брали , избегали несчастья.

Лилияру -1   06.11.2014 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.