Предвечернее

  Черная вода лесной речки испятнана золотыми глазками березовых листьев. Медленно-медленно плывут они в затененном ивами и кустами сокровенном и уютном водном канальчике, оглядываются на белую плоть стволов, оставленных ими. Все почти сухи, прохладны, загнуты игрушечной лодчонкой. Неторопливо вращаются, устремив в небо свои черенки.
  Трясут над водой поредевшими кронами лимонные осины. Большие, высохшие листы ивняка слышно царапают о ветви, скользя вниз. Так внятен их суховатый шорох, предморозное потрескивание, мягкий, успокаивающий скрежеток. Как будто маленькие сказочные зверьки невидимо перемещаются в кронах кустов. Как будто истлевшие листы древнего пергамента скользят с письменного стола…
  Пересекаю лог Чёрной речки, въезжаю в бор. И сразу на подъёме после лесного ручья в лучах вечернего солнца вспыхивают веселые пучки сосновых игл. Ветер сносит с деревьев их размеренно, порциями. Они несутся вниз как вытянутые капли дождя, наискосок. Что там, внизу, собирается шить сказочными золотыми иглами бор? А в его освещенной вечерним солнцем анфиладе неизбежно и радостно в тебе пробуждается сказка. Вот и эти блестящие малышки стрелы кажутся вдруг выпущенными невидимой эльфийской ратью тебе в утешение, в праздничный догляд уходящего бабьего лета.
  Время от времени и ты сам оказываешься под их любовным ливнем. Стрелы мягко стучат по пакету в велосипедной корзине, путаются в волосах, попадают за ворот рубашки. И дорога бора становится всё рыжее и рыжее.
  Перед самым Опуском, где кончается лесная дорожка и переходит в тропинку по берегу сухого болотца, спускаюсь к реке и освобождаю спуск, последние песчаные «ступеньки» к воде от дурнины ольхи и дикого шиповника. Они уже мешают проходу к Вели и скрывают речной простор.
  Иду по сухим прибрежным осотам возле кромки леса, крепящего высочайшие угоры Опуска. Под ногами вспархивают десятки стрекоз и стрекозок. Они одни, насквозь пронизанные светом, да едва заметный пух иван-чая, чертополоха, отрепки коры сосен и елей, редкие комары оживляют безлюдное поле реки. Вот от чего в сторону солнца мне видится дымка, марево. Осень выметает последний летний сор, и он вдалеке от тебя, в свете солнца, чуть синеет. Но чисто, ясно вниз по течению реки.
  Затененные берега осеннего леса мне едва ли не больше по душе. В них отчетливо проступают как будто выходящие из ельника глянцево-коричневые рябины, пышные ветви берез, сдобренные золотом, испуганные люстры осинника, нетронутая зелень ольхи, горящие у подножия сосен и елей шиповник и иван-чай. Всё будто движется к воде, стремясь отразится в её глубинах. Ждут только, когда ты уйдёшь.
  После прогулки лакомлюсь на пригорке у болотца багровой брусникой. Уходящие лучи солнца так отражаются в брусничнике, так слепят, что с трудом видишь кисти ягод, а те, что на виду, кажутся недозревшими, беловато-алыми - так они наполнены светом. И что-то неуловимо тревожное в распластавшемся у самых еловых корней солнце. Это преддверие сумерек. Пройдет час, и в бору станет внезапно сумеречно, и лучше человеку добираться домой, на еще открытые свету белые дороги осени, высокие речные просторы, освещенные заходящим солнцем, к розовато-желтым холмам родной деревни – «холмам задремавшей Отчизны»…


Рецензии
Читал о Заболоцком и решил к Вам зайти, чтобы усугубить.

"К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку".

Уменяимянету Этоправопоэта   26.04.2016 12:36     Заявить о нарушении
Как совпало... Только что Сан Саныч Логинов "прорисовал" в рецензии на "Немножко зимы" (даю часть): Нет, можно быть Кольцовым и Никитиным, но хочется быть и Заболоцким. И лучше, чтоб это было все вместе. Вспомни Лодейникова. Хотя у тебя в финале"Жаль, мало погостил." Кстати, мы можем говорить о торжестве утра переходящего в звенящий день. Но и об умирании его, уже не в силах сопротивляться неминуемому жаркому и изнурительному полдню тоже стоит писать. Прожить эти переходы - счастье А!, вот оно - чувствование, смутное. За него надо цепляться; "И в это же время на востоке – глубочайшие по синеве прорывы, схожие скорее с грозовыми тучами, и на них выдохшиеся, бледные облака – как сдутые воздушные шарики…" Щарики это и есть утраченное утреннее вдохновение. Пришвина вспомнил, хотя он здесь и ни при чем.

Ну, я имел в виду, конечно, "тоску" Сан Саныча по гармонии мысли и картины у Зоболоцкого. Трудно передать, как люблю поэзию Заболоцкого...

Спасибо, Борис. Из какой книжки замечательные эти строчки?

Учитель Николай   26.04.2016 17:11   Заявить о нарушении
Это из Википедии без ссылки на авторство. Я слушал Иволгу и впервые обратил внимание что там у Заболоцкого атомы. Такое эхо возможной ядерной войны. Сегодня звучит по особому.

Уменяимянету Этоправопоэта   26.04.2016 17:35   Заявить о нарушении
Сегодня - да. 26 апреля, одно слово.

Учитель Николай   26.04.2016 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.