Словари...

СЛОВАРИ  разные

Иногда меня спрашивают:  Зачем тебе столько словарей?
Ответить на этот вопрос можно и просто: надо! Но это не проясняет
самой сути вопроса. Тут важно понять, что значит слово «столько»?
Можно ли вообще сказать, сколько и каких словарей нужно иметь человеку?
Это во многом зависит от того, кто этот человек,чем он занимается в жизни.
Для творческой работы словари просто необходимы. А вот нужны ли они каждому
человеку вообще? Над этим стоит задуматься.
Задуматься не над тем, нужны ли словари любому из нас, а именно над тем,
какие словари нужны. Чтобы понять это, надо знать и характер самого человека,
и то, какие словари существуют.

Людям, обладающим жаждой познания, адресованы такие книги как
«Всё  обо всём», «Хочу всё знать» и т.д.  Это не словари, а
тематические справочники, научно-популярная литература.
Чем же такая литература отличается от словарей?
В словарях даётся краткое толкование (объяснение) терминов
и отдельных слов. В тематических сборниках тексты даются строго
по теме книги, без соблюдения алфавитного порядка.
Например, недавно я прочёл «Энциклопедию книгочея» (автор А.Н.Чирва).
Это именно книга-справочник,а её название: «энциклопедия», лишь
подчёркивает всеохватность темы «Человек – Книга». 

А что из себя представляют словари? Какие они?
Прежде всего, это толковые словари. Они различаются по своему
назначению. Есть толковые словари русского языка, есть такого же рода
словари по профессиям (военно-морской словарь), есть словари по родам
наук словарь по химии). Есть словари орфографические, помогающие грамотно
писать. Вообще словарей по языку много. Созданы словари синонимов или
антонимов, словари ударений и т.д.

А есть словари другого рода, тоже связанные со словом,– диалектологические.
Это словари говора той или иной области нашей страны. Ведь не везде люди говорят только так, как это излагают книги. Язык каждой области хоть чем-то
да отличается от речи других мест. Мы знаем слово "петух", а где-то знают кочета, пивеня. Очень много областнических слов и выражений мы встречаем
в романе Шолохова  «Тихий Дон»: станица, гуторить, верхи и т.д. Из контекста романа мы можем понять их суть. Но иному человеку интересно знать о говорах побольше. Потому и выходят словари областнических слов. Существуют также индивидуальные словари писателей: «Словарь языка Пушкина», «Лермонтовская энциклопедия», например.

Интересно вспомнить: а когда начали вообще создавать словари?
Когда человек почувствовал в них необходимость?
Первый русский словарь (церковно-славянских слов) был создан в 17 веке.
Его автором является Памво Берында.  Потом был выпущен «Словарь Академии российской»,  о котором упоминает Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»:  «…заглядывал я встарь академический словарь».
Это всё были толковые словари русского языка. В них нуждались не только школьники. «Словарь» отражал, помимо богатства языка, как такового, ещё
и общий уровень развития народа, государства. Ведь в состав словаря входили
не только разговорные слова, но и слова иностранные,вошедшие в речь образованных людей, термины науки и техники, названия орудий труда,  машин
и т.д. Иными словами, словарь говорил об уровне, развития, которого достигла  культура России к тому времени.

Но помимо толковых словарей у нас ещё выпускаются энциклопедии.
В них не просто даётся толкование того или иного слова, но и
помещается более подробный рассказ о нём.Энциклопедии тоже
различаются по роду знаний: медицинская, историческая и т.д.;
в них входят сведения об учёных, писателях, полководцах; даётся
краткий обзор исторических событий и др.

И всё же я не ответил на вопрос моих товарищей:
зачем мне столько словарей?
И тут, конечно, надо знать, какие словари есть в моём распоряжении.
Безусловно, как человек творческий, пишущий стихи, я всегда мечтал
иметь толковый словарь, ведь  в 50 – 60-х годах  их очень редко издавали.
Конечно, у меня есть и словарь орфографический.
По-моему эти два вида словарей необходимо иметь каждому человеку.
Такие словари расширяют наш словарный запас, укрепляют память, помогают говорить не только грамотно, но и, до некоторой степени, красиво.


Я люблю читать словари: их у меня много.
За свою прошлую жизнь я сумел приобрести три словаря иностранных слов,
причём один из них –  начала 20 века.  Он мне нравится хотя бы тем, что
я по нему могу определить, насколько расширилось количество иностранных
слов в нашем языке. Там иногда встречаются и такие слова, которые уже
вышли из употребления.
Аббревиатор, например – тайный писец в папской канцелярии;
абоминарий  –  "книга проклятий " для внесения имён
                оскорбителей католической церкви;
балестра – самострел.
 

Словари иностранных слов, имеющиеся у меня, различаются по количеству
слов в том отношении, что там прибавилось много новых. Пополнять запас иностранных слов очень нужно! Особенно теперь,когда  так много
расплодилось и нужных и лишних выражений, хотя далеко не все ещё попали
в «Словарь» официально. Кроме того, эти словари помогают  мне в работе над составлением словаря литературоведческих терминов.К счастью новые иноязычные слова и термины не мешают мне писать стихи на чисто русском языке. Пушкин жаловался в своё время, что многие иностранные слова не имели аналогов
в русском языке.  Особенно интересно в этом плане читать поэму Мятлева
«Мадам Курдюкова», где использована «смесь французского с нижегородским».

Есть у меня и немалый запас литературных словарей.
Надо заметить, что литературные словари делятся на две очень различные группы.
К одной из них относятся словари с собранием литературных терминов.
Это и школьный литературоведческий словарь; словарь литературоведческих терминов  Л.Тимофеева и С.Тураева, выпущенный издательством «Просвещение»;
«Выразительные средства современной русской речи» В.Москвина, а также  «Поэтический словарь» Квятковского. 

К другой группе относятся словари, где собраны биографии русских или
зарубежных писателей. У меня есть словарь русских писателей ХП –Х1Х вв.
и первой половины ХХ в. Мы обычно знаем только русских классиков – Фонвизина, Карамзина, Крылова, Пушкина и др. А ведь писателей у нас гораздо больше!
Такого рода справочники помогают нам пополнить знания о мало известных или забытых авторах. К примеру, у нас под Москвой, недалеко от города Яхромы,
есть село Подъячево. Но многие ли знают, что оно названо в честь жившего там писателя С.Подъячева? А это очень интересный писатель-народник.

Расширение кругозора для пишущего -- чрезвычайно важно! Чем больше таких  словарей читаешь, тем больший интерес вызывает история литературы,  прошлое
страны, людей и языка – масса  всяких новых слов появляется в твоей речи.
Разве не пополнил словарь каждого читателя Пушкин, Лесков или Толстой?
Заботиться о своём личном словарном багаже должен,на мой взгляд,каждый автор.
Не зря же В.Даль всю жизнь собирал русские слова, бытующие в народе!
Иметь такого помощника как Словарь  Владимира Даля очень полезно.
У меня есть лишь краткое издание этого словаря, но и это уже неплохо!

В моём собрании словарей есть словарь «Юному книголюбу», изданный для школьников. Более подробного словаря такого рода я не встречал, его очень интересно читать. Вот я употребил слово «читать». Это сказано не случайно! Многие считают, что словарём надо пользоваться от случая к случаю когда
хочешь что-то узнать конкретное. Нет, это неверное представление о словарях
и пользовании ими. Хочется спросить: часто ли мы заглядываем в словарь Даля?
Да и для чего он был вообще создан?
В орфографический словарь я лезу, чтобы грамотно писать слова. В толковый – чтобы точно знать смысл используемого слова. Именно для этого мне нужен и словарь иностранных слов. Словарь политический помогает понимать положение
дел в мире. А Даль что даёт?

Вот, что говорил о словаре Вольтер: «Собственно говоря, словарь есть книга
в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь
в том, чтобы извлекать их из неё».
А как это можно сделать? Только читая словарь от корки до корки!
Не все понимают это. Словарь Даля надо не просто просматривать,
иногда открывая на нужном слове. Нет, его нужно именно читать и
перечитывать, набирать себе в память необходимые слова, понимать
их красоту, и многозначность. Из личного опыта знаю, как вдумчивое
чтение дисциплинирует мышление и внимание.

Перебираю словари: вот  передо мной красиво изданный «Словарь
образных выражений русского языка» – его мне подарил товарищ по работе.
Такой словарь просто необходим поэту!
Кроме словарей, связанных с языком и литературой, у меня есть словари философской тематики. Один из них – «Словарь по эстетике». Это небольшой,
но удивительно интересный томик Я его читал не только с пользой, но и с
любопытством. Ведь эстетика очень тесно связана с искусством.
Любой писатель стремится не просто рассказать о чём-то интересном или
важном, но хочет сделать свой рассказ особенным,запоминающимся.
В этом ему, безусловно, поможет знание эстетики, её правила и терминология

У одного автора я прочёл такую фразу: «Он постоянно ошивался на тёплой кухне».
Речь идёт о царских временах 19 века, а слово  «ошиваться» появилось и вошло в
литературный лексикон лишь в  двадцатом веке Кроме того, это слово просторечное, в какой-то мере даже бранное (кстати, в словарях можно найти
указание и на это). Надо не просто уметь строить фразы, а выбирать для них очень точные, красивые слова, сочетая их как друг с другом так и с данным
текстом в целом.  «Я не знаю ничего лучше, чем проза Лермонтова… – говорил А.П.Чехов. –  Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают
в школе – попредложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».

Словарей, связанных с русским языком, очень много. Это не значит, что все их надо иметь, а вот знать об их существовании необходимо, чтобы время от времени брать в библиотеках или в интернете.
В моём собрании словарей есть «Политический словарь» (краткий) – я его просмотрел, как говорится, от корки до корки. Мне было это просто интересно,
да и попал он ко мне случайно, выброшенный кем-то. А вот музыкальный словарь
я приобрёл у своих родственников. Я очень люблю хорошую музыку, у меня
имеются пластинки с классическими произведениями. И мне хотелось побольше узнать о музыке вообще. Это очень скромная книжица, но в ней много любопытного. При написании стихов, я иногда уточняю значение отдельных музыкальных терминов, иногда вставляю их в текст. И всё же, я стараюсь не перегружать ими стихи.



Я говорил, что читать словари не просто полезно, но ещё и очень интересно.
Наш язык многозначен. Ты обычно знаешь лишь одно значение того или иного слова, а словарь тебе покажет два, три или даже больше его смыслов. Откройте  «Толковый словарь»  Ожегова,  к примеру, на  простых  наших словах:  «идти», «принимать» – сколько у каждого значений? 
Словарь подскажет, когда и в каком контексте слово надо использовать.
А иногда укажет, можно ли вообще их использовать в литературе. Ведь возле
каждого слова стоит указатель возвышенное, научное или просторечное выражение.

Чувствовать не просто смысл слова, но и уровень его звучания  необходимо каждому, кто пишет стихи.Вспомним такое стихотворение, как «Пророк» Пушкина.
Само слово «пророк» уже очень торжественное. Оно говорит, что перед вами
человек, способный многое предвидеть, предсказать заранее. Это, я бы сказал,
церковно-славянский термин. Так разве же можно писать такие стихи просторечным,
говорным языком?
И Пушкин это очень хорошо понимает, чувствует это. У него есть строка, где
«серафим» касается рукой его глаз. Как это сказано у нашего поэта:  «Перстами лёгкими, как сон, /Моих зениц коснулся он». Не пальцами коснулся, а перстами,
не глаз, а зениц. Такие слова вызывают трепет в душе, звучат возвышенно!
Вот, что значит, чувствовать внутреннее звучание слова и уместность его
употребления в стихе.

Хотя эти слова звучат и красиво, но не ради красоты они поставлены. Пушкин
подобной речью настраивает нас на то, что здесь речь идёт о чём-то очень важном
и для автора и для читателя – о чувстве меры Мы обычно говорим и пишем: дай
руку. Но никогда в повседневном общении не скажем: дай десницу. Это звучало
бы очень нелепо и в стихах на бытовую тему подобные слова неуместны!
Чувствовать такие вещи надо очень хорошо и понимать  меру допустимого.
«Как красота и мера подскажет» - говаривали на Руси.

Умению грамотно обращаться со словом  учит нас именно толковый словарь.
Нужно только внимательно прочитывать все имеющиеся там пометки, указания.
Повторю, «Словарь» должен стать не просто справочной книгой, а помощником,
другом каждого человека:  словари учат правильно использовать слова на письме
и в разговоре. А как они это делают?
Раскройте толковый словарь наугад. После многих слов, смысл которых объяснён,
всегда имеется цитата. Вот именно она и показывает нам, где, как или в каком
случае можно использовать данное слово. Цитаты чаще всего берутся из
классических произведений русской литературы. Это самое убедительное
доказательство правоты автора-составителя словаря. В творчестве правильная
речь раскрепощает автора, позволяет ему не идти на поводу у нужного слова,
а управлять им.


Словарь в данном случае напоминает мне дорожные знаки, которые помогают
человеку ориентироваться на месте. Но словарь гораздо полезнее таких знаков.
Знак указывает направление, помогает найти нужное место, а словарь ещё и
рассказывает об этом месте. Он также сообщает и другое значение  того же слова.
Иметь словарь то же, что иметь проводника, лоцмана в «океане СЛОВ».
Словарь может раскрыть внутреннее значение или звучание слова.
Например, мы знаем, что слово «композиция» – это музыкальный термин (произведение), но это ещё и музыкальная дисциплина. Кроме того, «композиция» может относиться и к литературе – внутренняя её структура. А в целом имеется пять разных  значений  этого слова. Разве не интересно всё это? 

Но не только  многозначность слова может помочь понять словарь.
Иногда словарь показывает, как появилось данное слово, показывает всю его родословную. Это «знают» этимологические словари. До недавнего времени существовал в этой области "айсберг" - словарь Фасмера. Но наука о происхождении слов не стоит на месте, развивается.  В 2006 году появился
словарь Н.Н.Вашкевича, который посвящён той же теме, но даёт разгадку происхождения слов с новой, более убедительной позиции. Он  в корне меняет
привычное представление читающей публики о проблеме возникновении слов!
Оказывается, что все в мире слова происходят от славянского и арабского  языков. Если мы не можем понять смысл русского слова, говорит он, значит, надо его смысл искать в арабском языке, и наоборот.

Учёные говорят, что чем яснее и проще звучит теория, тем она вернее.
Словари это очень наглядно подтверждают. Я читал книгу об этимологии, где автор
достаточно подробно говорит о методике этой науки. Это слишком сложно и не
всегда помогает достигнуть положительных результатов, в то время как метод
Вашкевича удивительно прост и даёт результаты всегда. Иными словами, помогает
понять каждое слово или выражение.


Важно и то, что Словари дают нам возможность не только узнать что-то,
но и заставляют о многом задуматься. Мы начинаем сами рассуждать.
Ведь если взять первые словари славянского языка и сравнить их с самыми новейшими, то мы сможем ясно увидеть историю развития нашего языка. Словари показывают,  какие слова изменили своё произношение (десница – рука), какие изменили написание (левица – левая).  Когда кто-то начинает говорить о том,
что наши современные слова стали слишком «затёртыми», что для сочинения стихов надо создавать новые слова и даже пытается сформулировать правила для этого, мне невольно хочется задать вопрос:  а хорошо ли ты знаешь родной язык?

Словарь русского языка составляет 16 томов. Мало это или много? 
Конечно, если убрать из всего его состава профессионализмы, то количество
слов уменьшится намного. Пусть останется хотя бы 10 томов. Но и в этих томах будет около миллиона, а то и больше, слов. Все ли их знает каждый человек или каждый писатель?  Вряд ли!
Так можно ли говорить о новых словах?
Словарь Пушкина состоит из четырёх томов. Даль собрал  тоже четыре тома слов,
которые, кстати, тогда ещё не входили в словари русского языка. Сейчас я видел
том толкового словаря, в котором 100000 слов.  Это только один том! 
А ведь есть ещё словари областнических слов.  Думаю, что ни один даже очень
талантливый писатель никогда не читал все подобные словари даже отрывочно.

Многие авторы неплохо знают разговорный язык той области, в которой живут.
И это уже большое их преимущество перед теми, кто этого не знает. Но чтобы
жаловаться на скудость слов для стихов, надо очень придирчиво изучать наши словари. А если вспомнить, сколько имеет синонимов каждое слово, то и спорить на эту тему смешно. Я взял Толковый Словарь –  там, например, слово «земля» имеет семь значений, слово «поле» -9,  слово «бить» – 12!   Слово «принять» – 18, слово «идти»  –  26! – фантастика!
И это только прямые значения слов, а сколько производных от этого корня?
Земля, землянка, земельный, земной землистый, наземный, внеземной, и т.д.

И всё это богатство русского языка хранится под переплётами Словарей:
синонимов, антонимов, омонимов, морфем и др. Представьте себе, каждый из этих
терминов имеет целый том! Только на то, чтобы прочитать, просто  ознакомиться,
с каждым таким словарём уйдёт много времени. А знать всё это надо, прежде, чем
говорить об оскудении родного языка.  И не просто знать, а помнить смыслы и уметь пользоваться ими, чего я всем читателям и писателям (и себе тоже)  искренне желаю.


Рецензии
Интересно. А для меня словари (если уж проводить аналогию с дорожной деятельность), - это дороги, а термины, разъяснения - и есть дорожные знаки с разметкой. Словари, как и дороги, бывают разных категорий и значений. И пользуются ими с разной интенсивностью.

Конашенко   27.05.2016 01:42     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/avtor/shilin

***
Кто желанием горит
Написать хоть что-то,
Пусть изучит словари,
Их у нас – без счёта.
И нелёгкий этот труд
Пусть продлится годы.
Без него, замечу тут,
Слову нет свободы.
Да, закон судьбы таков,
Он совсем не сложен,
Их писали Ушаков,
Даль, Ожегов тоже; –
Много разных словарей
Накопили люди,
Так читайте их скорей
В суматохе буден.
Не теряйте время зря! –
Молвлю по секрету:
Жить нельзя без словаря
Каждому поэту!

С благодарностью...

Шилин Владимир Владимирович   11.06.2016 12:33   Заявить о нарушении
И Вам, Владимир Владимирович, с благодарностью

Конашенко   11.06.2016 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.