Об экспромтах Из несказанного

Настоящий экспромт - это когда ... и подумать не успеешь ... "
Из несказанного Александром Сергеевичем Пушкиным

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716



***

Экспромт (литература)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Экспромт (от лат. exprom(p)tus — готовый) — многозначный термин

Экспромт в литературе (литературный экспромт) — небольшое литературное произведение, созданное в момент исполнения без подготовки. Литературный экспромт является разновидностью импровизации. К литературным экспромтам относятся импровизированные стихотворения, короткие ораторские выступления, афоризмы.

Стихотворные и произаические экспромты могут быть частью театрального представления.

В европейской литературе экспромты обычно не рассматриваются как серьёзные произведения. В восточных литературах (например, в арабской и японской) в некоторых жанрах импровизационность является нормой, соответственно, экспромты гораздо чаще являются произведениями серьёзных жанров.

Стихотворный экспромт

Стихотворный экспромт — короткое стихотворение, сочиненное быстро, без предварительного обдумывания, часто устно. Очень часто создаются как стихи на случай (стихотворение на случай).

По жанру стихотворные экспромты обычно являются мадригалами, эпиграммами, шуточными стихотворениями (соответственно, шутливыми или комплиментарными по теме). Пример: «Саранча летела…» А. С. Пушкина. Часто экспромтом пишутся буриме.

Реже встречаются стихотворные эскпромты серьезного лирического содержания, в частности, короткие образцы философской лирики. Пример: «Слёзы людские, о слёзы людские…» Ф. Тютчева.

***

Импровизация
    
Значение слова "Импровизация" в Большой Советской Энциклопедии

Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация 
возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки Импровизация в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные Импровизация Поэтические Импровизация обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством Импровизация владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К Импровизация относят жанр экспромта.

  Музыкальная Импровизация в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (невмы, крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы Импровизация становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной Импровизация полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая Импровизация аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16-18 вв. стихия Импровизация сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление Импровизация находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление Импровизация, превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. Импровизация в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с Импровизация (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике Импровизация не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы Импровизация (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную Импровизация

  Импровизация в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии Импровизация в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. Импровизация варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). Импровизация в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).

  Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид Импровизация: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. Импровизация остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).

  Импровизация в театре - игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, Импровизация была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство Импровизация достигло в народной итальянской комедии дель арте (16-18 вв.) и французском фарсе (15-16 вв.). Позднее Импровизация сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

  В начале 20 в. интерес к Импровизация в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл Импровизация как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов Импровизация, идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919-38 в Москве существовал театр Импровизация - «Семперанте». Искусство Импровизация составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.

***

aus dem Stegreif sprechen

dict.cc:  unvorbereitet etwas vortragen


 "Ich kenne mich so gut mit dem Thema aus, da kann ich morgen die Rede aus dem Stegreif halten!"  Stegreif ist die aeltere Bezeichnung fuer den Steigbuegel und bedeutet eigentlich: Reif / Ring zum Besteigen des Pferdes. Die Redensart bezieht sich auf den eiligen Reiter, der schnell etwas erledigt oder zu sich nimmt, ohne sich die Zeit zum Absteigen zu nehmen. Die uebertragene redensartliche Verwendung ist seit dem 17. Jahrhundert belegt, aber noch Goethe neigt dazu, sie nur in Form des redensartlichen Vergleichs (gleichsam wie im Stegreif) zu gebrauchen. Die Stegreifdichtung im Sinne des Extemporierens und der Improvisation ist seit der Antike verbreitet gewesen und auch in der Skalden- und Spielmannsepik gepflegt worden. Insbesondere in den Spielarten der Volksdichtung (etwa in der Commedia dell' arte) wurden Spielformen bevorzugt, in denen der Schauspieler den Text (je nach seiner Stimmung und den Anregungen aus dem Publikum folgend) variieren konnte. Im Arlecchino (Harlekin) und im Hanswurst gab es gar einige Buehnengestalten, die frei spassige Variationen einer nur im Grundriss festgelegten Handlung zu erfinden hatten. Die allmaehlich als Verwilderung der Theatersitten empfundene Stegreifdichtung wurde durch die Theaterreform Gottscheds im 18. Jahrhundert abgeschafft und in Oesterreich aus Gruenden der Zensur im Jahre 1752 gar ausdruecklich verboten. Die freie Improvisation ist als Kunstform seither mehr oder weniger auf das Kasperletheater und das Kabarett beschraenkt. Auch die Stegreifrede, eine alte rhetorische Kunstform, wird heute nicht mehr gelehrt, sondern den mehr oder weniger ausgepraegten rhetorischen Begabungen des einzelnen ueberantwortet.

***
extemporaneously {adv} aus dem Stegreif   
 impromptu {adj} {adv} aus dem Stegreif   
 idiom offhand {adj} {adv} aus dem Stegreif   
 extemporaneous {adj} aus dem Stegreif [nachgestellt]   
 to extemporize aus dem Stegreif reden   
 to improvise aus dem Stegreif schaffen   
 mus. to vamp aus dem Stegreif begleiten   
 ad lib {adv} aus dem Stegreif   
 ad libitum {adv} aus dem Stegreif   
 ad-lib {adv} aus dem Stegreif   
 without preparation {adv} aus dem Stegreif   
 improvised {adj} aus dem Stegreif [nachgestellt] [improvisiert]   
 to extemporise [Br.] aus dem Stegreif reden   
 guesstimate [coll.] Schaetzung {f} aus dem Stegreif   
 to answer offhand aus dem Stegreif antworten   
 offhand estimate Schaetzung {f} aus dem Stegreif   
 Right off the bat. Ganz aus dem Stegreif.   
 idiom off the cuff {adv} [coll.] [extemporaneously, without
 preparation]     aus dem Stegreif   
 idiom off the top of one's head aus dem Stegreif   
 to make an off-the-cuff speech aus dem Stegreif eine Rede halten 

 

 


Рецензии
.. это когда, словно обухом по голове ..

Арсен Асов   20.09.2014 22:35     Заявить о нарушении