Романтики речного флота

Моряковка встретила меня хмурым дождливым и не по-ноябрьски тёплым утром. Приветливые жители подсказали как найти стоянку речных судов. Вот из-за поворота показался БТМ-630, а на берегу ожидал капитан «толкача» - Николай Васильевич Гуторов – ветеран труда, отличник речного флота.
 После приветствия и личного знакомства услышала:
     - У меня это уже сорок седьмая навигация.  Возвращение в порт приписки нынче было крайне сложным: волна до полутора метров, видимость нулевая, снег, мороз, ветер до 22 м/сек.
И далее, как по накатанной, пошёл разговор сначала на причале, затем перешли на судно, и оказались в столовой.
В 1966 году 16-летним подростком приехал юный Николай из южного Бишкека (Фрунзе) для обучения в Моряковском училище речников и поступил параллельно в Новосибирское речное училище. Еще будучи студентом, с 1967 года пошёл бороздить просторы сибирских рек: Томь, Обь, от Павлодара по Иртышу, через Карское море по Енисею. Стаж в должности  механика у Николая Васильевича составляет 20 лет и капитаном - более 20 лет.
-  В нашей профессии важны профессиональные знания, любовь к своему делу, взаимовыручка, добрые человеческие отношения.
ОТА-852, озёрный теплоход автоматизированный — это моё первое судно. Риисалу  Лимбит Юрьевич -  капитан, под началом которого я вышел в первую навигацию,  и сейчас здравствует, проживает в Моряковке.
Команда капитана Н.В. Гуторова перевозит преимущественно щебень для строительства промышленных объектов нефте-газовой отрасли в Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск и другие города Сибири.
Шли годы, менялись страна, эпоха, но одно у капитана было и остаётся неизменным —  любовь к месту, где он живёт, увлечённость профессией речника и верность своей семье.
Первые годы в навигации ходили вместе с женой: Николай Васильевич работал мотористом, жена - Любовь Михайловна – радистом. В дальнейшем супруга работала воспитателем в Моряковском детском доме.
Для человека  профессии речника, когда по шесть месяцев находишься вдали от родных, надёжный тыл очень важен. У Николая Васильевича есть такая опора: заботливая жена, две дочери – Елена и Наталия, трое внуков. Елена – юрист ООО «Торум», её муж – адвокат, Наталия – завуч МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» Томского района. Старшая внучка Любовь - студентка  III курса  юрфака ТГУ. 14-летний внук Михаил сейчас  проходит  учебно-тренировочные сборы по лыжным гонкам на Вершине Теи в Хакассии, имеет III взрослый разряд. Младшей внучке Машеньке в конце октября исполнился годик. Внуки очень любят своего деда.
Кузьмин Руслан Вячеславович, муж младшей дочери, работает вместе с Николаем Васильевичем на судне механиком. На этом теплоходе у него третья навигация, а всего «за плечами» их двадцать одна. Первая навигация проходила в 1993 году на теплоходе ОТ-2124 под руководством  капитана Кузнецова Владимира Яковлевича.
Традиции речников в семье  сохраняются.
Из рассказа капитана:
- Пять лет в Нижневартовске жил с семьёй, работал на скоростном судне «Ракета», на Шлюзовых. В 1987-1988 годах работал в АООТ «Томская судоходная компания» (ТСК) на «Заре», потом перешел на «двухтысячник» в Моряковскую РЭБ и вновь вернулся в ТСК на теплоход РТ – 633, где работал до 2010 года. С 2011 года по настоящее время работаю в ООО Сибирская Буксирная компания в должности капитана. Имею Почетные грамоты за многолетний добросовестный труд, высокие трудовые показатели, в частности от  Губернатора В. Кресса, (2000 г.), Мэра г. Томска (2003 г.).  Подготовил немало молодых кадров для самостоятельной работы на водном транспорте.
Много тёплых слов благодарности всей командой было сказано в адрес повара- матроса  Карташовой Ларисы  Филипповны. Сама хозяйка камбуза с первых минут общения оценила свою работу так: «Корабль — мой дом родной». Невысокая, опрятная женщина в поварском колпаке легко и неслышно передвигаясь по камбузу, готовила обед. В меню на тот день были салат, холодец, суп гороховый, гуляш с вермишелью. К чаю  хворост испекла. И всё с шутками-прибаутками. Вспоминала, как пришла на флот:
- Муж был капитаном, сейчас на пенсии, проживаем постоянно в Нарге. Порой с пяти утра на ногах,  мой рабочий день длится до..., в общем — и не заканчивается. Мы, повара, всё готовим сами, в том числе и хлеб печём. На флоте с 19-ти лет, пришла в 1989 году в трудное, переходное для страны время... Как команда моя первая сказала: «Пройдёшь первую навигацию и ...сбежишь». Но я женщина принципиальная, терпеливая. Вот и работаю третий десяток лет.  Сыну 22 года, как и родители —  речник.
  По возвращении я ещё долго вспоминала наш разговор во всех его подробностях и поняла — пока есть  такие специалисты, верные и преданные своему делу романтики,   речной российский флот будет жить.


Отраслевая газета работников Обского пароходства "На вахте", декабрь 2013 года


Рецензии