Легкое дело

Легкое дело вернул мне нежданный звонок,
шум телефонный, меня рассердивший вначале.
Вот и упрОчились, многому встав поперек,
малые радости, малые наши печали.

Выйду на воздух, по белому свету пройду.
Плакать от радости можно и в непогоду.
Благословляю в бессолнечном этом году
вешнюю пору и хмурую нашу природу.

Славно под зеленью! Легкое дело – бродить
сколько захочется, помнить, что не постоянно
легкое дело. И цель бытия находить
в роскоши мыслить под сенью зеленого клана.

В местной печати печалит отсутствие мест
местной печали. Но страсти уже отзвучали.
Легкое дело! Имеют пустой интерес
все наши споры, покамест бушуют окрест
малые радости, малые наши печали


Рецензии
Ок. Размер стихотворения — 5- стопный дактиль структуры 2/3 — с переменной (лёгкой) цезурой второй стопы:

1оо1/о/о/1оо1оо1(...) — в данном стихотворении исключительно женской и дактилической.

Пойдёт. Но есть пара сомнительных мест:

1
сколько захочется, помнить, что НЕ постоянно — И НЕ ОБЪЕДЕШЬ И НЕ ПОЙМЁШЬ...

2
В местной пеЧАти пеЧАлит отсутствие мест
местной пеЧАли. Но страсти уже отзвуЧАли. — ТАКОЕ ЧУВСТВО, ЧТО ПОСЛЕДНЕЕ ЧА, УЖЕ ПЕРЕБОР.

3
Легкое дело! Имеют пустой интерес
все наши споры, покамест бушуют окрест — ТО ЛИ НЕОЖИДАННО ТО ЛИ НЕ АЙС:

имеют... ИНТЕРЕС [СПОРЫ] покаМЕСТ бушуют ОКРЕСТ... — такое нагромождение звуков, хоть размер наруШАЙ...:

Легкое дело! Имеют пустой интерес
все наШИ споры, пока<...> буШУют окрест

Другое дело? Смотрите... Так или иначе Вы уже наруШИли структуру строфы.

================================================
================================================

Теперь о другом. Игорь, подумал, что я пошутил, — предлагая ему оценить ещё одну пару-тройку стихов к уже имеющимся? Поверьте, Игорь, нет. Никаких шуток. Всё серьёзно.

Хорошо. Тогда разберём те, которые, Вы уже оценили. Здесь. Потому что там, — на «Постигая дзэн» (Белавин Игорь Песни) http://www.stihi.ru/rec.html?2019/04/25/9983 — уже слишком много места Итак,

================================================
================================================

ПЕРВЫЙ СТИХ.

ПЕРВАЯ СТРОФА. По принципу:

=======
ЦИТАТА
=======
+
КОММЕНТАРИЙ

1
========================
Инструменты сложены на верстак. 10
День закончен – руки теперь бы вымыть. 11
Снега нет, но воздух задумчив так, 10
Словно есть. И слов из него не вынуть. 11

Сначала метрическая схема

Oololoolol
Oololoololo
Lololoolol
Lololoololo
========================

КОММЕНТАРИЙ. Это не метрическая схема, а сугубо цельная. В первой строке, на слове НА, — нет ударения.

2
========================
Теперь ритмическая схема (с учетом пауз)

Oolo/loo/lol
Oolo/loolo/lo
Lol/olo/olol
Lol/olool/olo
========================

КОММЕНТАРИЙ. Смотрим как это выглядит на строфе:

инструмЕнты / слОжены / нА верстАк. 10
день закОнчен / – рУки тепЕрь бы / вЫмыть. 11
снЕга нЕт, / но вОздух / задУмчив тАк, 10
слОвно Есть. / и слОв из негО / не вЫнуть. 11

В первой строке ударение в слове НА?
Во второй строке, первое слово ДЕНЬ без ударения?
И самое главное, это не ритмическая схема, а метрическая, по Клопштоку, отмечающая — стопы слов и их границы. Где, не все из них разделены как полагается.

3
========================
Соглашусь, что 1-2 и 3-4 строки в точности повторяют метрический рисунок

1) Анапест-ямб-анапест-ямб
2) Хорей-хорей-дактиль-хорей-хорей

А теперь смотрим матрицу ритма

Ool/olo/olo/l 1 строка
Ool/olo/olo/lo
ool/olo/olo/l строка 3
ool/oloolo/lo строка 4
========================

КОММЕНТАРИЙ. Смотрим как это выглядит на строфе:

инструмЕн / ты слОже / ны нА вер / стАк. 10
день закОн / чен – рУки / тепЕрь бы / вЫмыть. 11
снега нЕт, / но вОздух / задУмчив / тАк, 10
словно Есть. / и слОв из / негО не / вЫнуть. 11

Интересный ритм! А какие слова замечательные —

инструмЕн, тыслОже, нынАвер, стАк.
деньзакОн, ченрУки,
...
ислОвиз, негОне.

Это что за ритмическая просодия? Как её понимать? Вы уверены, что Ваш мозг готов воспринимать сию тарабарщину как полагается? Мой мозг, точно отказывается воспринимать подобный ритм. И это ладно, но чем эта нелепица отличается от стопной нелепицы, если понимать стопу как ритмический процесс?

4
========================
теперь более-менее понятно, что ритмически мы имеем дело

со схемой анапест-2 амфибрахий-хорей (или усеченный дактиль)

если такая схема будет повторяться и дальше, мы имеем дело с настоящим
составным «метром», который можно использовать
и в других стихотворениях
========================

КОММЕНТАРИЙ. Какой составной метр? Игорь, эта строфа — логаэд. ХОРЕО-ДАКТИЛИЧЕСКИЙ, — ВО ВСЕХ СТРОКАХ.

================================================
================================================

ПЕРВЫЙ СТИХ.

ВТОРАЯ СТРОФА. По принципу:

=======
ЦИТАТА
=======
+
КОММЕНТАРИЙ

1
========================
Мастер ключ протянул – развинтить слова, 11
Но раздался над мастером глас Господень: 12
- Дай, пожалуйста, этот – на 32, 11
Тот, на 20, уже никуда не годен. 12

lolooloolol
lolooloololo
lolooloolol
lolooloololo

1-4 строки с виду хорей, 2 дактиль, хорей-хорей
========================

КОММЕНТАРИЙ. Согласен. Это цельная схема, практически, обозначенная как стопная. Но на слове НО — ударения нет.

2
========================
Ритмическая схема здесь зависит от восприятия ударений
Я бы трактовал так

oolool/oolol
oolo/oloo/l/olo
ooloolo/olol
oolo/oloololo

но матрица ритма (с цезурами) показывает, что это 3 анапест и 1 амфибрахий
урезанный или полный
========================

КОММЕНТАРИЙ. Господи прости... Ну что человеку нужно... Какая ритмическая схема... В этом катрене вообще нет цезур. Но да ладно. Отмечаем то, что показано на схеме:

мастер клЮч протянУл – / развинтИть словА, 11
но раздАлся / над мАстером / глАс / госпОдень: 12
- дай, пожАлуйста, Этот – / на трИдцать двА, 11
тот, на двАдцать, / ужЕ никудА не гОден. 12

Во-первых, такие важные слова и, метрически и, ритмически и, фонетически, как: МАСТЕР, ДАЙ, ТОТ, почему-то, без ударений, — нормально? Во-вторых, благодаря этому, идут нелепые конструкции, типа:

мастер-КЛЮЧ, — как мастер-класс.
тот-на-ДВАДЦАТЬ, — как тут-на-двадцать...

Ну и, дай-ПОЖАЛУЙСТА, попросту смешно. Ну как здесь нет ударения-то!

Опять же, так называемые цезуры, создают те же нелепые конструкции, такие как:

мастер-КЛЮЧ ПРОТЯНУЛ / (ноги?)
но-РАЗДАЛСЯ / (в весе?)
дай-ПОЖАЛУЙСТА ЭТОТ / (а может, Тот? — бог Египта)
тот-на-ДВАДЦАТЬ (а-а-а... лет моложе?)

Господи прости... И ведь это как-то должно укладываться в мозгу...

3
========================
Видим, что конструкция от строфы к строфе меняется
Стиш вероятнее всего полиритмический
с изменяющейся метрической схемой
========================

КОММЕНТАРИЙ. Да ничего мы не видим, — кроме полного абсурда критики. Первые два стихотворения триптиха, следуют двум размерам:

1о1о1оо1о1(о)
1о1оо1оо1о1(о)
+
1о1оо1о1оо1(о) — исключение.

Этого достаточно. Метр этих размеров, один, — ХОРЕО-ДАКТИЛЬ. Все три размера — 5- СТОПНЫ. Всё остальное, или критически обсуждается или нет. Но исключительно на словах. Всё. Мало того, если вспомнить предыдущую беседу, мы уже проходили эти размеры (в самом начале). И наши высказывания, относительно их тоже были... Но разве ритмический слух критика способен это вспомнить? — после того, что он тут наговорил... — ни на слух ни на мысль — никак... Это невозможно, с подобным восприятием ритма. Который, — НЕУЛОВИМ, в принципе. И надо быть очень осторожным, чтобы Его интерпретировать. А так как это сделал наш критик, — КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ.

4
========================
дальше пока разбирать не буду
========================

КОММЕНТАРИЙ. А что так? Не знаете, что делать вот с такими строками, —

======
Разговором застигнута полуночным...

2.

А пока нахохлились тополя,
У небесной вставшие переправы,
И вздыхает высохшая земля,

И скрипят, заглядывая в лицо,
И о чём-то шепчутся по-немецки.
======

— сложные строки? Успокойтесь, это тоже, — хорео-дактили.

оо1о1оооо1(о)
оо1оо1оооо1(о)

оо | 1о | 1оо | оо | 1(о)
оо | 1оо | 1оо | оо | 1(о)

5- СТОПНЫЕ ХОРЕО-ДАКТИЛИ, прошу прощения.

================================================
================================================

ТРЕТИЙ СТИХ.

ПЕРВАЯ СТРОФА. По принципу:

=======
ЦИТАТА
=======
+
КОММЕНТАРИЙ

1
========================
ну и для сравнения

Над тенями страшными – хор.
Каждую травинку целуя,
Можно ли звучать, Дирижёр?
Можно ли уже:
«Аллилуйа»?!

oolo/loo/l (lo/lo/loo/l
Loo/olo/olo
Loo/olool
Loo/oloolo

Я бы трактовал как смену хорея дактилем
И переход от дактиля к амфибрахию
========================

КОММЕНТАРИЙ. Я так понял, здесь, нет начальных анапестов, только потому, что первые удары акцентированы? Вы не поверите уважаемый критик, в хорее, тоже, очень часто, нет этих акцентов на первых слогах. И в тоже время, хорей, всегда остаётся хореем — с пиррихием первой стопы. Безусловно согласен, что катрен хорео-дактиличен. И нет в нём никаких переходов. Это хорео-дактиль. А значит, стопы, могут быть ТОЛЬКО ХОРЕЯМИ И ТОЛЬКО ДАКТИЛЯМИ. А Ваша схема, вновь, отображает не пойми что, — показываю:

Над тенями / страшными – / хор.
Каждую / травинку / целуя,
Можно ли / звучать, Дирижёр?
Можно ли / уже:
«Аллилуйа»?!

Первые две строки, отображают метрические вариации (словесные стопы), вторые две строки отображают не верную трактовку пауз. То есть, вместо нормальных пауз:

Можно ли звучать /
Можно ли уже /

— наш критик рисует нелепые:

/ звучать дирижёр
/ уже целуя

— ну что это такое?

2
========================
Занятно
Но это не новаторская метрика, а игра с ритмами
========================

КОММЕНТАРИЙ. Занятно не то слово. Катастрофически занятно. Когда, вместо простейшего определения размера, мы пытаемся поймать ритм. Чем, — дырявой бабочкой? За садком гоняться? Именно так. Потому что не понимая элементарного, даже приблизиться к ритму не смей. Но наш критик смел.

================================================
================================================

Игорь, Вы, когда-нибудь, передачу "Угадай мелодию" смотрели? Там, люди, на слух определяют название песни. Ритмический слух поэта, приблизительно, также, должен помнить разные течения ритма. И для лучшей запоминаемости их, необходимо, раз и навсегда запомнить метры и размеры его течений. То есть название для каждого метра обязано быть в голове. Без этого, все стихи, просто стихи. Тогда как, если ты знаешь, например, что такое Сапфо, знаешь как расположены удары на ней и, читал не раз, стихи, написанные этим размером-метром, плюс, знаешь, какие ещё размеры играют с ней, значит, — запомнил. Вот для этого нужна правильная терминология. Вот таким образом запоминаются разные ритмы. И никак иначе.

Рихард Мор 2   30.04.2019 18:31     Заявить о нарушении
Возвращаю вас к почти что началу разговора
Вы пишете: «Когда Вы интерпретируете РАЗМЕР, Вы не говорите о ритмике, исключительно о размере. А ритмика, это (и то, может оказаться субъективная)»
Насколько я вас пониманию, «размером» вы считаете количество стоп,
причем стопы у вас в строке не одинаковы
Дело в том, что вы предлагаете теорию, которая РИТМИКУ и МЕТРИКУ
пытается свести к чередованию и количеству стоп, как в древнегреческой поэтике
Пусть так, хотя на самом деле те греки давно вымерли, а нынешние их потомки
пишут иначе
Дело в том, что нынешние «мы» все понимаем через ритмику, а не через подсчеты стоп
в переводе «Офелии» Гаспаровым ритма в его современном понимании нет
То есть, для почти любого нашего современника
в волосАх гнездЯтся / речнЫе крЫсы.
рУки_в_пЕрстнях // вЫтянулись по_водЕ
плавникАми, несУщими / еЁ_мЫсли
сквОзь_тернИстый подвОдный / дремУчий лЕс.
это все проза, как ни считай стопы
И дело вовсе не в том, что кто-то «слышит», а кто-то «тугоухий»
Дело в том, что сложилась многовековая привычка к определенным «метрам»
А привычка к силлабо-метрической поэзии угасла даже в самих греках
Наверное, со временем эту привычку Вам удастся побороть!
Но не в нашей жизни...
С другой стороны, порой эксперименты ваших «учениц» дают неплохие
ритмические плоды
но при этом стихи читаются через «ритмы»
а не через соответствия умозрительному подсчету стоп
стихи Рождественского
я сегодня до зари встану
по широкому пройду полю
считаются эталоном логаэда
просьба подсчитать по вашей системе
насколько это впечатление правомерно

Белавин Игорь Песни   30.04.2019 19:25   Заявить о нарушении
Спасибо, что возвратили. Цитирую то, что Вы, почему-то не стали цитировать:

========================
Её можно немного изобразить на метрической схеме, — каждому слову свой метр:

оо1 о1о / о1о 1о
1о_1о // 1ооо о_о1
оо1о о1оо / о0_1о
1_о1о о1о / о1о 1

Но какой размер? Ритмика мне и так ясна — Сапфо. Причём без всяких схем. Но для того, чтобы понять какой у этих строк размер, необходимо глянуть промежутки между ударами, для Вас, — проставить ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ удары в каждой строке (и это уже объективно):

в вОлосАх гнездЯтся / речнЫе крЫсы.
рУки_в_пЕрстнях // вЫтянулИсь по_водЕ
плАвникАми, несУщими / еЁ_мЫсли
сквОзь_тернИстый подвОдный / дремУчий лЕс.

— ЭТО НЕ РИТМИКА, ЭТО ПОИСК РАЗМЕРА. Далее отобразить всё это на цельной схеме:

1о1о1о/о1о1о
1о1о/1оо1оо1
1о1оо1оо/о01о
1о1оо1о/о1о1

Как оказалось, Сапфический метр тут только один. Но ритмика, всё равно Сапфо. Однако, Вам нужны стопы? Вы не видите на схеме — 5- СТОПНЫЙ ХОРЕО-ДАКТИЛЬ?

<…>

Пожалуйста. Теперь отобразим каждый размер на символьной схеме:

ХД5_а3
ХД5_б1
ХД5_б3
ХД5_б3

[Ну всё правильно, ХД5_а3 (Сапфо) порой идёт в паре с ХД5_б3.] Откуда я это взял? Вот отсюда:

Определение Размера и Формы стихотворения (Рихард Мор 2)
http://www.stihi.ru/2017/10/22/6252
========================

Итак, что мы имеем. У Игоря, проблемы со зрением, мышлением, с чем ещё, но — проблемы и, явные причём, у Игоря точно есть. Он даже по ссылке не ходил, — настолько уверен в своей проблеме.

Игорь, ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯЮ, чтобы мне понять, что ЭТО САПФО, мне НЕ НУЖНЫ СХЕМЫ. Однако Вам, любителю ритмов, который, типа, схемы не рисует, я наглядно покажу, ЧТО Вы не услышали и не почувствовали, — даже с этой попытки:

ГАСПАРОВ:
========================
в волосАх гнездЯтся / речнЫе крЫсы.
рУки_в_пЕрстнях // вЫтянулись по_водЕ
плавникАми, несУщими / еЁ_мЫсли
сквОзь_тернИстый подвОдный / дремУчий лЕс.
========================

ИГОРЬ БЕЛАВИН:
========================
это все проза, как ни считай стопы
========================

МАРИЯ ЗНОБИЩЕВА:
========================
Инструменты сложены на верстак. 10
День закончен – руки теперь бы вымыть. 11
Снега нет, но воздух задумчив так, 10
Словно есть. И слов из него не вынуть. 11
========================

ИГОРЬ БЕЛАВИН:
========================
теперь более-менее понятно, что ритмически мы имеем дело

со схемой анапест-2 амфибрахий-хорей (или усеченный дактиль)

если такая схема будет повторяться и дальше, мы имеем дело с настоящим
составным «метром», который можно использовать
и в других стихотворениях
========================

Многоуважаемый Игорь, катрены Гаспарова и Марии, идентичны по ритму. А вот Ваши слова разнятся.

Ну и то, что у Вас проблемы с ритмическим слухом, я уже говорил. И чтобы исправить эту ситуацию, научитесь ПРАВИЛЬНО определять РАЗМЕР. Но для начала, научитесь слышать собеседника, который в этом вопросе знает НАМНОГО больше Вашего.

================================================
================================================

И да, Игорь, объясните мне пожалуйста, чем Ваша личная интерпретация так называемой ритмической схемы не схожа с общей (гибельной) интерпретацией стопной схемы? Я серьёзно. А то Вы меня в детский сад определили, а сами ведёте себя как обиженный ребёнок. Насколько мне известно, взрослый отвечает за свои слова и поступки. Так? Тогда будьте добры.

Рихард Мор 2   30.04.2019 20:04   Заявить о нарушении
не вижу смысла в пикировке
и искренне пытаюсь разобраться, что стоит
за вашими схемами
было бы очень полезно, если бы вы ответили по поводу Рождественского
Вы пишете на примере указанной строфы Гаспарова (это НЕ ГЕЙМ!):
в волосАх гнездЯтся / речнЫе крЫсы.
рУки_в_пЕрстнях // вЫтянулись по_водЕ
плавникАми, несУщими / еЁ_мЫсли
сквОзь_тернИстый подвОдный / дремУчий лЕс.
- что «её можно немного изобразить на метрической схеме»
и приводите пример
оо1 о1о / о1о 1о
1о_1о // 1ооо о_о1
оо1о о1оо / о0_1о
1_о1о о1о / о1о 1
из примера очевидно, что стопу вы определяете «пословно»
следовательно, я делаю вывод, что в вашей системе главную роль
играет слово и его схема ударений
мне в данном случае неважно, правомерен ли такой подход в принципе
важно, что подход – именно такой!
У вас получилось в каждой строке ровно четыре «стопы»
Причем некоторые одномерные, а некоторые четырех мерные
(слово «мерный» пока оставим как сказано, без уточнений)
Поясните суть метода возможно более простым способом,
поскольку метод определения, как вы говорите, Ритмики и Размера
отсюда не выявляется
Я вижу, что вы укладываете в каждую строку ровно четыре стопы
Но сам метод образования стоп не очевиден
Затем вы преобразуете схему, довольно вольно трактуя ударения
Верно, что в традиционной метрике ударения тоже трактуются порой вольно
Но там сама метрическая схема – это условность, а важен ритм,
как это происходит в музыке
ритм либо нравится публике, либо нет
1о | 1о | 1о/о | 1о | 1о
1о | 1о/ | 1оо | 1оо | 1
1о | 1оо | 1оо/ | о0 | 1о
1о | 1оо | 1о/о | 1о | 1
Эта схема у вас основана на тех же словах, которые сами по себе
ритма не создают: читатель не читает схему, а слышит музыку
реальный ритм создается с помощью «звукосмысла» (но это разговор долгий)
важен результат: такой «ритм», как у Гаспарова, читатель не слышит
а реальный ритм поэзии Гейма ощущается очень даже хорошо
Между тем мне интересно, каким образом ваши ученицы
создают вполне себе интересные в ритмическом отношении вещи
важно осознать метод
а я его пока не ощущаю в полном смысле слова

Белавин Игорь Песни   30.04.2019 20:38   Заявить о нарушении
Во-первых, СХЕМА НУЖНА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА. Чтобы определить и зафиксировать его в памяти в виде принадлежности того или иного ритма. Во-вторых, сам

1. РИТМ ОТОБРАЗИТЬ НЕВОЗМОЖНО.

2. НА СХЕМАХ РИТМА НЕТ. Слабое исключение — метрическая схема. Там его самая малость. И то, как её определять не знаю.

В-третьих (и т.д.) метрическая схема (стопы слов) нужна для того, чтобы понимать, что СТИХИ ПИШУТ СЛОВАМИ, а не стопами.

СТОПЫ ИЗМЕРЯЮТ.

Помимо этого, хотя, почему помимо этого, — метрическая схема отображает МЕТРИЧЕСКУЮ ВАРИАЦИЮ ФОРМЫ РАЗМЕРА. Об этом ниже. Но прежде, хочется в который раз повторить:

Любое объяснение, лично для Вас, бессмысленно, пока Вы не перестанете употреблять слово ритм, вообще и относительно любой схемы, тем более. Теперь,

что такое цельная схема. Она отображает ФОРМУ РАЗМЕРА. У каждого размера есть формы — полноударная (определяющая размер) и не полноударные. Я это наглядно показывал в предыдущей рецензии, — куда Вы смотрели и чем думали? Хорошо. Ещё раз:

========================
ФОРМЫ — 4- стопного Ямба:

1) о1о1о1о1 — о1 | о1 | о1 | о1 — ЯЯЯЯ — Д
2) ооо1о1о1 — оо | о1 | о1 | о1 — ПЯЯЯ — Т-Д
3) о1ооо1о1 — о1 | оо | о1 | о1 — ЯПЯЯ — Т
4) о1о1ооо1 — о1 | о1 | оо | о1 — ЯЯПЯ — Т-Д

5) о1ооооо1 — о1 | оо | оо | о1 — ЯППЯ — Д
6) ооо1ооо1 — оо | о1 | оо | о1 — ПЯПЯ — Т
7) ооооо1о1 — оо | оо | о1 | о1 — ППЯЯ — Т
8) ооооооо1 — оо | оо | оо | о1 — ПППЯ — Т

МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — на каждое слово свой Метр по закону Метра Ямба, определяющего свой Размер — 4- стопный — удары только на чётных позициях:

ПЕРВЫЙ ПОЛНОУДАРНЫЙ РЯД Я4:

1- я ФОРМА — о1о1о1о1 :

12 34 56 78
~^ ~^ ~^ ~^
о1 о1 о1 о1
о1 о1 о1о 1
о1 о1о 1 о1
о1 о1о 1о 1

о1о 1 о1 о1
о1о 1 о1о 1
о1о 1о 1 о1
о1о 1о 1о 1

ВТОРОЙ ТРЁХУДАРНЫЙ РЯД Я4:

2- я ФОРМА — ооо1о1о1 :

1234 56 78
~~~^ ~^ ~^
ооо1 о1 о1
ооо1 о1о 1
ооо1о 1 о1
ооо1о 1о 1

и так далее.
========================
========================
Показываю на схемах ТРЕТЬЮ ФОРМУ 4- СТОПНОГО ЯМБА и МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ этой формы:

3- я ФОРМА — о1ооо1о1 :

12 | 3456 | 78
~^ | ~~~^ | ~^

о1 | ооо1 | о1
о1 | ооо1о | 1
о1о | оо1 | о1
о1о | оо1о | 1
о1оо | о1 | о1
о1оо | о1о | 1
о1ооо | 1 | о1
о1ооо | 1о | 1

о1 | ооо1 | о1
В тебе | приговорён | страдать

о1 | ооо1о | 1
В мечтах | несовершенных | знать

о1о | оо1 | о1
Желаний | воровской | любви

о1о | оо1о | 1
Люби же | ну люби же | ты

о1оо | о1 | о1
Знамение | чего | чего

о1оо | о1о | 1
Желание | чьего-то | но

о1ооо | 1 | о1
Пустующего | здесь | во зло

о1ооо | 1о | 1
Играющее | с нами | зло
========================

КАЖДАЯ МЕТРИЧЕСКАЯ ВАРИАЦИЯ — УНИКАЛЬНА. И в тоже время, каждая метрическая вариация принадлежит той или иной форме того или иного размера метра. В данном случае — 4- стопного ямба.

Солдат (метрическая вариация) в составе отделения (форма).
Отделение (форма) в составе взвода (размера).

И это в любом виде стиха. И это необходимо знать, чтобы НЕ ПРИДУМЫВАТЬ амфибрахии и анапесты и прочия, — там, где их нет, — тем паче, ложить всё под одну гребёнку:

В тебе | приговорён | страдать
Играющее | с нами | зло

ФОРМА ОДНА о1ооо1о1, НО МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ РАЗНЫЕ. И не надо их равнять. Например:

о1 | ооо1 | о1 — к чему это приводит:

В тебе | приговорён | страдать
Игра | ющее с на | ми зло

Для чего это нужно, если обе эти вариации принадлежат ямбу? Но то, что они, ритмически разные, тоже нужно понимать.

Опять же, для тех кто в постоянном танке, это приходится ПОКАЗЫВАТЬ НАГЛЯДНО, — что это ямб. И чтобы это доказать, необходимо сделать ПОЛНУЮ ГРАФИЧЕСКУЮ СКАНДОВКУ, — чтобы показать и доказать, что это ямб:

в тебЕ пригОворЁн страдАть
игрАющЕе с нАми злО

— это ямб. Но каким образом, уже лично Вам доказать, что ТО ЖЕ САМОЕ В ЛЮБОМ ВИДЕ СТИХА? Ведь Вы же пытаетесь понять ритм на схеме. А я уже устал повторять, что там его нет. Но. Как Вас зовут Игорь, а не Василий, так и размер необходимо понимать правильно, — он не может быть без определённого алгоритма. И если у Сапфо этот алгоритм равен ударности, то определённой:

1-3-5-8-10 — 1
0-3-5-8-10 — 2
1-0-5-8-10 — 3
1-3-0-8-10 — 4
1-3-5-0-10 — 5

и так далее.., и стопности, которую Вы, также, обязаны знать правильно, — и она не противоречит ударности:

12345678901
^~^~^~~^~^~
1о1о1оо1о1о – 1 – 1-3-5-8-10
0о1о1оо1о1о – 2 – 0-3-5-8-10
1о0о1оо1о1о – 3 – 1-0-5-8-10
1о1о0оо1о1о – 4 – 1-3-0-8-10
1о1о1оо0о1о – 5 – 1-3-5-0-10

и так далее.., зная это, Вы не будете говорить, что Сапфо с пропуском первого удара (2 форма), это анапесто-ямб или амфибрахий и тогда, глядишь, Ваш ритмический слух не будет впадать в панику и сможет зарегистрировать этот момент в памяти. Без этого,

без определённости, нет регистрации, а значит НЕЧЕГО ПОМНИТЬ. И это в лучшем случае. Поэтому, Гумилёв и говорил, что лучше НЕ ЗНАТЬ теорию, нежели знать её не правильно. Вот для этого нужны схемы — для ПРАВИЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ того, что неуловимо, но можно хотя бы помнить. Хоть как-то уловить и так далее. Да, я говорю о ритме.

Вам понятно, Василий? А если кто-то на улице будет кричать: Василий, Вы обернётесь? А если Игорь, — рефлекторно? Так вот и ритмическая память, также, рефлекторно отзывается при чтении того или иного стиха, если у вас есть регистрация размера с подобной ритмикой. Без этого, нет никакого отклика. Но данные этой регистрации, также, должны быть правильными. Без этого нет никакого правильного отклика — одна путаница.

Пээс: Я не знаю насколько я доступно объяснил, но как смог. Опять же, всё это требует времени. И, всегда, желательно, следовать если не системно, то сразу же, по горячим следам. На примерах и т.д.

ПэПээс: Не знаю о каких моих ученицах Вы говорите, но если предположить, то они НЕ лезут в схемы. Они, попросту, их не понимают. И стараются доверять слуху. А Вы, лезете. А значит, должны понимать правильно.

Что такое слух? У Вас есть спутниковая антенна? Вы разбираетесь в ней? Так вот, если у Вас в голове спутник, Вам необязательно знать как он устроен. Главное, чтобы он был настроен. Но как оно обычно бывает, если полезешь настраивать, — только хуже сделаешь. Поэтому, нужно быть очень осторожным с говорением ритма. И нужно правильно понимать метр. Понимаете, Игорь?

ОСТОРОЖНО — ритм.
ПРАВИЛЬНО — метр.

Рихард Мор 2   30.04.2019 22:22   Заявить о нарушении
ДРОБНЫЕ ЛОГАЭДЫ. Это вообще-то тема сложная. Извините меня, Игорь, нам бы с простыми стихами разобраться. Но да ладно. Тем более, что размер, которому принадлежит дробь Рождественского, мы проходили. То есть Вы проходили. А я Вас критиковал. Заметьте, кто его знает, как реагирует наша ритмическая память. И Ваша, в том числе, — забитая и захламлённая, но ритмическая память...:

========================
1
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
Всё, что было не со мной, помню. (с)

2
Во поле берёза стояла (с)
Во поле кудрявою милой
Лю-ли лю-ли видимо знала
О не проходите вы мимо
========================

1. — Дробный логаэд ХД4_а3
2. — ХД4_а3 — помните? Обязаны вспомнить. И показать.

Рихард Мор 2   30.04.2019 22:52   Заявить о нарушении
нет Рихард, моя сугубо захламленная память
ничего подобного не вспоминает
да и Бог с ней, с памятью
я ж не с памятью, злодейкой, работаю
а с издательствами
с ними как-то проше

Белавин Игорь Песни   30.04.2019 23:28   Заявить о нарушении
Вчера:

0
Над тенями страшными – хор.
Каждую травинку целуя,
Можно ли звучать, Дирижёр?
Можно ли уже:
«Аллилуйа»?! — 18:31

1
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
Всё, что было не со мной, помню. (с) — 22:52

2
Во поле берёза стояла (с)
Во поле кудрявою милой
Лю-ли лю-ли видимо знала
О не проходите вы мимо — 22:52

0. — ХД4_а3
1. — Дробный логаэд ХД4_а3
2. — ХД4_а3

Рихард Мор 2   01.05.2019 12:05   Заявить о нарушении
Простите, Игорь, запамятовал. Мы так долго говорили за Гейма и т.д., что я совсем забыл о Рильке. О котором, безусловно следует продолжить. Ведь, Вы, дали схему первого периода первой строфы его "Читающего", а как быть с остальными? С Вашего позволения. По-порядку. Вначале

Цитаты
+
Цитаты
и
Комментарий.

Искусство перевода или Оправданный Пастернак (Белавин Игорь Песни)
http://www.stihi.ru/2019/01/06/10668
========================
1
Прежде всего, сравним строфическую структуру оригинального произведения и перевода. Оригинал содержит всего две строфы.

2
Однако уже при первичном анализе понятно, что оригинальный текст достаточно четко делится на периоды, каждый из которых потенциально способен выделиться в отдельную строфу.

3
у Рильке периоды ритмически более акцентированы.

4
У Рильке ритм более изменчивый и синкопированный внутри периода, но от периода к периоду практически не меняется.

5
Идем далее. Первый период (скрытая строфа) оригинала состоит из четырех строк: три десятисложных, учитывая немецкие дифтонги, и одна четырехсложная.

6
Следующие два периода оригинала составляют 12 строк, два раза по шесть.

7
концепцию второго периода, который, напомним, у Рильке составляет 6 строк. Структура периода такова: 3 одиннадцатисложные строки с женскими рифмами и 3 десятисложные строки с мужскими рифмами. Порядок а-б-б-а-б-а.

8
Третий и четвертый периоды стихотворения составляют в сумме 11 строк.

9
Конструкция оригинала в этом месте состоит: а) из одной не зарифмованной строки в 11 слогов; б) последовательности из трех одиннадцатисложных строк с одинаковой женской рифмой; в) одной десятисложной строки с мужской рифмой, такой же, как и во втором периоде, что характеризует центральную часть стихотворения в качестве целостной структуры; г) одной одиннадцатисложной строки с женской рифмой, усиливающей связь между началом и серединой третьего периода; д) еще пяти концевых строк, рифмованных по типу а-б-б-б-а, которые можно условно отнести к новому, четвертому периоду.
Понятно, что нестандартная ритмическая конструкция стихотворения характеризует авторский стиль.

10
с какой целью сам Рильке ввел в стихотворение нерифмованную, висящую в пространстве текста строчку «Ich schau noch nicht hinaus, und doch zerreisen»»?
Очевидно, эта неожиданная строка освобождает поле деятельности для нового настроения, синкопируя ритм и вновь обеспечивая тексту доминанту читательского внимания.

11
Упомянутая нами строка-синкопа имеет следующий подстрочник: «я все еще не оторвал взгляда, как вдруг порвались...».
========================

+

Рецензия на «Постигая дзэн» (Белавин Игорь Песни)
http://www.stihi.ru/rec.html?2019/04/25/9983
========================
попробуем разобрать первую строфу Рильке «За чтением»

Ichlasshonlang. Seitdieser Nachmittag,
mit Regen rauschend, an den Fenstern lag.
Vom Winde draußen hörte ich nichts mehr:
mein Buch war schwer.

Иш лАс шон лАнг сайт дИзер нахмитАг 10
Мит рЕген рАшенд ан ден фЕнстер лаг 10
Фом вИнде дрАсен хОрте иш нихтс мер 10
Майн бух вар швер 4

Ololololol
Ololololol
Ololololol
olol

ямб с одной укороченной строкой
========================

КОММЕНТАРИЙ. Действительно, судя по Вашей схеме, размер первого периода, состоящего из 4- х строк — 5/5/5/2 ямб. То есть в первом периоде отсутствуют синкопы. А как быть с остальными двумя? Нарисуете? Пожалуйста! Просто схемы. Транскрипция необязательна. Как и цезурные палочки. Просто нолики "о" и еденички "l".

Рихард Мор 2   02.05.2019 11:04   Заявить о нарушении
Я сейчас получил срочную работу на 3-4 месяца
поэтому из серьезного общения на Стихире
придется выпасть
еще раз скажу, что ваши идеи достойны обсуждения
по крайней мере, вы обращаете внимание на особые случаи
ритмической организации строк и строф
робин, бобин барбарек (Чуковский)
почти то же что и у Рождественского
то есть хорей-хорей-анапест
я как-то раньше об этом не думал
но пока думать над этим нет времени
может, потом, когда сделаю заказ
Ваш Игорь Белавин

Белавин Игорь Песни   02.05.2019 11:43   Заявить о нарушении
Жаль!

Но надеюсь, если будет судьба, мы продолжим. Пока же позанудствую.

========================
робин, бобин барбарек (Чуковский)
почти то же что и у Рождественского
то есть хорей-хорей-анапест
========================

Игорь, какой хорей-хорей-анапест? То есть Вы имеете ввиду метрическую схему, по Клопштоку — схему словесных стоп? Тогда надо было так и сказать — определённо, что это 4- стопный хорей, 4 формы, метрическая вариация которого хорей-хорей-анапест.

А иначе, Вы опять регистрируете не пойми что, — путая размер с метрической вариацией. Образно говоря, называете солдата взводом. Отделение ротой. Взвод батальоном. И так далее. Ещё проще, часть называете целым. Вот как это выглядит правильно:

========================
РАЗМЕР (взвод) — 4- СТОПНЫЙ ХОРЕЙ С МУЖСКИМ ОКОНЧАНИЕМ (Х4м)

ФОРМЫ (отделения):

1о1о1о1 — первая форма Х4м.
оо1о1о1 — вторая форма Х4м 1ооо1о1 — третья форма Х4м

1о1ооо1 — четвёртая форма Х4м. Метрические вариации (солдаты) коей такие:

1о 1ооо 1
1о 1оо о1 — Что-то с памятью моей / (Рождественский)
1о 1о оо1 — робин, бобин барбарек (Чуковский)
1о 1 ооо1

1 о1ооо 1
1 о1оо о1
1 о1о оо1 — я сегодня до зари / (Рождественский)
1 о1 ооо1

1ооооо1 — пятая форма Х4м

оо1ооо1 — шестая форма Х4, метрические вариации коей, такие:

оо1ооо 1
оо1оо о1 — По широкому пройду / (Рождественский)
оо1о оо1
оо1 ооо1

оооо1о1 — седьмая форма Х4м
оооооо1 — восьмая форма Х4м
========================

Размер (взвод) — 4- СТОПНЫЙ ХОРЕЙ, Х4
Форм (отделений) его — ВОСЕМЬ 8.
Метрических вариаций — СОРОК ОДНА 41 (солдат).

========================

Взвод, отделения, солдаты... — для любого стихотворного размера. Всё. Надеюсь, ещё поговорим.

Рихард Мор 2   02.05.2019 12:31   Заявить о нарушении
Игорь!

Я видел Вы освободились:

Ключ-головоломка или Размышления о верлибре (Белавин Игорь Песни)
http://www.stihi.ru/2019/05/05/3253

— или, возможно у Вас появилась свободная минутка, — замечательно! В этом случае, не могли бы Вы, всё же нарисовать мне схемы на строки "Читающего", Рильке? Игорь, я Вас очень прошу.

Рихард Мор 2   05.05.2019 17:46   Заявить о нарушении
Игорь, простите, пять дней назад, я попросил Вас об элементарной услуге, — нарисовать схему стихотворения "Читающий" Рильке. Вместо этого, Вы, сослались на большую работу. Признаться, я был удивлён, — ведь дело-то плёвое! С другой стороны, это как посмотреть.., ведь "Читающий" это дольник. Где первые четыре строки Вы уже обозначили как ямб. Хорошо, — сказал себе я, подождём. Но тут, Вы вбрасываете эссе о верлибре. И я тут же Вас прошу снова, — нарисуйте схемы. Дело на пять минут... Было это два дня назад. И все эти два дня Вы разговариваете, можно сказать ни о чём:

«Ключ-головоломка или Размышления о верлибре» (Белавин Игорь Песни)
http://www.stihi.ru/rec.html?2019/05/05/6363

Хотя и спасибо Вам. Как и моему, теперь уже, лучшему другу Мишелю:

Знакомьтесь, Мишель Емельянов! Зоил и автор. (Рихард Мор 2)
http://archive.li/1H9Gv http://www.stihi.ru/2019/05/07/5087

Представляете, написал я ему, поначалу, рецензию:

на «Волосы Вероники» (Мишель Емельянов)
http://www.stihi.ru/rec.html?2019/05/07/3871

Даже сотой доли не выказал той лести которую он адресовал Владимиру Алисову и, чтобы Вы думали? — ваш покорный слуга загремел в чулан. В некотором роде, это синдром Стихирустии. Подобных "мишелей емельяновых" здесь достаточно. Базарят по разному, в данном случае и умно, и образовано, но совершенно неадекватны, в ответном рейде: вопят как женщины и ставят неугодных в чулан. При этом, сами горазды на подвиги, — рецензии Вам как пример.

Да, но о чём это я... По большому счёту, даже не знаю как сказать... Очень плохо Игорь! Очень плохо. Однако, "Читающий" Рильке, — дольник. А Вы его к ямбу отправили. В очередной раз верить Вам нельзя. И не только Вам. С другой стороны, для чего устраивать такие комедии! Ай... Игорь Олегович... Игорь Олегович...

Рихард Мор 2   07.05.2019 15:51   Заявить о нарушении
ваша система, Рихард, требует серьезного осмысления
одно дело легкий треп между делом
а совсем другое анализ
да еще с привлечением рильке
зря вы обижаетесь
надеюсь, и Мишель понимает
что я сейчас серьезных бесед не веду
а потрепаться ну так это легче легкого!

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 17:40   Заявить о нарушении
Игорь, причём здесь моя система (которая верна и сложна как таблица умножения)... Схема стихотворения — еденички и нолики, — всё (без всяких цезур)... Что тут осмысливать?

Пээс: Не обижаюсь. Немного озадачен. Пройдёт.

Рихард Мор 2   07.05.2019 18:12   Заявить о нарушении
Думаю, это только кажется так, Рихард
даже простой вопрос, почему в комбинаторике
количество размещений двух элементов в 7-стопной конструкции
дает 128 комбинаций
и почему тогда позиций всего 41
вовсе не так уж прост
если мы вернемся к разговору (когда я закончу работу)
то вам придется ответить не только на этот
но и другие небанальные вопросы
по существу

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 20:26   Заявить о нарушении
извиняюсь, в семипозиционной
на языке силлаботоники - семислоговой

Белавин Игорь Песни   07.05.2019 20:29   Заявить о нарушении
Ок. Ответить по теме метрики, не проблема. Проблема в вере и эго.

В первом случае, Вы должны сначала мне поверить, чтобы выкинуть из головы всю ту чушь которую Вы слышали до меня.

Во втором случае, пытаться обходить сложные конструкции, типа: "количество размещений двух элементов..." вообще, или без соответствующих примеров на них.

Это МЕТРИКА, Игорь. И любое слово сказанное Вами должно иметь соответствующее подтверждение. Иначе, прежде всего не будет никакого отклика сказанному в Вашем сознании. И сколько я буду повторять Вам одно и тоже? Я сказал, — Вы забыли... Я повторил, — Вы снова забыли...

Поверьте, Игорь, поверьте... И будьте честным, это тоже важно.

Рихард Мор 2   07.05.2019 21:01   Заявить о нарушении