Уходящему другу

Седая осень. Жухлый лист слетает
Кружась к земле с понурых тополей,
И где-то там, в туманной дымке тает
За кромкой леса стая журавлей.

На юг летят, в неведомые дали
Прощаются до будущей весны.
Махну рукой: ,До скорого свиданья!
Зимою вы не раз придёте в сны.

В заиндевевших ветках бересклета
Янтарный луч за ледяным стеклом
Рассыпете и возвратите в лето,
Незримо осенив меня крылом."

И пусть уже ничто не повторится
Ни этот день, ни этот листопад,
И люди, улетая словно птицы,
Уже не возвращаются назад.

Рассветы будут новые... Закаты,
На небе вспыхнет новая звезда.
Частичку сердца ты отдал когда-то,
Она со мной отныне навсегда!


Рецензии
В русском языке отсутствует морфологическая категория настоящего продолженного времени. И если взять аналогию из другого формата, то слово "уходящему" позволяет увидеть в названии не столько индивидуальный подход к явлению, сколько философский, обобщающий и уводящий от конкретики времени. Измени суффикс, и эта глубина рассыплется.

Образ журавлей в русской лирике, особенно после Второй мировой, почти сакрален. И он как символ несет за собой целый исторический пласт. Но креатив подхода в данном тексте, выводит прежнюю символику на уровень частного восприятия. И те, журавли из гамзатовского стихотворения-песни, переходят из разряда добрых печальных птиц-оборотней в связных между сферами, мирами, и может быть, даже, жизнями.

Об этом реверсе говорят несколько особенностей:
1. Диалог лирического героя с птицами ("До скорого свидания").
2. Интеграция образа в мир нави ("вы не раз придете в сны").
3. Наделение их охранительными функциями ("Рассып(л)ете и возвратите в лето, Незримо осенив меня крылом").

Композиционно стихотворение делится на две части. Первая посвящена журавлям, вторая раскрывает тему "ничто не вечно под луной" с точки зрения оппозиции ("и пусть уже ничто не повторится") и собственно, друга.

Такая длительная экспозиция и подготовка читателя к философскому переосмыслению ухода в сочетании с названием, хорошо амортизирует обычную драму потери или расставания. И становится виден эффект, о котором редко говорят не только поэты, но и просто люди. В переживании такого рода заключен не только негатив, там скрытая и очень сильная положительная доминанта, какого-то внутреннего освобождения, а не только драма..И пусть это не выражено в стихотворении формально, но интонационно это хорошо считывается на невербальном уровне.

Кшесинская Деметра   25.10.2022 16:26     Заявить о нарушении