Сверхчувствование

                В сокращенном виде данная работа
                опубликована в книге: "Учитель и
                общество. Духовное мировоззрение
                Гражданственность Культура
                взаимоотношений Культура
                самостановления", М., РИЦ
                "Татьянин день", 1995, с.47 под
                названием "Духовное целительство -
                важнейшее направление
                педагогической работы" и в журнале
                "Природа и человек. Свет", №3, 1997,
                в качестве передовицы: "Двойка по
                духовности".
                ...К сожалению, под сокращение
                попали некоторые важные положения,
                в том числе и наше определение
                понятия "экстрасенсорика", что
                привело к непониманию и даже
                нападкам со стороны некоторых
                научных и религиозных деятелей
                (Андрей Кураев).
                В данной публикации текст
                статьи приводится полностью.

            "Я пришел к ним в душевном огне,
             Чтобы внять
             И осмыслить святыни,
             Но солгали лукавые мне
             И еще обвинили в гордыне.
             Я волос не посыпал золой,
             Под железо не вытянул шеи...
             Если б дух их парил над землей,
             Все бы принял,
             Но это же - змеи.

             Эти сытые толстые лица
             Без рубца на духовном челе
             Не могли мне, конечно, присниться,
             Я увидел их здесь на земле.
             Было много и власти, и денег
             Им дано от кровавых начал,
             Ибо каждый был первосвященник
             Предовавший Христа по ночам."
                Анатолий Краснов "Пастыри"

    Мы живем в удивительное время. Мы живем в больное время. Мы живем в больной стране. И каждый из нас хронически болен. Одряхлевшее семидесятилетнее дерево прогнило и рухнуло. Появившийся слабый росток нового сразу охватил шквал нечистот, порнографии, мистицизма, насилия, садизма - выживем ли? Но еще больнее за молодую поросль, которая помимо наследственной паталогии разъедается онкологией настоящего и впитывает обыденную грязь как должное, как норму.
            "Я утверждаю. что наша страна - огромный,
             открытый стационар. Люди больны. Это новое
             социальное заболевание - глубокая
             депрессия 200 млн. людей. Причина - 70-
             летний стресс, который сегодня сказывается
             уже на генетическом уровне. Наши дети
             рождаются с гнетом этого стресса.
             Необходимо срочно менять ситуацию."
                Лазарев М.Л., врач-педиатр. "Твои
                возможности человек", 1992, №1

    Вопрос еще: кто болен сильнее - родители или дети, учителя или ученики? Но в любом случае, формальное отличие первых заключается в том, что именно они генерируют ответственность и за себя, свое будущее, и за детей, учеников, за то, чтобы регенерировать у них чувство отвественности за свои поступки и за окружающий мир, за мир будущего. Фактически же... трудно забыть позицию, выраженную одним уважаемым директором средней школы г.Москвы: "Вся эта духовность школе не нужна: моя задача - передача учащимся знаний, а что они делают за порогом школы - нас не касается".
    Очень бы не хотелось видеть его выпускников в президентском кресле или у ядерной кнопки, но, удивительно, что эта точка зрения почти полностью совпадает с официальной. В одном из радиоинтервью представителя Министерства образования было заявлено, что главной задачей образования в 1994/95 уч.гг. было
 ..."сохранение самой системы образования". Какая тут духовность, да и знания, когда голова слетает?!
    Безусловно, кризис системы образования - следствие кризиса общегосударственного. Однако, занимая иерархически более низкое место, именно это следствие может определять будущее государства больше, чем причины вызвавшие его. Какой окажется поросль завтра, во многом зависит от того, каким молоком будет вскармливать её школа-мать сегодня.

              "Школа должна закладывать опережающий
               потенциал, моделировать будущее страны,
               нести в себе зерна новой, более
               совершенной жизни, фундаментом и
               стержнем которой является духовно-
               нравственное становление личности."
                Леонтьева А.И., методист
                Центрального окружного
                методического Центра, составитель
                сборника "Учитель и общество".
                См. "Учитель, №2, с.88

    Так не следует ли осознать, что именно в нашей стране, в настоящих условиях, не смотря на все беды и трудности, не только должно, но и жизненно необходимо обратиться к воспитательным задачам, к духовно-этическому подходу в их реализации (с приоритетом общечеловеческих, соборных, а не корпоративных ценностей) во всей ситеме образования?.. Ибо именно в этом просматривается потенциальная возможность ослабления, в обозримом будущем, государственного беспредела и спасения миллионов человеческих душ?

    Дорогой директор энской школы! Если бы Вы знали, как хочется сейчас закричать: "Следует, Отче, следует!"  Так, давайте вместе, еще раз, посмотрим на базовые понятия.

               "ВОСПИТАТЬ... 1... Вырастить (ребенка),
                воздействуя на духовное и физическое
                развитие, дав образование, обучив
                правилам поведения...
                ВОСПИТАНИЕ... 1.см воспитать. 2. Навыки
                поведения, привитые семьей, школой,
                средой и проявляющиеся в общественной
                жизни."
                С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова
                "Толковый словарь русского языка",
                М., 1994, с.95

    Что же получается - мы, всего лишь, ставим во главу угла правила и навыки поведения в общественной жизни?! Так это же старо как мир. Во все времена властьимущие поступали именно так и заставляли народ вести себя именно определенным данной общественной жизнью образом; и все их образовательные системы нацеливались именно на это!
   "Перестроиться", действительно, можно и сейчас во мгновенье ока, и дальше воздействовать "на духовное и физическое развитие", давать образование, обучать навыкам и правилам поведения в новом уже, то ли посткоммунистическом, то ли недокапиталистическом обществе и... воспитывать... воспитывать... Только кого и чему: людей, личностей или членов очередного, не только больного, ущербного, но и вымирающего стада, быдла?

    Чтобы воздействовать "на духовное и физическое развитие" ребенка, нужно, как минимум, представлять - что же в нем развивается; в его теле, психике, сознании и делает ребенка Человеком, Личностью; на основе чего происходят начальные и последующие изменения; что лежит в основе проявления и совершенствования того, что мы называем Душой, Духом? Должно же быть что-то изначально-элементарное, простое, естественное?
    Четко определяя конечные цели и промежуточные звенья воспитательных акций, ни одна система как прошлого, так и настоящего ответить на подобные вопросы не смогла...

    В законченной субстанциональной форме ответ дан доцентом Кафедры философии РАН, канд. филос н. Ю.П.Трусовым - в основе любого становления и совершенствования человека лежит его... ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Нет! Это не только и не столько восприятие представлений и понимания прекрасного.
    В основе любого развития, в том числе и в основе "духовно-нравственного становления личности... как фундаменте и стержне новой жизни" (Леонтьева А.И.) изначально и всепоследовательно предпологается пробуждение, проработка, расширение спектров и диапазонов СЕНСОРНЫХ каналов ( "sensus", лат., - "чувство"), единственно связывающих нас с внешним и внутренним миром, то есть, развитие чувственных ощущений и восприятий ("aisthesis", греч. - "чувственное восприятие").

    Объем статьи не позволяет глубоко просмотреть все грани такого гениального по простоте высвечивания проблемы. Отметим, лишь, что речь идет не только о наших физических, энергитических ("основных". "главных", "внешних") чувствах, но также о чувствах эстетических, нравственных, этических, духовных - тех, которые весьма условно относят к чувствам, поскольку, как таковые, они своих органов, анализаторов, структур "официально" не имеют.
    Показательно, что Христианство именно в этом отношении видит отличие человека от твари, тем самым, уже на начальном уровне, трансцендетально снимая академическую ограниченность.

             "...человек обладает двенадцатью органов
              чувств: пять как у животных, а также:
              свобода, совесть, сила духа, любовь,
              вера, воля - органы религиозного
              познания; разум - орган научного
              познания."
                Отец Никодим. Семинар
                философского общества России,
                20.12.1993

   "Экстрасенсорика"? Да, за неимением лучшего, мы приемлим этот термин, только в несколько ином смысле и, уж, не в мистически-оккультном, общепринятом написании

             ("ЭКСТРАСЕНСОРНЫЙ" - ...относящийся к
              формам восприятия, происходящим без
              участия органов чувств и изучаемым
              парапсихологией."
                Современный словарь иностранных
                слов. М., 1992, с.707),

 а в плане и смысле проработки сенсорных диапазонов за пределы чувствительности средних, обычных; выведения на уровень самоощущения (рефлексии) внутренних чувств, анализ и проработка которых происходит, как правило в автоматическом, неосознаваемом режиме; развитие и утончение чувств высших, духовных.
    Таким образом, пологаем, что приставку "ЭКСТРА" в слове "экстрасенсорика", правильнее брать в кавычки - "ЭКСТРА"-сенсорика. Поскольку под "ЭКСТРА"-сенсорным восприятием ("тонкочувственным восприятием", "глубинночувственным восприятием" и др.) мы понимаем не что-то "СВЕРХ"- естественное, происходящее "без участия органов чувств", а. наоборот, пробуждение, проработку, развитие и совершенствование уже известных и постигаемых органов чувств, как ЕСТЕСТВЕННОЙ человеческой данности. (...Нет и не может быть ничего приходящего к нам "без участия наших органов чувств..." Ю.П.Трусов)
    И то, что мы определяем как "ясновидение", "интуицию", тоже имеет представительство в нашей естественной человеческой структуре.
    Вот почему речь идет не только о физических, энергитических ("основных". "главных", "внешних") чувствах, но также и о чувствах эстетических, духовных - тех, которые весьма условно относят к чувствам, поскольку как таковые, в биологии, анатомии, микробиологии мозга они своих органов и анализаторов официально не имеют... 
    Показательно, что Христианство именно в этом отношении видит одно из коренных отличий человека от твари, тем самым уже на начальном уровне трансцендетально снимая академическую ограниченность:

            "...человек обладает ДВЕНАДЦАТЬЮ органами
             чувств: пять как у животных, а также:
             свобода, совесть, сила духа, любовь, вера,
             воля - органы религиозного познания;
             разум - орган научного познания".
                Отец Никодим. Семинар философского
                общества России, 20.12.1993.

    Вот этот фундамент - развитие всех наших чувственных ощущений - и определяет все остальное: и уровень развития биполярного конструкта "хорошо-плохо", и уровень аксиоэволюции, то есть ценностной ориентации человека; и уровень развития в плане Добра и Любви.
    В конечном счете, все это суть одно и то же. Чем богаче, разнообразнее, тоньше палитра чувств ребенка, чем лучше она проработана и развита - тем шире и устойчивее его связи с миром, тем больше степень самоосознания себя как части мира, себя в мире и мира в себе, и тем больше его личностный потенциал.
    Ребенок - "экстра"-сенс?! Если в контексте именно нашей постановки вопроса, то почему бы и нет? И почему только ребенок? Чтобы учитель мог инициировать нечто, ему нужно самому этим "нечто" обладать и с этим "нечто" уметь обращаться. Больше того, учитель необходимо должен быть не просто "экстра"-сенсом, а "экстра"-сенсом самого высокого порядка, поскольку он (учитель) призван выполнять не только инициирующие функции, но, еще больше, - корректирующие, обеспечивающие перевод сенсорных ощущений мира учащимися в область отношения к нему с продолжающей и нарастающей синестезирующей проработкой высших чувственных каналов, выводящих ученика на этажи Духа и Духовности, то есть на трансперсональные общечеловеческие и вселенские уровни.

    В определении понятия "ДУХОВНОСТЬ" мы придерживаемся точки зрения В.ЭФранкла - духовность есть прежде всего свобода, - "...то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!" - ...в неразрывном сочетании с ответственностью, - "...так как осознание ответственности является основой основ человеческого сосуществования".
    Полагая, что подлинно гуманистическая педагогика не на каких иных принципах построена быть не может, то вот с таких, определенных позиций, мы все же принимаем словарные дефиниции С.И.Ожегова, Н.Ю,Шведовой и тезу А.И.Леонтьевой о духовно-нравственном становлении личности, как фундаменте и стержне новой жизни, вплотную подходя к концепции ДУХОВНОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА.

          "...духовное развитие любого человека, его
           духовное совершенствование неизбежно
           приводит к экстраверсии, эмпатии, пониманию
           ответственности за все происходящее вокруг
           него и в нем (развитие, совершенствовании
           своих органов чувств и доведение их до
          "экстра"-сенсорного состояния), к работе в
           Мире, для Мира, к помощи людям и всему
           живому, к Целительству.
              Целительство, на наш взгляд, заключается,
           прежде всего, в оказании помощи человеку
           найти себя, стать собой, искупить грехи и
           избавиться от заболеваний, реализовать все
           свои потенции, возможности и быть способным
           оказывать такую же помощь другим людям...

           ...Совершенствуясь на пути постижения
           Красоты, Добра, Истины, каждый человек,
           через осознание, утверждение себя и
           реализацию личностных потенций необходимо
           приходит и к осознанию ответственности за
           себя и окружающий мир "Жизнь может быть
           осознана только в конкретной
           ответственности" - М.Бахтин), к желанию
           помогать, творить, к экстраверсии и через
           Любовь, Эмпатию ("умение понимать и
           чувствовать, переживать все, что испытывает
           другой; также осознание нужд и состояний
           другого в данный миг") к Духовному
           Целительству - осознанию конкретной,
           действенной, исцеляющей помощи; к
           становлению пациента как духовного ученика
           врачевателя, способного, в свою очередь,
           стать излучателем здоровья, светочем
           радости и любви, оказывать посильную
           помощь людям".
                В.Н.Молчанов "Введение в "экстра"-
                сенсорику, биоэнергетику и духовное
                целительство". Рукопись, 1995г.

       Господа! Пусть Вас не затруднит участие в маленьком эксперименте - замените, пожалуйста, в приведенных извлечениях, по рифме даже, три слова: "целитель" на "учитель"; "пациент" на "ученик"; "целительство" на "учительство"...
    Комментарии, как говориться излишни - абсолютно все соотносится. И произошло это совсем не по нашей авторской воле! Здесь в образной форме проявилась глубинная, традиционная для русского народа связь понятий ПЕДАГОГИКА - ДУХОВНОСТЬ - ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Связь, которая обретя новую жизненность, в нашей больной, вымирающей стране может оказаться одной из реальных возможностей изменить жизнь и спасти миллионы искалеченных душ.

    Господа Русские Учителя! Мы не полемизируем и предполагаем, мы утверждаем, что в наше больное время у педагога нет выбора - он обязан быть не только по определению ("Педагогика - наука о воспитании и обучении"), вначале воспитателем, а ПОТОМ преподавателем, - он сегодня призван быть, прежде всего, ВРАЧЕВАТЕЛЕМ, обладая помимо педагогических качеств, качествами и "экстра"-сенса и биоэнерготерапевта, и прогнозиста будущего ученика (ясно-видящего, если угодно), и психоаналитика, и онтопсихолога, и психосомата, и логотерапевта, и трансперсонального психолога, то есть качествами Духовного Целителя.
    А теперь скажите честно, что из вышеперечисленного преподавали в Ваших ВУЗах?..

    В заключении, с признательностью, еще раз, обращаемся к наследию Виктора Эмиля Франкла - Человека, Врача, Педагога, Духовного Целителя:

         "...в эпоху экзистенциального вакуума
          образование не должно ограничиться передачей
          традиций и знаний, оно должно
          совершенствовать способность человека
          находить те уникальные смыслы, которые не
          задеты распадом уникальных ценностей. Эта
          способность человека находить смысл в
          уникальных ситуациях - совесть.
             Следовательно, образование должно давать
          человеку средства для обнаружения смыслов".
               В.Э.Франкл "Человек в поисках смысла",
               М., 1990, с.110

                Руководитель Школы духовного
                развития, "экстра"-сенсорики и
                целительства "ПУТЬ"
                (направления: С.Гроф, В.П.Гоч,
                С.Н.Лазарев) В.Н.Молчанов


Рецензии