Древнееврейское

                "И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид,
                взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше
                становилось Саулу, и дух злой отступал от него."
                1-я книга Царств.

                "Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?"
                Голиаф. Там же.


                Играй Давид. Тревожны ночи в Гиве -
                Безмолвием отмечен гнев небес.
                Жара сжимает кольцами тугими
                Мозги царя. И, кажется, окрест
                Сидит Израиль темными дворами,
                Потеет страхом через поры звезд.
                Играй Давид. Они придут с дарами.
                Но много позже. А пока всерьез
                Готовы ночью у дверей толпиться
                Настройщики великого царя:
                Струна порвется - мигом колесницы
                Помчатся прочь, забвение даря,
                Освобождая правых и неправых
                От пут земных, от бренных слабых тел.
                Играй Давид, пометив Голиафа
                Камнями в лоб, ты этого хотел!
                И, прикорнув под утро за роялем,
                Бормочет он, имея жалкий вид:
                "Евреи, трусы вы меня достали."
                А ты играй, играй ему Давид!

               


Рецензии
(хочу исправить своё упущение: это стихотворение я похвалил автору приватно - в то время как "Юговосточноазиатское. Восьмимартовское" обругал публично).
- Так вот. Игорь Красноштанов не знает, зачем он пишет свои лучшие стихи. - И не хочет знать. И это правильно. - Его ведет тогда Настроение - этот самый капризный музёнок. Как его - Диафэон по-гречески? Он заводит далеко: в разные места. Иногда не в курортные... Но всегда - в новые.
Сионская (сионистская?) тропа, на которую Настроение завело скучающего казака, оказалась неожиданно богатой урожаем. "Древнееврейское" стихотворение совершенно. Оно незаданно, и прожито автором с начала до конца. Оно диахронично. Не диалогично - а полифонно в лучшем, Бахтинском смысле этого слова. В нем каждый исполняет СВОЮ партию, как в опере - и фон страшащихся Саула израильтян, и антифон царевых "настройщиков", и краткий изумленный крик получающего в лоб кирпичом Голиафа... И усталое бессилие Саула. - Только Давид молчит. Молчит и играет, как Александр Герцевич, еврейский музыкант. Играет самозабвенно, на жизнь - и насмерть.
- Удивительный контрапункт. Корреспондирующий даже симфонии.
Особое доверие вызывает то, что маэстро Красноштанов, очень небрежно читающий источники (чувствуется, что ограничивается первой же оказавшей на него впечатление фразой!) начинает угадывать того, что не знает. Берта Липанович права, вторая строка - самая поразительная: "Безмолвием отмечен гнев небес" - ведь одержимый бесом не может вымолвить ни слова, пока его не "отпустят"... Угадано абсолютно.
Моё почтение. Лучше не напишешь. Браво! А идише харц! Любо.

Бонжур   25.07.2015 13:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.