7. Новый день

Начался новый день и новый урок в университете Карауин Королевства Марокко на факультете Основ религии. В класс вошел, а вернее ворвался, устаз Мухаммад Шабо и без лишних предисловий начал насыщенный богатейшей мимикой и пантомимикой рассказ:

– Представьте себе, что вы сели за стол. Перед вами тарелка с прекрасными ароматными яствами. Вы очень голодны. Только приступив к еде, вы услышали призыв муатзима к намазу. Что делать? – устаз очень красочно изображал «душевные метания» человека, попавшего в описанную им ситуацию.

 – Если сейчас пойти на намаз, то возможно вместо мыслей об Аллахе вы будете думать об оставленной остывающей еде. Разве это допустимо в молитве? Так не лучше ли сначала доесть приготовленные кушанья, а потом, не на что не отвлекаясь, идти на намаз?

– Другой пример! – продолжал устаз, незаметно подавая мне знак, что он помнит суть моего вчерашнего вопроса:

– Вы оказались возле больного человека. Звучит призыв на молитву. Что делать? Предположим, что вы решили на время оставить больного и совершить обязательный намаз. Возвращаетесь, а человек умер. Что же делать потом, как оправдать себя в том, что оставил человека в беде? Нет! – ярко жестикулируя, продолжал свою речь устаз:

– Ты должен остаться! Сначала помоги человеку, а потом молись! Решил проблему – молись, благодари Аллаха! Сначала помощь, потом молитва! – повторял и повторял устаз разные комбинации слов, несущих один и тот же смысл.

– Но!!! Если вдруг во время намаза у вас зазвонил телефон? Что делать? Конечно же в этом случае прерывать намаз запрещено. Запрещено! Запомните – запрещено!

– Или, – вновь возвращаясь к теме нашего разговора, продолжал Мухаммад Шаба, – Предположим, доктор делает больному операцию, – в это время устаз очень красочно и доходчиво изображал действия врача прямо на преподавательском столе, продолжая:

 – Звучит призыв муадзима. Ля шей, ля мушкиля (ничего, нет проблем), больной подождет, – изображая нерадивого, но «богобоязненного» врача устаз отряхивал руки, быстрой походкой направляясь к выходу из класса. После чего, неожиданно оглядываясь, восклицал:

– Нет, нет и нет!!!  Помоги человеку, а потом молись! Конечно, если работа простая, прервись на намаз, но если она связана с жизнью человека – невозможно (мустахиль)! ВОТ ЧТО ТАКОЕ ИСЛАМ! – торжественно заключил устаз, вновь бросив в мою сторону взгляд. Я улыбнулась и незаметно кивнула головой в знак благодарности за такое прекрасное разъяснение.

После этого устаз продолжил урок арабской грамматики, а я все восхищалась, как же доходчиво, убедительно, красноречиво и виртуозно ведут занятия наши прекрасные педагоги.


Не успел закончиться один урок, как в класс вошел другой преподаватель – доктор теологии Мустафа, который, как оказалось, так же как и я, в своей научной работе занимается сопоставительным анализом различных религий. К сожалению, он провел с нами лишь несколько занятий, и те не по сравнительному религиоведению, а по арабской грамматике. Но на заключительном уроке, который состоялся как раз сегодня, он подарил нашему университету свою книгу, в которой, так же как и в моей, приводятся сходства и различия Священных Писаний разных религий. Подписывая книгу, и торжественно вручая ее мне, как руководителю группы, он произнес:

– Я конечно умру. Что же останется после меня? Меня не интересует ни политика, ни всякое другое – только наука! Что я оставлю после себя? Только свои мысли! Например, ты учишься 4-5 лет или больше, потом умираешь. И что потом? Для чего жил, для чего учился? Аллах спросит об этом тебя! Что ты ответишь? Вы думаете, что я устаз? Нет! Я ученик, студент (тОлиб – требующий знаний). Что останется? Спорт, политика, или что-нибудь в этом роде? Нет! Останется только Наука! Ученых в наше время очень мало. В исламской науке еще меньше – один на миллион. Раньше да, было много. Теперь меньше, много меньше… Здесь, в Карауине готовят ученых, исламских ученых! Здесь учатся студенты со всего мира, учатся исламу, исламским наукам. ИСЛАМ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ!

Я слушала речь уважаемого доктора, который на другом конце света занимается тем же, чем и я, смотрела в его сияющие оптимизмом и энтузиазмом глаза и… и ловила себя на мысли, что я понимаю!!! Понимаю каждое слово, каждую фразу, произнесенную им по-арабски, осознаю, что во время столь яркого выступления Мустафы, я даже забыла, что оно звучит на арабском! Вот это да! Аль хамду лиЛля! Возможно через несколько лет я смогу прочитать и его книгу, смогу понять, смогу обсудить ее с автором… Ин ша Алла! Никто не знает, на что человек способен, только Аллах!

Выходя после занятий из класса, мы встретились с уважаемым доктором Саидом, при активном участии которого наши университеты: Карауин и РИУ, заключили договор о сотрудничестве. Я делилась с ним впечатлениями от занятий и от подаренной книги, а он сказал:

– Книга доктора Мустафы – настоящий научный труд, который содержит академические знания, никакой идеологии. Каждый человек сам решает для себя, что ему ближе, что для него важнее, какая религия, какие убеждения. Задача ученого – раскрыть читателю реальные объективные знания. Здесь, в Карауине, преподаются только академические знания, и только настоящие ученые. Только диалог между религиями, не идеологические нападки, а диалог, может привести к миру. Диалог – это основа Ислама. Если человек готов к диалогу, то готов и к миру. Поэтому, ИСЛАМ – ЭТО РЕЛИГИЯ МИРА. Потому-то каждый мусульманин при встрече желает другому мира.
– Ассалямуалейкум – Мир вам! – заключил Саид.

Да… сегодняшний день оказался насыщен торжественными возвышенными и очень важными речами… Может быть фразы, выделенные в тексте крупным шрифтом, звучат несколько пафосно, но именно здесь, в Марокко, как нельзя лучше, я ощутила сердцем, прочувствовала их суть.

Продолжение: Баракат// http://www.stihi.ru/2014/10/26/2176


Рецензии