Кто мы русские? продолжение ко Дню Вещего Олега

начало:http://www.stihi.ru/2014/09/03/1720

От моря к морю за волхвами,
Варяг путь в греки за дарами.
До черноморского Бояна
Из сказки Пушкина с Буяна.
Где каждый был и сыт и пьян,
Как государство для славян:
Из прибалтийцев племя – Чудь;
Словен - ильменьских не забудь;
И Вятичей - окско-московских;
И Кривичей - смолян и псковских;
Родимичей, Дреговичей,
Как белорусских родичей;
И киевских – Древлян; Полян;
Тиверцев, с ними Волынян;
Хорватов с Сербами; Бужан;
Ну как не вспомнить про Руян,
И Поморян и Пруссов с взморья;
Племен болгар Причерноморья;
Рода здесь все не перечесть,
Но, в сей связи хотел учесть:
В девятом веке появилась,
С мечом варяг объединилась,
И государством стала Русь!
Вот, утверждать здесь не берусь,
Кто дал название такое,
Но дело совершил благое.
А ведь могли бы Россияне
И называться как Меряне,*
Когда бы в смутные года
Не проводили навсегда
На запад, ляхов**, восвояси.
Не поддавайте ж «котоваси»
И берегите Русь святую,
Давно нам - Матушку родную!
Как прежде гнали мы орду,
Искоренив князей вражду.
Как прежде били мы тевтона,
Чтобы не слышать в муках стона.
И покоритель пирамид,
Опять же нами был разбит.
В войне последней мировой
Мы снова с гордой головой,
Корней славянских не забыли,
От моря к морю разгромили
Врагов, что путь для нас закрыли,
Чтобы к варягам греки плыли.
А те кто снова нам мешают,
Пусть летопись перечитают…

03.09.2014г.

Историческая справка из интернеэнциклопедии:
Русь (рось или русска земля)— историческое название земель восточных славян, происходящее от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство в 862 году; в источниках XI-XII вв. - Киевское княжество князей-Рюриковичей. История руси прослеживается с 1-й половины IX века, хотя её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. К середине Х века «русский род», составляющий дружину соплеменников во главе с князем киевским, объединил под своей властью земли ильменских словен (северное восточнославянское племя в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли), полян (восточнославянское племя по среднему течению Днепра, на его правом берегу; то же название имело западнославянское племя в районе Гнезно /совр. Польша/ – западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам), кривичей (союз восточно-славянских племён, в VI—X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги, с главными городами: Смоленск /совр. – Россия/, Полоцк /совр. – Беларусь, Витебская обл./, Изборск /совр. – Россия, Псковская обл) и поставил в зависимость от себя бо;льшую часть остальных восточнославянских племенных союзов и ряд балтийских финно-угорских племён.
*Меря, Меряне — древнее финно-угорское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье и бассейне реки Клязьма на территории современных Ярославской, Мвановской, в северной и центральной частях Владимирской, северной и восточной частах Московской, восточной части Тверской, южной части Вологодской и западной части Кострмской областей России.
**Ляхи — слово в летописи Нестора первоначально употреблявшееся для обозначения западных славян — полян (поляков), лютичей, мазовшан и поморян.
Норманнская теория предполагает, что народ Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в «Повести временных лет», «Сказания о призвании варягов» в 862 году: «И сказали себе [чудь, словене и кривичи]: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свец, а иные норманны и англы, а ещё иные готы — вот так и эти». Происхождение этнонима «русь» возводится к древнеисландскому слову R;;smenn или R;;skarlar — «гребцы, мореходы» и к слову «руотси/роотси» у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают некоторые лингвисты, должно было превратиться именно в «русь» при заимствовании этого слова в славянские языки.
Славянская теория была сформулирована В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»: Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь … А славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. С точки зрения сторонников норманской теории из цитаты лишь следует, что слово «русь» есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов. Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он определял как славян, ссылаясь на Претория и Гельмольда, полагавших «прусский и литовский язык за отрасль славенского», а также личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским». При этом в бывшей Пруссии и приморской Литве действительно обнаруживаются топонимы с корнем «рус». Поздняя литературная традиция соотносит русов с братом по имени Рус из легенды в «Великой Польскорй хронике» XIV века о трёх славянских братьях — Чехе, Лехе и Русе. В русской историографии XIX века представителями славянской теории были С.А.Гедеонов (считал русов балтийскими славянами — ободритами: средневековый союз полабских славянских племен, проживавших в нижнем течение Эльбы/Лабы/) и Д.И.Иловайский (подчёркивал их южное происхождение, а этноним русь выводил от русого цвета волос). В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами в Киевской земле, при этом, этноним Русь выводился из местной топонимики (названий рек и поселений), например из названия реки Рось /Рсь/ - правый приток Днепра на Киевщине.
Георгий Вернадский (1887-1973, сын академика и представителя русского космизма В.И.Вернадского) развивал теорию о происхождении названия Руси от азовских племён асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов (объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности и вождя Божа; наносили поражение готам, но были разгромлены войсками короля остготов Витимира; упоминаются в византийских и готских источниках до 602 г.н.э.VI-VII веков), считая, что народ русь является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами.
Существует мнение в индо-иранской теории, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним и сторонники этой точки зрения отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором: «Базгун земля со (своим) языком, которая примыкает и простирается до Каспийских ворот /совр. Дербент, Дагестан/ и моря, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут бургары, со (своим) языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду живут в горах, у них есть крепости. Ауангур, народ, живущий в палатках, аугар, сабир, бургар, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит, эти тринадцать народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки, женщины с одной грудью, они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если они желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю. Если они рождают мужской пол, то убивают его, если женский, то оставляли и таким образом они поддерживали свое положение. Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных народа». Многие авторы трактуют как Северное Причерноморье и с этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов упоминаемых античными авторами. Иранская этимология имени Русь обоснована академиком, лингвистом О.Н.Трубачёвым (1930-2002), который предложил толкование этнонима «рос», опираясь на данные южнорусской топонимики: рухс (иронский диалект)/ рохс (дигорский диалект) с осетинского языка - «светлый».
Из современных концепций получили известность теории о «Русском каганате» В.В.Седова (основываясь на археологическом материале, помещает Русь в междуречье Днепра и Дона – волынцевская археологическая культура и определяет как славянское племя) и Руси-ругах А.Г.Кузьмина (связывает русь с руянами — славянскими жителями населявшими с VI века остров Рюген в Балтийском море /совр. – Германия/; сообщает со ссылкой на работу 1859 года «В Магдебургских анналах жители о. Рюген обозначены под 969 годом как Rusci»; согласно польским исследователям Магдебургские анналы были составлены в XII веке на основе Пражских и Краковских анналов, а также, списка деяний магдебургских архиепископов, но в синхронных источниках слово rusci к жителям Рюгена не применяется; автор X века, совместно с руянами участвовавший в военном походе 955 года, называет их вполне по-славянски ruani. По одной из версий, Рюрик, родоначальник династии Рюриковичей, пришел в Ладогу с Руяна. По другой, что Рюрик, выходец из ободритов - это Рерик (Рёрик), сын бодричского княза Годлава (или Годолюба, или Годелайба), который, по сообщениям Ксантенских анналов, был в 845 году королём ободритов. Фламандского географа и картограф Герарда Меркатора (1512-1594)  говорит в «Космографии», и современные историки соглашаются, что здесь речь идет несомненно о Рюгене и руянах: «На острове Русция том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели... и воевали с датским королем и со иными поморскими князьями и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противным были. Язык у них был словенской да вандальской». Персидский историк XI века Гардизи, тоже говорит об острове с подобным названием, но описывает его чуть иначе: «Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров – три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса (или рощи) и земля его имеют много влаги, так что если поставить ногу на сырое (место), земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хакан-рус. На острове живет около сто тысяч человек». Имеются и другие описания арабскими писателями: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окружённом озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян» (из арабо-персидских источников о Руси не позднее 870-х годов IX века). В официальной франкской хронике /государство – варварское королевство в западной и центральной Европе с V по IX века, на территории Западной римской империи/ содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочистивого 18 мая 839 года. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом II люди, о которых хронист сообщает следующее: «Он [Феофил] также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король], прозванием хакан, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться [на родину], а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов…Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов / древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции/, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того царства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…». Таким образом, если Рюрик и варяги пришли в первую столицу Руси Ладогу /совр. село Старая Ладога в Волховском р-не Ленинградской обл./ с Руяна, можно понять и откуда происходит само слово "Русь". Этноним Русь распространился на всё население Древнерусского государства, а термин русские («рустии людие») у мниха Иакова, как самоназвание народа появился позднее, в XI веке.

Карта славянских племён до 9 века из интернета.


Рецензии
Хорошо, что есть в России честны люди,
Как вот, например, Андрей Пущинский!
Это многим интересно, нужно будет!
Хватит всю историю коверкать всяк по-свински!

Родная моя сестра, вообще, считает, что нашу историю написали немцы, под своё мировоззрение, а кто-то уничтожил многие древнерусские источники, чтобы правда никогда не вернулась.
Она давно интересуется русской историей, пишет стихи и прозу!
Зарегистрирована и на «стихи.ру» и на «проза.ру».
Болеет душой, как и Вы, Андрей, за нашу родную державу.
Она у меня - первая в избранных - «Нина Евгеньевна».

Ну, так вот, мы часами говорим на эти темы, но я - с осторожностью, потому что уж больно много напутано в источниках... Надо знать языки, надо много читать.

Спасибо Вам! Буду и дальше знакомиться с Вашим творчеством.

С уважением

Людмила Похвалинская   10.07.2021 08:43     Заявить о нарушении
Сердечно Вас благодарю за столь высокую оценку и спасибо за визит!

Андрей Пущинский   10.07.2021 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.