Лермонтов заложник любви и печали

Все поэты писали о смерти. Все поэты писали о любви. Но для Лермонтова любовь и смерть не были антагонистическими понятиями, они всегда шли у него рука с рукой. Рано лишённый материнской любви (его мать умерла, когда ему было три года), лишённый отцовской любви (бабушка поэта настояла, чтобы его отец не появлялся в его жизни), он слишком рано начал искать легкомысленной женской любви и придавал ей слишком большое значение, воспринимая любой каприз ветреных московских барышень, едва ли не как трагедию. Оттого и многочисленные его ранние стихи, наполненные острой печалью, очень трагичные всякий раз, как очередная кокетка отказывала ему. Особенно в этом плане характерны стихи, обращённые к Н.Ф.И. - девице Ивановой, неудачливый роман с которой, возможно, стал причиной ухода Лермонтова из московского университета, переезда в Петербург, поступления в юнкерскую школу - в общем, полной перемены судьбы. Из мечтательного и наивного, и очень штатского влюбчивого юноши, в результате этого слома, получился язвительный, желчный, развращённый непотребствами золотой гвардейской молодёжи, офицер, балующийся сочинительством. По натуре он не был революционером, но разочарование в любви, разочарование в женском идеале, который он искал, но не находил, разочаровало его и вообще в отношении всего светского общества, в котором он увидел лишь "Маскарад" страстей, который заканчивался преступлением, убийством того идеала, в котором сам автор был уже не убеждён. Может быть из Лермонтова, в конце концов, получился бы записной светский зубоскал, лишённый всякой нравственности, но одно событие резко изменило всю его судьбу. Событие это было - выстрел на Чёрной речке, убийство (а то, что это было именно убийство, а не дуэль - стало ясно в то время многим) Пушкина. Пушкин оставался для Лермонтова образцом высокого служения Божеству Поэзии, может быть - последним идеалом, в который он ещё верил. И убийство Пушкина, покушение на свой идеал, он воспринял, как мировую катастрофу. И сразу резко стал в оппозицию ко всему придворному обществу, обвинив его в убийстве Поэта. Этот мотив явственно звучит в стихотворении "Погиб поэт - невольник чести..." Лермонтов прямо обвиняет определённый круг лиц именно в убийстве Пушкина, а не в организации дуэли. Дуэли не было, было спланированное убийство, инсценированное, как дуэль. И уж коли свидетель всех этих событий так полагал, то что нам спорить с этим?
Свет не простил Лермонтову этого Поступка. Какими-то высшими силами он был вычеркнут из списков "своего круга лиц" и превратился в изгоя, которого следовало затравить, как зверя, и уничтожить. Что и произошло в конечном итоге на Кавказе летом 1841 года. Но именно это изгнанничество и спасло живую душу Поэта. Он скинул с себя маску светского повесы, холодного развратника и циника и стал действительно русским поэтом с широко открытой для всего мира душой. Он прошёл школу войны на Кавказе, он встретился со многими интересными и достойными людьми, он узнал Россию!.. Но чего он так и не нашёл в своей короткой жизни - так это женской любви... Настоящей, искренней, сильной и бескорыстной. Как ни странно, такой женщины не нашлось для поэта. Может быть, он просто опередил своё время и не дожил до появления "тургеневских девушек" - тех бескорыстных созданий с сильной и горячей душой, которые и могли бы оценить и понять его мятущуюся душу. Мне кажется, это понял Тургенев, когда создавал образ революционера Инсарова в романе "Накануне", образ, словно списанный с Лермонтова. Но это будет уже иная эпоха, а в своё время Лермонтов уже в 27 лет почувствовал сильнейшую душевную усталость, из которой был только один выход - смерть. Но умирать ему не хотелось, он слишком был полон жизнью, и он изобрёл для себя свою формулу: смерть, как сон. Смерть, как покой... И писал об этом в своих последних стихах. И он получил от Бога то, что просил.


Рецензии
Уважаемый автор, что вы скажете на эту публикацию с последними изысканиями фактов биографии М.Ю.Лермонтова? В ней утверждается, что Лермонтов всё-таки хранил в своём сердце образ земной женщины, как идеал света и чистоты, которой посвятил стихотворение "Валерик" и поэму "Демон". Имя её Варвара Лопухина, в замужестве Бахметьева:
http://www.stihi.ru/2014/10/24/7995

А это моё посвящение этой любви:
http://www.stihi.ru/2014/10/24/2515

Наталья Ильина 3   27.11.2014 16:41     Заявить о нарушении
Вот Вы сами и пишите, что Лермонтов любил Варечку Лопухину, но... замуж она вышла за другого. Да это и неудивительно, ведь Лермонтов был изгоем для высшего общества, на него смотрели как на прокажённого, зная "недоброе внимание царя" к поэту. И дамочки высшего света хоть и симпатизировали ему, но среди них не нашлось жертвенной натуры, способной оставить всё ради любви изгнанника. Спустя десятилетие появились такие женщины в России, их появление заметил Тургенев и они стали называться "тургеневскими девушками". Вспомните героиню романа "Накануне", которая всем пожертвовала ради изгнанника Инсарова, портрет которого словно списан Тургеневым с Лермонтова. Впрочем и появились такие натуры, во многом, благодаря романтической поэзии Лермонтова!

Антология Русской Поэзии   28.11.2014 15:11   Заявить о нарушении
Он сам виноват, что упустил эту милую добрую девушку, потому что увлёкся другими в кружении светской жизни. Она его любила. Просто нравы того времени, когда девушки выходили замуж только по благословению родителей, которые не жаловали Лермонтова, не дали ей соединиться с ним.
Спасибо. Мне показалось, что вы даже не прочитали мои ссылки.


Наталья Ильина 3   28.11.2014 15:16   Заявить о нарушении
Любила бы, бросила бы всё и была бы его. Нет, Лермонтов не нашёл настоящей любви. Он лишь мечтал о ней, но сам он был некрасив, небольшого роста, язвителен по характеру. Он сам не владел большими деньгами, его содержала бабушка, лишь после её смерти он получил бы большое наследство. А дамочки не хотели ждать. И Лермонтов прекрасно понимал женскую натуру того времени, почитайте его "Тамбовскую казначейшу". А что касается Варечки Лопухиной, то вот стихотворение "Валерик", написанное как письмо к ней. И чем оно заканчивается? Лермонтов с грустной усмешкой пишет, что адресат, к которой обращены его взволнованные строки, назовёт его "чудаком" и скептически усмехнётся при этом. И вся любовь, как говорится. Да, Лермонтов сильно влюблялся в эти воздушные созданья, но прекрасно осознавал, что в решающий момент они предпочтут не его.

Антология Русской Поэзии   30.11.2014 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.