метод мастера или чувства времени
Мне кажется, христианская концепция души — то же самое, что ты подразумеваешь под насто¬ящим существом, тем, кто наблюдает. Почему Иисус не говорил о возможности реинкарнации души? Кажется, в этом разница между восточны¬ми и западными религиями. Не мог бы ты что-нибудь об этом сказать?
Иисус прекрасно знал о реинкарнации.
Косвенные указания на нее распространены по всем евангелиям. Только вчера я говорил, цитируя Иисуса: «Я был раньше Авраама». И Иисус говорит: «Я вернусь».
В его словах есть тысяча и одно косвенное указание на реинкарнацию. Он прекрасно знал, но была какая-то другая причина тому, что он не говорил о ней, не пропо¬ведовал ее.
Иисус был в Индии и видел, что случилось из-за теории реинкарнации. В Индии этой теории учили почти за пять тысяч лет до Иисуса. И это правда, это не толь¬ко теория; теория основана на истине. Человек прожи¬вает миллионы жизней. Этому учили Махавира, Будда, Кришна, Рама; все индийские религии с этим соглаша¬ются. Вы удивитесь, узнав об этом: они не соглашают¬ся ни в чем, кроме этой теории.
Индуисты верят в Бога и душу. Джайны вообще не верят в Бога, только в душу. А буддисты не верят ни в Бога, ни в душу. Но относительно реинкарнации все три религии соглашаются — соглашаются даже буддис¬ты, которые не верят в душу. Очень странно... кто же тогда реинкарнирует? Даже они не могут отрицать явле¬ния реинкарнации, хотя и отрицают существование души; они говорят, что души не существует, но реинкарнация существует. И им очень трудно доказать реинкарнацию без души; кажется, это почти невозможно. Но они на¬шли способ — конечно, очень тонкий способ и очень трудный для понимания, но они кажутся ближе, ближе всех к истине.
Легко понять, что есть душа, и когда ты умираешь, тело остается на земле, а душа входит в другое тело, в другое материнское чрево; это простая, логичная, мате¬матическая вещь. Но Будда говорит, что никакой души нет, есть только континуум. Это все равно, что вечером зажечь свечу, а утром, задувая ее, спросить: «Тот ли это самый свет, который я зажег вечером?» Нет, свет не тот же самый, и все же есть континуум. Вечером, когда ты зажег свечу... этой свечи больше нет, пламя постоянно исчезает; его заменяет другое пламя. Эта замена так быстра, что ты не видишь промежутков, но при помощи чувствительных научных приборов возможно увидеть промежутки: одно пламя исчезает, другое приходит; одно уходит, другое возникает. Обязательно есть небольшие промежутки, но их не видно невооруженным глазом.
Будда говорит, что точно как пламя свечи не остает¬ся прежним — оно постоянно меняется, хотя в другом смысле оно остается прежним, потому что это тот же континуум, — точно таким же образом, в тебе нет сущ¬ности души как вещи, но есть как пламя. Она постоянно меняется; это река.
Будда не верит в существительные, он верит только в глаголы, и я полностью согласен с ним. Он подошел к истине ближе всего; по крайней мере, его выражение — самое глубокое.
Но почему Иисус, Моисей, Мухаммед — источники всех трех религий, рожденных вне Индии, — не гово¬рят о реинкарнации прямо? По определенной причине, и причина эта в том, что Моисей осознавал... потому что Египет и Индия были в постоянном контакте. По¬дозревают, что когда-то Африка была частью Азии, и континент постепенно отодвигался. Индия и Египет были соединены, поэтому между ними так много обще¬го. И нет ничего странного в том, что население Юж¬ной Индии чернокожее; в их жилах часть негритян¬ской крови, они негроиды — не полностью, но если Африка была соединена с Азией, тогда, несомненно, слу¬чилось смешение ариев с негроидами, и южная Индия стала чернокожей.
Моисей, наверное, очень хорошо знал Индию. Вы уди¬витесь, но Кашмир утверждает, что в нем похоронены и Иисус, и Мухаммед. Есть могилы, могила Моисея и могила Иисуса... Они увидели, что случилось с Индией из-за теории реинкарнации.
Из-за теории реинкарнации Индия стала очень ле¬таргической; нет никакой спешки. В Индии нет никако¬го чувства времени, даже теперь. Хотя каждый носит часы на руке, никакого чувства времени нет, даже сей¬час. Если кто-то говорит: «Я приду и встречусь с тобой в пять часов», — это может значить что угодно. Он может явиться в четыре, он может явиться в шесть, он может вообще не явиться! — ...и это не принимается всерьез. Это не воспринимается так, словно он не вы¬полнил своего обещания, — нет никакого чувства вре¬мени! Как можно иметь чувство времени, если доступна целая вечность? Если жизней так много, куда торопить¬ся? Человек может идти очень медленно; он обязатель¬но, в тот или другой день, достигнет цели.
Теория реинкарнации сделала Индию очень летарги¬ческой, вялой. Она сделала Индию совершенно не осо¬знающей времени. Она помогла людям откладывать. Если ты откладываешь на завтра, сегодня останется таким же, как и когда ты родился; завтра никогда не приходит. А Индия умеет откладывать не только на завтра, но даже и на следующую жизнь.
И Моисей, и Иисус были в Индии, и оба хорошо ее знали. Мухаммед никогда не посещал Индию, но пре¬красно ее знал, потому что был очень близко к Индии, и между Индией и Аравией была постоянная связь. Они решили, что лучше говорить людям: «Есть только одна жизнь, это последний шанс — первый и последний — и если ты его упустишь, то упустишь навсегда». Это средство к тому, чтобы создать интенсивную жажду, чтобы создать в людях такую интенсивность, чтобы они легко могли быть трансформированными.
Но возникает вопрос: не осознавали ли этого Махавира, Будда и Кришна? Не осознавали ли они, что эта теория реинкарнации создаст летаргию? Они пытались использовать совершенно другого рода средство. И у каждого средства есть свое время; как только оно ис¬пользовано... его нельзя использовать всегда. Люди к нему привыкают. Когда Будда, Махавира и Кришна пы¬тались использовать средство реинкарнации, они подхо¬дили под совершенно другим углом.
Индия в те времена была очень богатой страной. Она считалась золотой страной мира, самой процветаю¬щей. А в богатой стране настоящая проблема, величай¬шая проблема — это скука. Именно это происходит сей¬час на Западе. Теперь в такой же ситуации оказалась Америка, и скука стала ее величайшей проблемой. Лю¬дям совершенно скучно, настолько скучно, что хочется умереть.
Кришна, Махавира и Будда использовали эту ситуа¬цию. Они сказали людям:
— Это ничто, скука одной жизни — это ничто. Вы жили много жизней, и помните, если вы не будете слу¬шать, то будете жить еще больше жизней; вам будет скучно снова и снова. Это движение одного и того же колеса рождения и смерти.
Они раскрасили скуку в такие мрачные цвета, люди, которым уже было скучно от одной жизни, дей¬ствительно глубоко вовлекались в религию. Человек должен избавиться от жизни и смерти; человек дол¬жен избавиться от этого колеса, этого порочного ко¬леса рождения и смерти. Поэтому это было важно в то время.
Потом Индия стала бедной. Как только страна ста¬новится бедной, скука исчезает. Бедному человеку ни когда не скучно, помните; только богатый человек может позволить себе скуку, это привилегия богатого че¬ловека. Бедному человеку чувствовать скуку невозмож¬но; у него нет на нее времени. Весь день он работает, и когда он приходит домой, он так устает, что падает и засыпает. Ему не нужно много развлечений: телевизо¬ры, фильмы, музыка, искусство и музеи — ему не нужны все эти вещи, он не может их иметь. Его единственное развлечение — это секс: естественная вещь, встроенн¬ная. Именно поэтому бедные страны продолжают про¬изводить больше детей, чем богатые, — единственное развлечение.
Если вы хотите сократить население бедных стран, дайте им больше развлечений. Дайте им телевизоры дайте им радио, кино — что-то, что отвлекало бы их от секса.
Я слышал об американских парах, что они настолько одержимы телевизором, что продолжают смотреть теле¬визор, даже занимаясь любовью. Любовь становится вто¬ричной, первичным становится телевизор. Они не хотят пропускать передачу.
Бедная страна знает только одно развлечение, пото¬му что не может себе позволить ничего другого; она может себе позволить только естественные, встроенные. Поэтому бедная страна продолжает производить людей; она становится более и более переполненной. И им не надоедает жизнь. Какая у них жизнь? Чтобы жизнь на¬доела, сначала нужно, чтобы она была. Чтобы пресы¬титься жизнью, нужно иметь деньги. Чтобы надоели женщины, нужно, чтобы они были. Чтобы покончить с миром, нужно иметь много его опытов.
В тот момент, когда Индия стала бедной, теория ре¬инкарнации превратилась в бегство, надежду — из ску¬ки она стала надеждой, возможностью откладывать. «Я беден в этой жизни. Не о чем беспокоиться; жизней много. В следующей жизни я буду бороться немного больше и буду богаче. В этой жизни у меня есть только уродливая женщина. Не о чем беспокоиться, это только вопрос одной жизни. В следующий раз я не сделаю такую же ошибку. В этот раз я страдаю от прошлых карм. В этой жизни я не буду совершать никаких не¬правильных вещей и буду наслаждаться следующей жизнью». Это становится откладыванием.
Иисус увидел это — то средство больше не работа¬ет таким образом, каким должно. Ситуация изменилась. Теперь Иисус должен создать другое средство: есть толь¬ко одна жизнь — поэтому, если ты хочешь быть религи¬озным, если хочешь медитировать, если хочешь быть ис¬кателем, будь прямо сейчас — потому что завтра нена¬дежно. Завтра может не быть.
Поэтому Запад стал слишком осознающим время; каждый спешит. Эта спешка — из-за христианства. Сред¬ство снова потерпело поражение. Никакое средство не может работать вечно.
Мой собственный опыт состоит в том, что опреде¬ленное средство работает, только пока Мастер жив, потому что он его одухотворяет; он управляет им таким образом, что оно работает; как только Мастер уходит, средство теряет полезность, или люди начинают нахо¬дить ему новые интерпретации.
Теперь на Западе это средство потерпело полное поражение; теперь оно стало проблемой. Люди живут в постоянной спешке, напряжении, тревоге, потому что есть только одна жизнь. Иисус хотел, чтобы они помни¬ли: так как есть только одна жизнь, помните Бога. А что они делают? Видя, что есть только одна жизнь, они хотят пить, есть и веселиться, потому что никакой другой жиз¬ни нет. Поэтому потакай себе, как только возможно. Выжми из жизни весь сок прямо сейчас! И кого волну¬ет, что случится в Судный День? Кто знает, будет ли вообще Судный День?
На Западе во всем возникла огромная спешка, пото¬му что никакой другой жизни нет.
Мэри и Джон живут в большом многоквартирном доме в Нью-Йорке. Однажды они встречаются и тут же влюбляются друг в друга, но не устанавливают ни какого контакта. Это продолжается шесть месяцев, когда Джон, наконец, не может выносить напряжения, приглашает ее к себе домой. Нерешительно она согла¬шается, и вскоре они добираются до его дома, закрывают дверь, спешат в спальню и бросаются на кровать.
Через несколько минут Джон объясняет хриплым голосом:
— Послушай, мне очень жаль, но если бы я знал, что ты девственница, я подождал бы еще немного.
Мария отвечает:
— Ладно, если бы я знала, что у тебя есть больше времени, то сняла бы трусы!
Такая спешка! Скорость — это мания, быстрее и бы¬стрее. Никто не заботится о том, куда движется, но ты должен двигаться быстро; изобретай более быстрые средства передвижения.
И все это случилось из-за этого средства. Оно рабо¬тало во времена Иисуса. Он постоянно говорил своим людям: «Остерегайтесь! Судный День очень близок. Вы увидите конец мира при своей собственной жизни, и никакой другой жизни нет. И если вы ее упустите, то будете брошены в ад навечно!" Он просто создавал психологическую атмосферу. Она работала, пока он был жив, и работала еще несколько дней после того, когда его не стало. Это продолжало работать несколько дней из-за ближайших учеников, в которых было что-то от климата Иисуса, какая-то аура, но потом это создало прямо противоположный эффект.
Это создало самую нерелигиозную цивилизацию, ко¬торую только знал мир. А желание было в том, чтобы сделать людей настолько бдительными и осознанными, чтобы они искали божественности и отбросили все свои желания и другие занятия. Вся их жизнь должна быть единонаправленным поиском, исследованием, потому что никакой другой жизни нет, есть только одна жизнь — наслаждайся ею, как только можешь! Наслаждайся ею, не откладывай ее на завтра.
Индийское средство потерпело поражение, потому что люди впали в летаргию. Оно работало при Будде. Он действительно создал одно из величайших движе¬ний в мире. Тысячи людей отреклись от своих жизней, стали санньясинами. Это означало, что они посвятили всю энергию поиску истины, потому что он создал та¬кую атмосферу скуки, что скучно было бы это упустить.
Но то, что случилось позднее, было прямо противопо¬ложно. Так бывает и будет всегда. Мастеров обяза¬тельно понимают неправильно. И люди так коварны, так дипломатичны, что всегда могут найти способы разру¬шить все средства.
Иисус прекрасно знает, что жизнь вечна, и реинкар¬нация — это факт. Он упоминает это косвенными путя¬ми, может быть, упоминает это со своими самыми близ¬кими учениками, но не говорит массам — по одной простой причине: он видел, что это потерпело пораже¬ние в Индии, нужно попробовать что-то другое.
ОШО
Свидетельство о публикации №114083105768