Умбрийская долина. Головин

хоть листиком...но только бы с тобой
прижмусь всем сердцем...нежно и пугливо.
открой мне душу...дай познать покой,
но неприступно сердце пилигрима.

Ольга Осенская http://www.stihi.ru/avtor/olgakutlina


 возьми меня цветком к себе на куст!
пусть незаметна буду и пуглива.
умбрийская долина - в сердце грусть..
где встретить мне певца и пилигрима...???

и отцвели те розы на кустах.
Головина палитра их коснулась
Умбрийская долина- счастье - прах.
столетье пролетело и проснулось.


***


 Фотографии из книги об А. Головине.http://www.stihi.ru/2014/08/31/2580


Давайте возродим Россию, чтоб было чисто и светло,
Беречь березы и тепло и чтоб народ не ждал мессию...

А просто лес был нашим домом , усадьбы плющ бы овевал.
И иней ели одевал и жили б люди, как в хоромах.

И как в садах Головина*, были и дети и жена.

Александр Головин - великий русский художник.



***

Фотографии картин А. Головина.http://www.stihi.ru/2014/08/31/3528


Березы ночью - не с тобою.
Никто так видеть не умеет.
Мы разминулись и порой
Луна слезами душу греет...


***


Павловск в золоте.
всего лишь раз
с сыном мы втроем и любовались.
жизнь, как бесконечный парафраз,
окажусь ли там еще? едва ли...

а когда - то был счастливый день.
в мыслях, на картине схвачен четко.
дуб зеленый , золоченый пень,
прелесть новизны и сад с решеткой.


***
Элеонора Пастон

 Головин принадлежит к созвездию талантливейших художников, поэтов, композиторов, театральных деятелей и артистов, обеспечивших небывалый подъем русской духовной культуры конца XIX - первых двух десятилетий XX века, именуемых Серебряным веком. При всем многообразии ярких творческих индивидуальностей этого времени личность художника, «человека изысканного», от которого не ускользали «самые тонкие нюансы в области мысли и чувства»2, его творчество, «блестящее и тонкое по выполнению и вкусу»3, представляются явлением уникальным. При этом редко в ком культура Серебряного века выразилась так ярко и последовательно, как в Александре Головине. Его с полным правом наряду с плеядой современников - В.А. Серовым, М.А. Врубелем, К.А. Коровиным - можно назвать также и создателем художественного мира той эпохи.

Человек универсального дарования, Головин проявил себя как мастер станковой живописи, работал как монументалист, достиг больших успехов в декоративном искусстве. Но самой главной областью его деятельности стал театр. Б.В. Асафьев писал в своей книге, размышляя о путях развития русского искусства: «Головин, головинское в оперно-балетном театре давно уже <...> сделалось синонимом безупречного вкуса, элегантности, мастерства и щедрости художественного воображения. Ум Головина был в полной мере умом, прирожденным театру, зрелищности, театральности, человеку на подмостках»4.

Однако в такой оценке творчества Головина его современники вовсе не были единодушны. Художественный критик Сергей Маковский, первый биограф художника, констатируя, что Головин «давно уже пользуется вполне заслуженной славой блестящего театрального декоратора», высказал парадоксальное мнение, что «самое ценное в Головине вовсе не его постановки, как бы ослепительны ни были некоторые из них, а именно - эти мало известные пейзажи и портреты и те небольшие картины-эскизы к постановкам, которые можно рассматривать совсем независимо от театра...»5.

Споры о том, считать ли Головина «театральным» художником или «станковистом», в духе времени обратившимся к театру, не утихают на протяжении многих лет, прошедших после первой публикации, посвященной мастеру. Они породили необходимость всякое исследование последних десятилетий начинать с оговорки: «Однако неточно, как это часто принято, числить его главным образом художником театра. Существеннейшая и принципиальнейшая черта творческой личности Головина заключена в том, что в ней обе ипостаси - живописца и художника сцены - слились нераздельно и равноправно»6. Авторам концепции юбилейной выставки близок именно этот тезис, подчеркивающий основное свойство творчества Головина, универсалиста по самой сути художественного мышления и особенностям творческого метода.

Универсальность мастера основана на «декоративности», своеобразном «фетише»




Серебряного века, посредством которой художник передавал и осязаемую красоту окружающей жизни, и «философичность» своего мироощущения, и «самые тонкие нюансы в области мысли и чувства», и ясно ощущаемое им приближение трагических сломов отечественной истории. недаром Головин на вопрос о том, к чему он наиболее «склонен» в искусстве, отвечал: «К сочинению орнамента»8. Эта «склонность» проявлялась у него в самых ранних работах. Так, в портрете художницы Е.Н. Виллиам (1890-1895, ГТГ), его соученицы по МУЖВЗ, тщательно выписанный ковер со сложной орнаментикой, над которой он, вероятно, долго и с удовольствием работал, становится чуть ли не главным «действующим лицом» картины. А когда в 1908 году на выставке Нового общества художников9 Головину предоставили зал, где экспонировались 198 произведений мастера, то есть экспозиция стала, по сути, первой своеобразной персональной выставкой 45-летнего художника, 72 работы на ней были им объединены в раздел «Фантазии», куда вошли орнаменты и цветы. Если рассматривать орнамент как основу возникновения и развития стиля, то именно в нем можно видеть ту необходимую составляющую, позволившую художнику создать свой собственный орнаментально-декоративный стиль, который он смог выразить, по его словам, «с первых шагов» работы в театре.

В своих воспоминаниях Головин пишет о том, что на частые вопросы: «Как вы нашли свой стиль, какими путями вы пришли к этому стилю?» он неизменно отвечает: «Я так родился»10. Эти слова - искреннее выражение «художественного эготизма» (по выражению С. Маковского) Головина, человека, всегда остававшегося самим собою во всех своих «перевоплощениях» и «импровизациях» в различных видах искусства. По существу же ответ на этот вопрос можно найти на юбилейной выставке Головина, развернутой в Третьяковской галерее.



http://www.stihi.ru/2014/08/31/4281


Рецензии
Нина!

Я-то, по простоте душевной, вначале подумал, что Вы тут Александра Головина, молодого футболиста, полузащитника нашей сборной и французского клуба "Монако" здесь воспеваете.
Почти полный тёзка, с разницей в 150 лет, и тоже очень талантливый (как футболист).

Но благодаря Вам повысил свой образовательный уровень, ведь А.Головин не так у нас знаменит, как многочисленная плеяда других замечательных художников его времени: Серов, Репин, Перов, Крамской, Айвазовский, Куинджи, ..., замечательный Борис Кустодиев, но у меня есть ещё очень богатая подборка картин знаменитой нашей авангардистки Натальи Гончаровой (тоже почему-то соотечественниками подзабытой).

Спасибо!.. Удачи Вам!

Геннадий Власов   23.05.2020 18:17     Заявить о нарушении
Спасибо ВАМ! Наталья Гончарова мне очень нравится. Я очень люблю ходить на вернисажи и пишу по картинам. Жаль временно это невозможно...

Нина Ландышева   25.05.2020 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.