Треугольник Карпмана - любимая игра миллионов...
- Не раздевайся. Иди набей морду соседу!
У мужа мгновенно налились кровью глаза. Он выскакивает на лестничную площадку и звонит в дверь. Жена слышит громкие звуки мордобоя и нецензурной брани...
Через несколько минут муж возвращается и, запыхавшись, спрашивает:
- Ну, и за что я его избил?
- За что... За что... Сижу целыми днями дома одна - скукотища-а-а-а-а!
Сейчас многим, интересующимся психологией и теориями коммуникаций, известно, что американский психотерапевт Эрик Берн изучил и классифицировал "игры, в которые играют люди". Основываясь на его теориях, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". И такой треугольник, увы, довольно часто встречается в нашем социуме: возможно, из-за "национальной" русской забавы – искать виноватого. Причем искать для того, чтобы его наказать.
Ибо задача "найти и наказать виноватого" и является одной из основных в таком треугольнике.
Треугольник Карпмана предусматривает трех "участников", причем все трое имеют в нем свои роли. И еще одна характерная особенность этого треугольника – участники в нем постоянно меняются ролями: потому такая "игра" долго не наскучивает и нередко принимает хронический характер. Первое время участники могут играть в треугольник Карпмана даже с удовольствием: но потом неизбежно наступает время, когда деструктивность этой модели становится выше ее возможной продуктивности, к тому же происходит смена ролей, и в определенный момент игры удовольствие начинает получать кто-то один: за счет деструктивного воздействия на остальных двух участников. И остальных держать в таком треугольнике может лишь то, что они неосознанно ждут теперь своей очереди поменяться ролями и получить удовольствие.
Многие, ввязавшиеся в эту модель коммуникации, и хотели бы выйти из нее, но как это сделать – не знают. И вообще частенько не могут разобраться, что годами вращаются в треугольнике Карпмана.
Давайте для начала разберем его устройство.
Данный треугольник составляют: Жертва, Преследователь и Спаситель.
Спаситель в треугольнике – культовая роль. Быть Спасителем – престижно в понимании многих, и именно в этой роли потенциального третьего участника легче всего затянуть в треугольник.
Жертва – некто обиженный. Тот, кто вроде бы изначально страдает. Чаще всего треугольник Карпмана строится вокруг Жертвы, усилиями Жертвы и по ее инициативе. И, как правило, сама Жертва даже не представляет, чем это обернется несколько позже.
Преследователь – всегда определяется с точки зрения Жертвы. Тот, кто оказывает на нее давление, доставляет какие-то неприятности и т.п. Жертва ищет определенной помощи, обращаясь к Спасителю. И если Спаситель принимает на себя эту роль и берется помогать, не отдавая себе отчета в подоплеке происходящего – всё, треугольник состоялся.
А дальше начинает проявляться деструктивность этой игры. Потому что когда Спаситель начинает собственно "спасать" – Жертва меняет свою точку зрения и начинает защищать бывшего своего Преследователя: таким образом Спаситель становится Преследователем ("плохим", тем, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым), бывший Преследователь – Жертвой (потому что теперь его обижают), а бывшая Жертва – Спасителем.
Собственно ради этой самой роли все участники треугольника терпят лишения двух других ролей в данной игре: ибо Спаситель, как уже было сказано, – роль престижная, очень многим приятная, и к тому же дающая возможность ощутить свою значимость и поднять самооценку. И не беда, что потом вы за это можете получить определенные неприятности: зато вы побывали Спасителем, и возможно, скоро побудете еще. Так как роли в треугольнике Карпмана меняются по кругу на протяжении всей - иногда довольно долгой – игры.
Треугольник Карпмана можно прогнозировать, если к вам обращаются за помощью, но при этом, когда вы пытаетесь начать с подробного анализа ситуации и определения возможной степени вашего участия в ней (то есть не спешите очертя голову втягиваться туда в роли Спасителя) – на вас обижаются. И просят не самого по себе "совета и участия", а помощи в чем-то деструктивной и к тому же подразумевающей определенный сценарий вашего действия: "Не просто спасай меня, но, спасая, наказывай вон того!.." То есть вас приглашают в треугольник не просто Спасителем, но "Спасителем, действующим по заранее составленному плану, в результате выполнения которого вы сами можете оказаться в роли Преследователя или Жертвы". Поэтому не торопитесь помогать кому-то, если от вас требуют совершенно определенной "узконаправленной" помощи: особенно связанной с тем, что вы должны напрямую повлиять на чье-то поведение. Например, просят проголосовать за кого то на выборах, собрать "гуманитарную помощь", (потом по телевизору начинают показывать взволнованные толпы "благодарных" людей, которым она, якобы, "помогла"). А на самом эта "помощь" никому не нужна, и "государство" вовлекает таким способом своих граждан в треугольник Карпмана в роли Спасителя, чтобы, в итоге, обобрать население и сделать из "народа" Жертву, а из себя, опять же, Спасителя.
Увы, треугольники Карпмана встречаются в нашем социуме довольно часто. Их много и в семейных отношениях (жена-тёща-зять, бабушка-мама-дочь, родитель-ребёнок-органы опеки, служитель культа-грешник-обыватель, драгдиллер-наркоман-наркотик. Часто треугольником Карпмана становится и так называемый "любовный треугольник"), в отношениях рабочих (работодатель-работник-центр занятости населения), в психотерапии и особенно в лечении зависимостей (пациент – родственник пациента – врач), и так далее, и тому подобное. Если разобраться, то именно эту модель нам усиленно навязывает российское телевидение. "Дом 2", "Час суда", "Пусть говорят" и т.д. Реальная жизнь человеческого общества подменяется тем, что умышленно создаётся некий необоснованный ажиотаж вокруг простых и до боли понятных вещей.
Не старайся, не крутись вокруг понятного.
Если буду объяснять – ничё приятного.
Ах, Юра, Юра, Юра, я такая дура, что в тебя влюбилась.
Ах, Юра, Юра, Юра, я такая дура, что тебе открылась.
И накрывает переменчивой зелёной волной,
Ты чисто капитан, а я опять за кормой.
Нет, Юра, Юра, я уезжаю домой. (bis)
(Наташа Ионова (Глюкоза), альбом Москва, песня Дура).
Давайте подробнее рассмотрим проявление треугольника Карпмана в зависимостях. Созависимый (Спаситель) чуть ли не сознательно формирует и поддерживает в отношениях с зависимым (Жертвой) пресловутый треугольник Карпмана. В том числе и потому, что при таком раскладе у него лично есть возможность по своему выбору, "по желанию и настроению" бывать во всех трех его ролях:
- Жертвы (рассказывая остальным, как ему тяжело с зависимым, и собирая с этого купоны);
- Преследователя (когда Зависимый в очередной раз попадает в свою зависимость, а созависимый его за это пожурит, ему попеняет, а то и выплеснет на него свою агрессию – но не акцентируя на том, что сам же Созависимый ситуацию срыва подчас и провоцирует);
- и Спасителя, причем в самых разных формах. Это для него главная, основная, самая ценная роль: потому, что это по сути реализация его собственной "исторической значимости", а то и смысл жизни.
Очень часто созависимые формируют у зависимых определенное чувство вины за их зависимость: чтобы спасаемый "не взбунтовался" по-настоящему, и чтобы роль Жертвы можно было играть только по настроению и только там, где за это дадут купоны, а не быть жертвой на самом деле, потому что это не входит в задачи созависимого.
"Созависимый" манипулирует зависимым как хочет.
Причем даже если у зависимого сформируется желание бежать из этого треугольника и он поставит перед собой задачу "откупиться " – не так-то это просто. Ибо созависимый в треугольнике не просто создает чувство вины, а еще и поддерживает его постоянно. Игровая задача Спасителя-созависимого – не допустить "полного откупа" (отсюда столь часты фразы типа "Да я для тебя столько сделал(а), тебе всю жизнь не расплатиться!")
Причем когда зависимый откупается за "прошлые его деяния", Спаситель при этом "делает все новые и новые одолжения" – хотя и забывает спрашивать, нужны ли они "спасаемому". Но эти одолжения (точнее, сам их факт) нужны самому Спасителю, чтобы вновь и вновь поддерживать "чувство вины и долга", чтобы "полностью расплатиться" зависимому не удавалось никогда, и чтобы вырваться из этого треугольника у зависимого не было "моральных сил и морального права".
Возьмём для примера взаимоотношения Россия – Украина – Евросоюз. Украина, изображая из себя Жертву, делает вид, что хочет вступить в Евросоюз. Однако, в последний момент, ввиду того, что открывается некий "обман", передумывает и решает этого не делать. Европа, вошедшая в роль Спасителя, продолжает настаивать на евроинтеграции Украины. Россия, выступающая в роли Спасителя Ирана и Сирии, оказывается в положении Жертвы по отношению к США. Она делает вид, что поверила в реальность возможности евроинтеграции Украины, всвязи с чем даёт приказ своей марионетке Януковичу разыграть кризис власти и побег, а затем забирает у Украины Крым, под предлогом предотвращения, всвязи с начавшейся неразберихой, оккупации полуострова войсками НАТО. Дальше больше. Луганская и Донецкая области провозглашают себя Жертвами евроинтеграции, становятся сепаратистами и приглашают на роль Спасителя Россию. Одесские евреи изображают из себя Жертв, а так как они традиционно в лучших своих проявлениях идиоты, а в худших – гады, целенаправленно нарываются и получают люлей от "бендеровцев". На роль Спасителя зовут опять Россию. Украина объявляет себя жертвой российских спецслужб, на роль спасителей зовёт США и Европу. Тем временем, Россия не может выступить в роли Спасителя сепаратистов, потому что продолжает разыгрывать Жертву США и Спасительницу Ливии и Сирии, чтобы сохранить Крым, а себе на роль Спасителей зовёт Китай и Бразилию. В итоге, даже Австралия не может удержаться, чтобы не ввести против России какие то санкции. Потому что всего на планете сущёствует пять континентов, в каждом их которых действует свой треугольник Карпмана. Вместе они образуют сатанинскую пентаграмму, с помощью которой миром правят скоты и идиоты, возомнившие себя иллюминатами и массонами.
Многим созависимым выгоден миф о том, что подобного рода взаимоотношения, скрепленные треугольником Карпмана - есть "большая и правильная любовь". Повесив на явно деструктивные отношения сей "священный ярлык", они как бы оберегают их от "посягательств", - в том числе со стороны психотерапевта, вознамерившегося эту деструктивность вычислить и показать самому созависимому. Это как бы "защита на уровне предсознания". Ибо в этих отношениях созависимый вовсю манипулирует зависимым в своих интересах, но преподносит это как "высший акт самопожертвования": "Как же я его такого брошу!" И это при том, что подчас "бросить" того или иного зависимого, то бишь "дать ему право на самоопределение вплоть до отделения" - как раз и есть реальный путь к его спасению. Но созависимому, действующему в рамках треугольника Карпмана и, что существеннее, не желающему от этих рамок отказываться, осознание этого НЕВЫГОДНО.
Нередко подобного рода "правильная любовь", как ни грустно, становится чуть ли не единственным шансом "реализации" для женщины, которая не видит (или опять же, не хочет видеть, не хочет затрачивать на это дополнительных сил) для себя иной самореализации и иного "обретения смысла жизни". Плюс еще пресловутая двойная мораль нашего общества как бы продуцировала до недавнего времени связку "женщина терпящая есть хорошая и правильная женщина". И вот женщины, которым хочется "считаться хорошими и правильными", а не просто так терпеть что-то, что им не нравится (что понятно, живые же люди), обустраивают для себя такие треугольники с зависимостями мужей или детей. В том числе затем, чтобы внешне их собственная жизнь выглядела как "необходимое для высокой оценки социума смирение, терпение и несение тяжкого груза", а на самом деле это была бы скрытая манипуляция "в свое удовольствие", выгодная прежде всего самой женщине опять же в целях ее самореализации, где по сути крайним оказывается зависимый.
И в таком случае даже если выход из подобного треугольника у такой женщины-Созависимой перед глазами, все равно ей на бессознательном уровне выгоднее относиться к этой ситуации не как к проблеме, имеющей решение, а именно как к "несению креста" . Но когда кто-то из окружающего социума пытается построить на ее ситуации свой треугольник Карпмана с собой в роли Спасителя (когда "созависимая" играет на людях Жертву за купоны), то от такой дамы он получит только лишь различные варианты игры "Да, но". Более того, в такую игру она не преминет поиграть и в кабинете психотерапевта, к которому может явиться "якобы решать проблему" по принципу "Я сделала для этого все, даже к психотерапевту пошла, но все равно эта проблема не решается".
Разумеется, в роли созависимого может выступать и мужчина, но в силу вышеназванных причин с женщинами это бывает чаще.
Кстати, речь идет вроде бы о треугольнике, но третьей вершины до сих пор как бы нет: идет речь о паре "Зависимый-Созависимый". Но роль третьей вершины в данном треугольнике может играть кто угодно: государство, милиция, начальник на работе, родственники, друзья, соседи, просто окружающие люди, тот же психотерапевт, нарколог и т.п. Причем многое зависит от того, какую роль в этом треугольнике на данный конкретный момент выберет себе в первую очередь сам созависимый.
Применимо к семейной психотерапии - в треугольник Карпмана часто пытаются затянуть психотерапевта супруги, которые находятся в конфликте и не готовы пойти на компромисс для его решения. Причем каждый из супругов надеется занять позицию Жертвы, и таким образом получить возможность говорить другому "Если бы не ты!..". Кстати, обратите внимание: в подобных конфликтах с внутренним намерением построить треугольник Карпмана каждая из сторон стремится "найти виноватого", и не допускает того, что свою лепту в семейный разлад так или иначе могли внести оба.
Но для треугольника нужна третья сторона - и супруги обращаются к "третейскому судье": если не к другу или подруге, то к психотерапевту. Именно чтобы тот стал "Спасителем наказующим", необходимым для построения треугольника Карпмана. Чаще всего "за консультацией" обращается какая-то одна сторона: с заказом "повлиять на другую сторону, потому что он(а) неправильно себя ведет". Даже в довольно частом заказе "помогите сохранить семью" обычно звучит карпмановский подтекст "внушите моему мужу (жене), что так, как он(а) себя ведет сейчас – нехорошо, и пусть ведет себя так, как я скажу". Но когда такой заказчик слышит от психотерапевта, не желающего попадать в треугольник Карпмана, ответ "если у вас проблемы из-за поведения мужа(жены), давайте о ваших проблемах и будем говорить, а если проблемы у супруга - то пусть супруг и обращается сам, лично" - заказчик в лучшем случае озадачивается, а в худшем – обижается. Ибо получает откровенную фрустрацию: ожидания не оправдались, треугольник выстроить не удалось.
Одним словом, для опытного психотерапевта текущая политика российского государства предельно ясна в любой момент своего развития. В этой связи любые ухищрения пропаганды бессильны что либо изменить если, конечно, мы хотим иметь здоровую семью. Всегда будет существовать группа лиц, видящих как саму эту ситуацию, так и её неестественность насквозь.
Как любая система с положительной обратной связью (то есть – действие вызывает еще более сильное ответное действие, и так по кругу), треугольник Карпмана имеет тенденцию к усилению: причем к усилению деструктивного состояния, в котором Преследователь третирует Жертву все сильнее.
Иными словами, такой треугольник – игра, в которой два участника так или иначе сговариваются против третьего. Поэтому в этой модели постоянно кого-то бьют: психологически, а то подчас и физически. И каждый держится при этом за данную модель коммуникаций, чтобы в свою очередь, когда роли в очередной раз поменяются, иметь возможность тоже "побить" другого, как недавно побили его самого.
Внутренние и хозяйственные ресурсы участников в таком треугольнике тратятся достаточно непродуктивно. В этой игре практически нет выигрыша: вернее, выигрыш там кажущийся, как в старой истории про двух ковбоев, каждый из которых поспорил с другим, что тот наестся говна за пять долларов, а потом вышло, что оба наелись бесплатно. Только в треугольнике Карпмана так "наедаются" в итоге все трое.
Еще в этом треугольнике постоянно нарастает внутреннее напряжение: что неудивительно, если там всегда кого-то "бьют". И когда напряжение достигает своего предела – происходит своего рода взрыв, и система разрушается спонтанно. Причем с достаточно тяжелыми последствиями для всех участников. Безусловно, у кого-то из них даже после взрыва может возникнуть стимул образовывать новый треугольник, но как минимум не всегда есть для этого силы. Например, так случилось с Россией после распада СССР. Неправильной в этой ситуации являлась не идея интеграции как таковая, а то, что стремление к сотрудничеству было выражено в заведомо спекулятивной и амбициозной, "имперской", форме. Может быть (и, особенно, при взгляде на государственное устройство США) это было есть и будет фундаментальной ошибкой и заблуждением всех современных сионизированных "элит" мира, поддерживать которые вполне в интересах и в духе тех же США. Пока мы поглощены нашими нелогично эмоциональными и нелепо деструктивными хулиганскими разборками каждый в своём треугольнике, пентагон (центр глобальной системы мирового управления) постоянно то теряет, то вновь набирает былую мощь. Короче говоря, центр сатанинской пентаграммы постоянно пульсирует, задавая тон и яркость своим лучам. Есть только один способ избавиться от этой ситуации – обратиться к Богу. Т.е., в данном случае, к народу. Ибо глас народа есть глас божий. Нежелание слышать народ, стремление всё и всегда делать наперекор воле народа – вот неиссякаемый источник тупости и недальновидности кремлёвских руководителей. Перефразируя Наполеона можно сказать: "Руководитель, не желающий выполнять волю своего народа, будет обречён выполнять волю чужого". А в чём, прежде всего, заключается воля народа? В том, что он хочет развиваться, а не деградировать. А для этого он хочет сам быть хозяином своей судьбы. Ленин называл это волюнтаризмом.
Деструктивность карпмановской модели общения поначалу, разумеется, не видна, - еще и потому попасть туда легко: а вот выйти бывает чрезвычайно трудно. Суть психотерапии в случае работы с тем или иным треугольником Карпмана – помочь кому-то одному разомкнуть этот замкнутый контур: учитывая то, что практически для всех участников игра в треугольник, как говорилось выше, имеет условную приятность. А любая ломка психологической игры, даже ощутимо деструктивной, всегда болезненна. И здесь важно, чтобы клиент понимал, какую выгоду он получит, выйдя из данного треугольника: выгоду освобождения от созависимости, от бессмысленного хождения по кругу, от периодических "психологических избиений". Выгоду самостоятельно строить свою жизнь, не оглядываясь на других участников игры. Если такую выгоду человек способен воспринять как нечто ценное и значимое для себя – ему выходить из треугольника будет легче.
Иными словами, цена выхода из такого треугольника – это готовность взять решение своих проблем и ответственность за эти решения на себя: даже если сам выход осуществлять с помощью психотерапевта.
Подготовлено на основе статьи Доктора Нарицына от 10.02.2010 "треугольник Карпмана", последняя редакция 12.03.2011 http://www.naritsyn.ru/karpman_drama_triangle.htm
Свидетельство о публикации №114083003921