Сердце йогической практики 2

Сердце йогической практики
Йога-Садхана-Хридайя-Сутра
Сатгуру Свами Вишну Дэв

Часть II. РАДЖА-ЙОГА

80. — Рвение твое к знанию велико, а потому я продолжу.
Теперь же услышь о Раджа-йоге. Йогой сильной воли ее называют.
Читта-вритти-ниродха (контроль активности движений ума) — вот смысл ее.
Достигают же этого, устраняя читту (сознание) от воздействия внешних объектов.
Подойдет она многим, подобным пашу (имеющим слабые духовные самскары).

81. Устранение воздействия внешнего происходит путем сужения восприятия. Метод здесь - дхарана (концентрация). Практикующий дхарану без труда достигает пратьяхары (отвлечение чувств от объектов), т.к. она приходит сама собой. Познанием пратьяхары чувства становятся контролируемыми.

82. Как черепаха втягивает члены своего тела под панцирь, так индрии (чувства), манас (ум), читта (сознание) практикующего Раджа-йогу втягиваются внутрь. Сначала ум отрывается от тонкого, от грубого — затем.
Так уходит привязанность к майе (иллюзии).

83. На первой стадии практики дхараны сливаются воедино Джаграт (активное состояние грубых чувств) и Свапна (сон со сновидениями — деятельность чувств внутри тела).
Так йогин познает тонкие объекты и другие миры, имеющие форму (Рупа-лока), бодрствуя в состоянии сна некоторое время.

84. На второй стадии практикующий Раджа-йогу сливает три состояния (Джаграт, Свапна, Сушупти) в одно, нанизывая их на нить дхараны, как нанизывают мала (бусы).
Так дхарана (концентрация) переходит в дхьяну (медитацию), а та — в самадхи (трансцендентальное состояние).

85. Так раджа-йогин познает себя сначала как сукшма-чайтанья (тонкое сознание, называемое общепринято астральным), затем как арупа-чайтанья (бесформенное сознание, общепринято называемое каузальным). Пройдя же эти ступени, он осознает себя как Парама Шиву (Абсолют), не связанного ни с чем.

86. При желании, выполняя самьяму (дхарана, дхьяна и самадхи в их совокупности) на различных объектах и свойствах он приобретает огромные сиддхи (сверхъестественные способности). Однако они — лишь помехи тому, кто Мокши желает, либо ступени, которые надо превзойти.

87. Есть множество раджа-дхаран (способов концентрации). Я скажу лишь основные. Остальные — лишь их разновидности.
Их три. Вот они по порядку:
Ишта-Дэвата-Дхарана

88. Сидя в укромном месте на подстилке из травы куша, почтив своего Гуру, прими удобную позу (сукхасана). Прижав язык к небу (набхо-мудра), фиксируй ум (манас), практикуя тратаку (пристальное созерцание). Делай это сперва на грубом (стхула, материальном), затем на сукшма (тонком, мысленном) изображении возлюбленного божества.
Повторяя мантру и упражняясь в этом упорно, без лени, достигнешь состояния унмани (безмыслия), затем Самадхи.

89. Со временем Ишта-Дэвата начнет являться во сне. Сначала — как прекрасный обликом, затем — как светящийся.

90. Видение чакр, света, чувство легкости, расширение тела, внезапный экстаз, чудесные сны - хорошие признаки в начале садханы.
Шунья-Дхарана (концентрация Пустоты)

91. После этого приступай к средней раджа-дхаране (шунья).
Остановив вритти (волнения ума), пребывай в состоянии без мыслей (унмани). Как бы напряженно (настороженно) вглядываясь перед собой в пустоту, изо всех сил удерживай это состояние, не допуская мыслей.

92. Так со временем ты познаешь великое расширение сознания и четыре состояния Пустоты (Арупа-лока). Так, несомненно, достигнув самадхи (трансцендентного экстаза) ты растворишь свой ум и достигнешь Мукти (Освобождения).

93. Давление в Аджна-лотосе и Сахасраре, вспышки белого и золотого света, словно клочья белого тумана, либо нити золотого дождя, видение богов, чувство огромного пространства внутри, чувство полета и растворения — это хорошие признаки в садхане.

94. Осознание себя отличным от тела, чувств, ума и т.д., несомненное чувство "Я — бессмертен", либо "Я - бесконечен, как пространство сознания", отрицание привязанности к Нама и Рупа (миру имен и форм), непрерывающееся сознание даже во сне — верные признаки достижения в этой садхане.

95. Видение во сне огромного пространства из света, осознание себя им с чувством экстаза, чувство бесконечного счастья — достигший подобного не рождается вновь в состояниях Рупа (имеющих форму), покидая сансару (колесо перевоплощений).

96. Садху подобный, несомненно, вне всех мирских привязанностей, беспокойств, превзошедший смерть и заблуждения.
Есть ли же цель более желанная для мудрого?
Так сказав, отшельник великий умолк.

97. — О мудростью подобный богам!
Есть ли в садхане этой что-либо выше?
Говори же, тебя я прошу, в качестве платы за дикшу (посвящение) тебе поднесу я тысячу белых слонов. Слиток золота величиною подобный голове коровы на каждом из них приторочен седлу!

98. — Рвение к Джняне (познанию) твое возрастает. А потому я продолжу, — мудрец отвечал.
Атма-Дхарана

99. Выше четырех состояний Арупа (пустотности, бесформенности) есть последнее, его же называют Парабрахман, либо Маха-Шуньята (Великая Пустота).

100. Садху, достигший бесформенного сознания (Арупа-чайтанья) должен полного совершенства достичь. Для этого требуется растворить самую тонкую из оболочек (Виджняна-майя-коша). Чувство "Я — безграничен. Я сам — личность, отдельная от Шивы (Парабрахмана)" — тончайшее заблуждение (бхеда-бхава).

101. Для этого выполни эту самую тонкую Атма-Дхарану.
Читту (сознание) устреми вовнутрь, в сердце самое чувства Я, свяжи ее с ним (этим чувством). Связав же, раствори без остатка. Стань тем, кто ты есть и всегда был — одним без другого , Всевышним Владыкой, Парама Шивой, неподвластным времени.
Так ум, устранившись от грубого, тонкого и причинного, насыщается Брахманом, пребывая в Нирвикальпа-самадхи (самадхи, где отсутствует всякое различение).
Воистину, так приходит Мокша (высшее Освобождение).

102. Так раджа-йогин познает Кайвалью (абсолютное единство с Брахманом) и блаженство Сат-Чит-Ананда.
Это познавший, не гибнет даже в Пралайе (в период растворения Вселенной).

103. Вспышки и свет: белый, золотой, затем прозрачный, давление в Сахасрара-падма. Ощущение "Я — отсутствую как отдельная джива (душа), реален лишь Шива", затем ощущение "Шивахам" (Я — Всевышний Шива) — верные признаки высшего успеха.

104. Достигшего же, кто познал и стал всем, того эти признаки не беспокоят.
Такова конечная садхана в этой Раджа-йоге.

105. Начинающий же абхьяси (духовно практикующий) должен жить либо в ашраме, либо в горах, либо в лесу, прячась от людей и поддерживая уединение. Общение с млеччхами (поглощенными материальным) и грихастхами (добродетельными домохозяевами) ему лишь повредит, разрушив его дхарану (концентрацию).
Поэтому он вначале должен быть очень осторожен.

106. Даже достигнув Арупа-чайтанья (сознания без формы), садху может его утратить, если попадет в нечистую обстановку. Потому что эта йога слаба на начальной и средней стадии.

107. Вид у него сначала дикий, затем — отрешенный, затем — умиротворенный, глаза же — горящие и глубокие. Со взором, повернутым вовнутрь, сидит он в падмасане, забыв этот мир как майю, наслаждаясь созерцанием Брахмана.
Боги же, видя его наслажденье (самадхи), его почитают.


Рецензии