***

                ПРОЛОГ

                МАГИЯ СЛОВА


  Ещё в школе  на уроках русского языка все мы узнали, как многозначен и богат русский язык. И всё же мало кто пробовал заглянуть глубже в магию слов, найти значение глагола, междометия, приставки, или существительного, разобрать по буквам каждое слово, заглянуть в толковый словарь. Это, считается, лишь занятие для профессиональных филологов. Но, если человек решился вступить в глубокую реку сочинительства, то приходится поневоле "щупать" на вкус, значение, понятие каждого слова в сочинениях. И тогда открывается магия русского слова. Именно по такому пути пошёл автор.
  Надо сказать ,на заре 20 века стихотворцы уже пытались экспериментировать с русским словом. Сергей Городецкий, Владимир Маяковский и многие другие увлекались словотворчеством, искали новые пути в поэзии, раскладывая строки в лесенки и геометрические фигуры, картинки. Это было занятно, интересно и уже стало классикой. Но зачем изобретать новое, когда мы ещё толком не знаем значения даже общеупотребительных слов?
  Думаю этому автору принадлежит честь открытия нового направления в стихотворчестве, где математика и физика, русский язык и другие далёкие от поэзии понятия стали предметом исследований в стихотворных строках и послужили поводом для открытий новых понятий и тайн. Эти стихи очень трудны для прочтения- так много информации, фантазии, ассоциаций заключено в каждом слове, каждой строке, что приходится останавливаться, ещё раз вчитываться и вместе с автором совершать открытия в МАГИИ СЛОВА.
  Очень немногие знатоки стихов принимают и понимают эти строки- так сложны они с первого прочтения.Но,если оторваться от обыденности,вчитаться в строки его стихов,вдуматься, то можно тоже открыть алмазные,бриллиантовые кристаллы слов,грамматики русского языка.Совершите и вы,читатель, это открытие!

                Владимир Плешаков. ПРОЗА.РУ



                К истории псевдонима
                АГЛОССЕР.

  СЛОВО, как средство коммуникации появилось с незапамятных времён и своих феноменов открывает не сразу...Так, СЛОВО, может скрываться под разными "масками" В конце концов любопытному читателю СЛОВО откроется в своём концептуальном аспекте. Правда, путь этот может проделать только терпеливый и целеустремлённый читатель.
   
  Существует множество крылатых фраз, посвящённых СЛОВУ и научных трудов. Интересным на на мой взгляд описанием проникновения СЛОВ в Жизнь, а ЖИЗНИ в Слово является высказывание "человека знания" дона Хуана в бестселлерах Карлоса Кастанеды. Красной нитью здесь проходит мыль о восприятии с точки зрения толтекской познавательной традиции, где немало места уделено многозначной функции слова. В частности, это касалось так называемой  линейности мышления. Это означало следующее: каждое произнесённое слово предполагало появление в уме человека ассоциаций, связанных с этим словом .Так, например, после произношения слова ВРЕМЯ могли появиться воспоминания о разных моделях  и системах часов, их деталях, а также людей их носивших, витрин магазинов с часами и т.д. В силу увлечения поэзией и необходимости ясно воспроизводить читаемые тексты, где встречались непонятные слова, а также с целью собственных правок для создания подходящих рифм ,удержания целостности содержания произведения, приходилось расширять собственный лексикон и знать значение слов. Я решил проследить так называемую линейность мышления из цепи слов и дать им определения. Каково же было моё недоумение, когда я остановился на первом слове и попробовал дать ему определение, а потом свериться со словарным толком. Результат был неутешительным.  Я понимал ограниченность своего словарного запаса и неспособности пройти к полной сути толка слова. Приходилось неоднократно обращаться к словарю, а чаще нескольким. Стало явным, что работа с дефинициями слова приводит к уже описанным состояниям иных явлений, таких как сонливость, зевота, раздражительность и феномену "белого пятна". Чтобы как-то приблизить читателя к пониманию этого состояния, опишу случай, рассказанный профессором кафедры неврологии, когда я находился на одной из специализаций по повышению врачебной квалификации. Этот случай произошёл в перестроечные 90-е годы .На приём пришёл человек с жалобами на головную боль. О причине её появления рассказать ничего конкретного не мог. Их у него на его взгляд не было. Стандартной процедурой обследования в то время  при головных болях была рентгенография черепа. Ему её и провели .И, оказалось, что в основании его затылочной кости находилась...пуля. При повторном "дотошном" опросе удалось установить, что за несколько дней до обращения он был сильно пьян и упал в придорожный кювет. Отрезвев и проснувшись утром отметил наличия у себя головной боли, ощупал голову и обнаружил запёкшуюся кровь на затылке. Почесал, как говорится, голову, с тем и пошёл, и обратился за помощью позже, в связи с наличием непреходящей головной боли. Этот пример клинической амнезии* как нельзя лучше подходит к тому, что я испытывал при прочтении текстов с незнакомыми словами, явлениями "белого пятна", когда из памяти выпадает некоторая данность. Избегать подавленного состояния и феномена "белого пятна" ,когда ничего не можешь дать определения  слову при сиюминутной  необходимости ,мне помогало составление предложений со словом по всем из дефиниций.
  Так появились стихотворения "Пуля в голове", "Читать", "Читать,версия-2", "Читать,версия-3", "Белые пятна", "Барьеры", "Вес звука" ,"Зависшие слова" ,"Задание", "Призраки" ,и ряд других. Мне захотелось узнать, что же всё-таки для меня, как человека, увлечённого поэзией означает слово  СЛОВО .  Словарь С.И. Ожегова  даёт девять дефиниций! Прошло три долгих дня (по нескольку часов работы в день), пока я не дошёл до концептуального понимания для себя этого слова. Мне приходилось внутри дефиниций прояснять множество слов, которые приводили к дефинициям других слов .Итог оказался кратким: СЛЕПОК ЗВУКА ВО ВРЕМЕНИ.Я понял ,что ко встрече  со словом нужно подходить, как советовал дон Хуан, как ко встрече с неизвестным . Я осознал тоже, о чём дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что (воспроизведено по памяти):"... быть самонадеянным перед любым словом  просто непростительно легкомысленно…".Достаточно было взять любое...Моя уверенность в том, что я знаю СЛОВО уменьшалась пропорционально моему любопытству.И,далее,почти буквально:".. У  слова есть свойство дать ощущение осведомлённости  о нём,  пока не обернёшься к нему ,чтобы через него взглянуть на мир…" С достаточной уверенностью могу сказать, что именно это настораживающее напутствие постоянно присутствует  в моей творческой работе. Достаточно привести хотя бы один пример. Так, стихотворение "КРИТИКА. Версия-5"  начинается так:
                Хороший ,точный интеллект
                способен видеть ВСЁ и СРАЗУ...
Наверное,для привычного прочтения предпочтительней было бы дать другие качества интеллекту,такие как мощный,острый и т.д.Но, концептуальное значение слова ХОРОШИЙ - это приносящий пользу. А это меняет многое,поскольку, мощный и острый интеллект может быть,например,разрушительным.
   Так   появилась мысль создать псевдоним АГЛОССЕР.  В словаре Ефремовой Т.Ф. ГЛОССА-объяснение непонятого слова или выражения,  помещённое на полях или в самом древнем тексте  средневековых рукописей. Частица «А» показывает  нежелание принять за убеждённость свою осведомлённость о слове. Кратко, АГЛОССЕР:  находящийся за обыденным, привычным пониманием слова. Дальнейшая работа со словом привела меня к мысли о создании таких разделов, как филологическая лирика, физическая лирика,и наконец,лексическая лирика.Поэтические сборники "ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИРИКА" и ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ" лирика выпущены в издательстве портала СТИХИ.РУ.
 

*АМНЕЗИЯ ( от a – отрицательная приставка и греческое  mneme- память, воспоминание),отсутствие воспоминаний или неполное воспоминание о событиях и переживаниях определённого периода.
    Значение слова по Ефремовой.

Значение слова АМНЕЗИЯ.
 по Психологическому словарю- утрата способности сохранять в памяти вновь поступающую информацию.

 Концепт есть у всякого слова, и у всякого слова может найтись  множество сюжетов в силу индивидуальных предпочтений. Насколько это удалось автору- судить читателю. Прежде,чем каждый перевернёт страницу, хотелось бы предложить зарифмованные описания некоторых проявлений искомого слова, поскольку, если это всё таки захочется сделать, необходимо об этом знать и иметь под рукой какой- либо из хороших толковых словарей.
  Автор надеется,что такое направлении как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА может найти своих читателей,а возможно и последователей, поскольку любое слово может дать множество сюжетов,преломленных  личными творческими способностями.
  Хочется надеяться, что такое направление как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА будет воспринята с пониманием и,возможно,найдёт своих продолжателей; у СЛОВА  ещё осталось великое множество неопознанных "лиц",достаточно только открыть Словарь.
 

            БЕЛЫЕ  ПЯТНА...

        Чем  отвечает организм
        на залежи неясных слов,
        когда не знаешь механизм
         их прояснения,с основ?..
      
        Зевота,сон,усталость,гнев -
      из "смысла" от неясных слов.
         И понял я,что  отупел
      за множество своих годов.

             24.03.2014
               

               


Рецензии
при но носите благо дарность
за не прош енн ое...
да, краткость о предел ений - ди fee цито (=двойная плата за простоту)
пре красная грациозная гимнастика ума

Татьяна Королёва-Манько   23.02.2015 22:50     Заявить о нарушении
Да,гимнастика полезная,но не очень -то приятная.Но,тем не менее,как говорится : худо-бедно, получился раздел ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ лирика.

Аглоссер   24.02.2015 06:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.