***

                ПРОЛОГ

                МАГИЯ СЛОВА


  Ещё в школе  на уроках русского языка все мы узнали, как многозначен и богат русский язык.И всё же мало кто пробовал заглянуть глубже в магию слов,найти значение глагола,междометия,приставки,или существительного,разобрать по буквам каждое слово,заглянуть в толковый словарь.Это,считается,лишь занятие для профессиональных филологов. Но,если человек решился вступить в глубокую реку сочинительства,то приходится поневоле "щупать" на вкус,значение,понятие каждого слова в сочинениях.И тогда открывается магия русского слова.Именно по такому пути пошёл поэт Сергей Арсёнов.
  Надо сказать,на заре 20 века стихотворцы уже пытались экспериментировать с русским словом.Сергей Городецкий,Владимир Маяковский и многие другие увлекались словотворчеством,искали новые пути в поэзии,раскладывая строки в лесенки и геометрические фигуры,картинки.Это было занятно,интересно и уже стало классикой.Но зачем изобретать новое,когда мы ещё толком не знаем значения даже общеупотребительных слов?
  Думаю,Сергею Арсёнову принадлежит честь открытия нового направления в стихотворчестве, где математика и физика,русский язык и другие далёкие от поэзии понятия стали предметом исследований в стихотворных строках и послужили поводом для открытий новых понятий и тайн.Эти стихи очень трудны для прочтения- так много информации,фантазии,ассоциаций заключено в каждом слове,каждой строке,что приходится останавливаться,ещё раз вчитываться и вместе с автором совершать открытия в МАГИИ СЛОВА.
  Очень немногие знатоки стихов принимают и понимают эти строки- так сложны они с первого прочтения.Но,если оторваться от обыденности,вчитаться в строки его стихов,вдуматься, то можно тоже открыть алмазные,бриллиантовые кристаллы слов,грамматики русского языка.Совершите и вы,читатель, это открытие!

                Владимир Плешаков. ПРОЗА.РУ



                К истории псевдонима
                АГЛОССЕР.

  СЛОВО,как средство коммуникации появилось с незапамятных времён и своих феноменов открывает не сразу...Так,СЛОВО,может скрываться под разными "масками",такими как НЕВЕРНО понятое слова,ПРИДУМАННОЕ определение слова,НЕПОЛНОЕ определение слова,ЛОЖНОЕ определение слова,ОМОНИМЫ,НЕТОЧНОЕ определение слова,СИНОНИМЫ и некоторые другие виды.В конце концов любопытному читателю СЛОВО откроется в своём концептуальном аспекте.Правда,путь этот может проделать только терпеливый и целеустремлённый читатель,поскольку появление одного из вышеописанных вариантов слова привносят такие изменения  как замешательство,порою головную боль,боль в глазах и т.д. Поэтому чтение этого сборника предполагает обязательное наличие словаря,хорошего толкового словаря.
  Помнится,в детстве,кто-то из детей показал забавную игру со словами, когда при многократном повторении одного и того же слова появлялась боль в висках,пропадало понимание смысла слова. До сегодняшнего дня механизм этого феномена мне неизвестен.
  Существует множество крылатых фраз,посвящённых СЛОВУ и научных трудов. Интересным на на мой взгляд описанием проникновения СЛОВ в Жизнь,а ЖИЗНИ в Слово является высказывание "человека знания" дона Хуана в бестселлерах Карлоса Кастанеды.Красной нитью здесь проходит мыль о восприятии с точки зрения толтекской познавательной традиции, где немало места уделено многозначной функции слова.В частности,это касалось так называемой  линейности мышления.Это означало следующее: каждое произнесённое слово предполагало появление в уме человека ассоциаций,связанных с этим словом.Так,например, после произношения слова ВРЕМЯ могли появиться воспоминания о разных моделях  и системах часов,их деталях,а также людей их носивших,витрин магазинов с часами и т.д. В силу увлечения поэзией и необходимости ясно воспроизводить читаемые тексты, где встречались непонятные слова,а также с целью собственных правок для создания подходящих рифм,удержания целостности содержания произведения,приходилось расширять собственный лексикон и знать значение слов.Я решил проследить так называемую линейность мышления из цепи слов и дать им определения. Каково же было моё недоумение,когда я остановился на первом слове и попробовал дать ему определение,а потом свериться со словарным толком.Результат был неутешительным. Я как и в детстве,столкнулся с физическими проявлениями непонятого слова,такими как рассеянность и "белыми пятнами", когда не удавалось восстановить прочитанную фразу или текст.Я понимал ограниченность своего словарного запаса и неспособности пройти к полной сути толка слова.Приходилось неоднократно обращаться к словарю,а чаще нескольким.Стало явным,что работа с дефинициями слова приводит к уже описанным состояниям иных явлений,таких как сонливость,зевота,раздражительность и феномену "белого пятна".Чтобы как-то приблизить читателя к пониманию этого состояния,опишу случай,рассказанный профессором кафедры неврологии, когда я находился на одной из специализаций по повышению врачебной квалификации.Этот случай произошёл в перестроечные 90-е годы .На приём пришёл человек с жалобами на головную боль.О причине её появления рассказать ничего конкретного не мог.Их у него на его взгляд не было.Стандартной процедурой обследования в то время  при головных болях была рентгенография черепа. Ему её и провели.И,оказалось,что в основании его затылочной кости находилась...пуля.При повторном "дотошном" опросе удалось установить,что за несколько дней до обращения он был сильно пьян и упал в придорожный кювет.Отрезвев и проснувшись утром отметил наличия у себя головной боли,ощупал голову и обнаружил запёкшуюся кровь на затылке.Почесал, как говорится, голову,с тем и пошёл,и обратился за помощью позже,в связи с наличием непреходящей головной боли.Этот пример клинической амнезии* как нельзя лучше подходит к тому,что я испытывал при прочтении текстов с незнакомыми словами,явлениями "белого пятна",когда из памяти выпадает некоторая данность.Избегать подавленного состояния и феномена "белого пятна" ,когда ничего не можешь дать определения  слову при сиюменутной необходимости ,мне помогало составление предложений со словом по всем из дефиниций.Однако,внутри дефиниций опять таки встречались непонятые слова, в связи с чем приходилось проходить новый круг уточнения определений.
  Так появились стихотворения "Пуля в голове", "Читать", "Читать,версия-2", "Читать,версия-3", "Белые пятна", "Барьеры", "Вес звука" ,"Зависшие слова" ,"Задание", "Призраки" ,и ряд других. Мне захотелось узнать, что же всё-таки для меня, как человека, увлечённого поэзией означает слово  СЛОВО .  Словарь С.И. Ожегова  даёт девять дефиниций! Прошло три долгих дня (по нескольку часов работы в день), пока я не дошёл до концептуального понимания для себя этого слова. Мне приходилось внутри дефиниций прояснять множество слов, которые приводили к дефинициям других слов .Итог оказался кратким: СЛЕПОК ЗВУКА ВО ВРЕМЕНИ.Я понял ,что ко встрече  со словом нужно подходить,как советовал дон Хуан, как ко встрече с неизвестным . Я осознал тоже, о чём дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что (воспроизведено по памяти):"... быть самонадеянным перед любым словом  просто непростительно легкомысленно…".Достаточно было взять любое...Моя уверенность в том, что я знаю СЛОВО уменьшалась пропорционально моему любопытству.И,далее,почти буквально:".. У  слова есть свойство дать ощущение осведомлённости  о нём,  пока не обернёшься к нему ,чтобы через него взглянуть на мир…" С достаточной уверенностью могу сказать, что именно это настораживающее напутствие постоянно присутствует  в моей творческой работе. Достаточно привести хотя бы один пример. Так,стихотворение "КРИТИКА. Версия-5"  начинается так:
                Хороший,точный интеллект
                способен видеть ВСЁ и СРАЗУ...
Наверное,для привычного прочтения предпочтительней было бы дать другие качества интеллекту,такие как мощный,острый и т.д.Но, концептуальное значение слова ХОРОШИЙ - это приносящий пользу. А это меняет многое,поскольку, мощный и острый интеллект может быть,например,разрушительным.
   Так   появилась мысль создать псевдоним АГЛОССЕР.  В словаре Ефремовой Т.Ф. ГЛОССА-объяснение непонятого слова или выражения,  помещённое на полях или в самом древнем тексте  средневековых рукописей. Частица «А» показывает  нежелание принять за убеждённость свою осведомлённость о слове. Кратко, АГЛОССЕР:  находящийся за обыденным, привычным пониманием слова. Дальнейшая работа со словом привела меня к мысли о создании таких разделов, как филологическая лирика, физическая лирика,и наконец,лексическая лирика.Поэтические сборники "ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИРИКА" и ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ" лирика выпущены в издательстве портала СТИХИ.РУ.
 

*АМНЕЗИЯ ( от a – отрицательная приставка и греческое  mneme- память, воспоминание),отсутствие воспоминаний или неполное воспоминание о событиях и переживаниях определённого периода.
    Значение слова по Ефремовой.

Значение слова АМНЕЗИЯ.
 по Психологическому словарю- утрата способности сохранять в памяти вновь поступающую информацию.

 Концепт есть у всякого слова, и у всякого слова может найтись  множество сюжетов в силу индивидуальных предпочтений. Насколько это удалось автору- судить читателю. Прежде,чем каждый перевернёт страницу, хотелось бы предложить зарифмованные описания некоторых проявлений непонятого слова, поскольку,если это всё таки захочется сделать, необходимо об этом знать и иметь под рукой какой- либо из хороших толковых словарей.Также,хочу отметить, что во всех работах ,слова,которые являются взятыми в основу,выделены крупным шрифтом;слова синомоничного ряда могут начинаться с заглавной буквы.Некоторые стихотворения, такое как междометие НУ, может быть не  воспроизведена сразу не так,как видится автору,поскольку там часто встречаются слова,которые определяют дефиниции,но не выделены как нуждающиеся в прояснении.
  Автор надеется,что такое направлении как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА может найти своих читателей,а возможно и последователей, поскольку любое слово может дать множество сюжетов,преломленных  личными творческими способностями.
  Хочется надеяться, что такое направление как ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА будет воспринята с пониманием и,возможно,найдёт своих продолжателей; у СЛОВА  ещё осталось великое множество неопознанных "лиц",достаточно только открыть Словарь.
 

            БЕЛЫЕ  ПЯТНА...

        Чем  отвечает организм
        на залежи неясных слов,
        когда не знаешь механизм
         их прояснения,с основ?..
      
        Зевота,сон,усталость,гнев -
      из "смысла" от неясных слов.
         И понял я,что  отупел
      за множество своих годов.

             24.03.2014
               

                ВЕС ЗВУКА

       Слова сдавили мне виски:
      не понимал что мне не ново,
       и текст уже невыносим,
       и хочется уйти на отдых...

       Слова без ясности- тюрьма:
         ограничение суждений
         по факту чтения. Пора
       вписать одно из откровений:

       вес звука давит мне виски:
       сейчас я знаю,слово ВЕСИТ.
       Как звук бывает колосист!
       С него слетают зёрна песен!
         
                01.01.2013.

             ЗАДАНИЕ

     ЗАДАНИЕ несло усталость,
   и понималось всё с трудом,
  за чтением не-умность  кралась,
       тяжёлым становился лоб.

     Заканчивал порою класс
   зубрёжкой нудной и примерной,
   я  раздражался,  и  из глаз
текла слеза, из разных- первой...
   
            25.09.2013.


          ЗАВИСШИЕ СЛОВА

      Достаточно я книг читал.
  Но,сколько слов там незнакомых...
     Вопрос всё время возникал:
  могло ЧТО значить то-то слово?

     А словари то не при мне.
    И,пустота в уме зависла,
   и,расплылась по книге всей.
   Не уловил я тексте смысла...

   В уме "ЗАВИСШИХ" много слов,
     есть непонятные,как эти:
  что значит "тумба",что "комод",
   что "тумбочка"? И нет ответа...

            17.11.2013.


               БАРЬЕРЫ...

     Вдруг мир бы показался странным,
         когда б знакомые слова
    здесь стали словом иностранным...
         Ох,закружилась б голова...

        Я  б даже в метре от соседа
        не понял, ЧТО он говорит.
       Не все словарь даёт ответы...
       Без слов и мир к уму закрыт.
      

                23.08.2013.


                ЭТО

     Порою трудно распознать,
    когда смотрю перед собою:
              ЧТО вижу...
                ЭТО-
           как назвать...
     Нет ясности.Я хмурю брови...
         
    А нужно-то: лишь УДЕРЖАТЬ
  (НЕ ОТПУСКАТЬ)ТОГО,ЧТО в книге,
    и, ВСЁ ПЛОТНЕЙ ОСОЗНАВАТЬ
        ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
              на
           СТЫКАХ!.

            25.08.2013.


           ЧЕРЕДА

  Я чувствую,сейчас тесню
мне незнакомые пространства...
          Слова,
   что только прояснил-
         разбили
           силу
       гравитаций...

 Я- расширяюсь...Вот предел...
  Во что-то тайное уткнулся...
  Там всё темно и ум тупел...
Я в слове новом не проснулся...

         12.10.2013.


            ПРИЗРАКИ

   Слова как призраки витают
     в моём потрёпанном уме.
     Определений им не знаю,
    и ощущаю ад в себе...

   И только прочитаю в книге
    состаы толка ,как они
     плетут уже свои интриги
   с  сознанием,и тело спит...

  Я  раздражаюсь, и не просто...
      Когда не знаю,ЧТО оно.
    Подальше словари забросил.
    Чья поступь за моим умом?...

 Там слово бродит,словно призрак.
  Годами час  оно свой ждёт...
 Его б использовать,но смысла
    его не знаю. Что гнетёт?..

  Слова как призраки гуляют
     в моём слабеющем уме.
   Кто думает,что их он знает?...
   Проверка- только в словаре.

      25.11.2013.


        Пуля в голове

       НепОнятое слово,
     как пуля в голове...
 Зевота...Вялость...Сонный,
  и скрытый к миру гнев...

   А дальше- все страницы,
     как "белое пятно":
     размытые границы
    о том,что прочтено.

  Почти что был  "отличник",
   на память всё я  "знал".
   Признаться неприлично:
    не  всё я понимал.

      Непонятое слово,
     как пуля в голове...
      Старо оно и ново!
    Проверка- в словаре.

       24.03.2014.



         ОДНО И ТО ЖЕ

Чем меньше слов мне незнакомо-
способность возрастает ЗНАТЬ.
Мой ум не сцеплен словом ПОВОД.
Возможность есть передвигать

   свои суждения и мысли
 куда-то дальше,где ПРЕДЕЛ
 не спотыкается,не виснет
на то что прежде я смотрел.

  Смотрел...Как трудно оторваться
  мне было от неясных слов.
Пространство стало разряжаться...
 Понять  могу чуть смысл стихов...

По-прежнему мне неизвестна
   грамматика, с её основ.
  Порою просто интересно
пожить без звуков, как оков.


Чем меньше слов мне незнакомо-
способность возрастает знать.
Слова и фразы, словно -овод.
Кусают часто. Мне б...поспать.

           16.10.2013.

          

        МЕЖДУ СЛОВОМ

  ЧТО существует между словом,
   и фактом для ума: признать!
Вдруг, стало ясно,ясность-новость:
      СОГЛАСИЕ- перенимать.

   Я ПЕРЕНЯЛ слова! Как мало
  усвоил их...А точный смысл?..
    Словарь листаю неустанно,
  но мир как будто бы застыл.

  Застыл и отвердел. В основе!
     Как дефиниции сложны!
   Грамматика тверда на пробу.
Я стиснут,сжат...И как я жил?..

   06.09.2014.


         КАК ИНОСТРАНЕЦ

     Сегодня я, как иностранец
  среди знакомых русских слов...
"Знакомых", будто...Как-то странно,
  что смысл их истинный заглох...

   Заглох...Я верил:точно знаю
     их смысл,значение! Но,вот,
      как иностранец,вспоминаю
       определения у строк.

У строк словарных! Вот волшебник,
      волшебник ясности ума!
      Все дефиниции проверив,
    я- сомневался...Познавал.


           06.09.2014.


               ЗАМЕНА

          Какую клейковину
        хочу найти в словах,
       когда их смысл растянут
         без знаний словаря?...
    
         Когда не ясно слово,
           когда оно- пятно,
          то,белое,что снова
         вернёт меня в пролог?...

         И эта "клейковина" -
          замена слов умом,
           которыми учился
        "умна" - за словарём...

             03.09.2013.

Приятного прочтения.
С уважением  автор.


Рецензии
при но носите благо дарность
за не прош енн ое...
да, краткость о предел ений - ди fee цито (=двойная плата за простоту)
пре красная грациозная гимнастика ума

Татьяна Королёва-Манько   23.02.2015 22:50     Заявить о нарушении
Да,гимнастика полезная,но не очень -то приятная.Но,тем не менее,как говорится : худо-бедно, получился раздел ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ лирика.

Аглоссер   24.02.2015 06:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.