Узоры магической реальности
«Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка…»
Валерий Брюсов
Наука выделяет определённые виды связей в природе и исследует их своими методами. Но в природе всё взаимосвязано, и количество реально существу-ющих связей намного больше известных науке. В поэзии мы встречаем множество таких связей, которые недоступны научному познанию. Можно, конечно, назвать их случайными или произвольными, но если они возникли в сознании поэта, то они уже не случайны и не произвольны - это отблеск магической реальности, обнимающей собой все связи в мире.
Точно и гениально просто эту мысль выразил великий датский физик Нильс Бор: «Искусство способно напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Но если эти магические связи реально существуют и могут быть выражены средствами искусства, то они должны стать и предметом философии. Да по сути давно уже стали – в философии духа, в философии искусства, в философии истории, в философии жизни, в философии культуры мы имеем дело как раз с явлениями, недосягаемыми для научного анализа. Философия магического реализма предлагает общий подход к рассмотрению этих явлений и связей.
Удивительным образом из огромного множества скрытых явлений и связей в сферу нашего опыта и нашего сознания попадают лишь некоторые явления и связи. Они находят своё выражение в языке (точнее, в разных языках) и лишь в таком виде становятся доступны для освоения и анализа. То, что не выра-жено в языке, того как бы не существует. Язык проявляет и открывает для нас магическую реальность в её осмысленном виде. Всё, что находится за пределами языка - Terra incognita. Но эта реальность, не имеющая своего выражения в языке, тем не менее, существует и частично дана нам в нашем опыте – физическом и духовном. Можно называть её по-разному – бессоз-нательный опыт, мистический опыт, магический опыт, но он существует. Так же, как существуют невидимые глазу излучения – ультрафиолетовые, инфракрасные, радиоволны, существуют и невидимые духовные явления, лишь частично доступные нашему опыту. Они проявляют себя прямо или косвенно, но мы безошибочно чувствуем их присутствие.
Следует понимать, что в магической реальности все явления и связи существуют не изолированно, а целокупно – и видимые, и невидимые, и познанные, и непознанные. И поэтому философия магического реализма должна охватывать собой всю магическую реальность в её целокупности – даже если она нам неизвестна. А также все формы её познания.
Совершенно нелепо считать, что только научное познание может претендовать на достоверное знание. Весь наш повседневный опыт противоречит этому. Большинство людей опирается в своей жизни на обыденные знания и свой повседневный опыт, и этого вполне достаточно для повседневной жизни. Для ведения хозяйства, для обычной работы, для занятий политикой или бизнесом никаких научных знаний не требуется. И только для решения специальных задач производства, связанных с техникой, нужны специальные научные знания. И, конечно, для научных исследований. Да, эти знания, бесспорно, важны, но большинство людей успешно обходится без них. Они далеки от науки. Но близки к реальной жизни.
С точки зрения магического реализма, важен и опыт научного познания, и опыт искусства, и опыт обыденной жизни. Всё это – формы человеческого постижения магической реальности и участия в ней. И природные связи человека, и его социальные связи, и материальное производство, и духовное творчество тесно переплетены между собой и образуют универсум челове-ческой жизни. Humanitas рождается в магическом синтезе всех граней чело-веческого бытия. Но вектор человеческой эволюции был устремлён до сих пор в сторону борьбы за выживание. Бесконечные войны поглощали львиную долю человеческих сил. На мирную жизнь, на развитие культуры, науки, искусства, образования, здравоохранения всегда нехватало средств. Войны не только уничтожали миллионы человеческой жизней, но и разрушали материальные и культурные ценности. Эта практика самоуничто-жения человечества, при всём своём деструктивном характере, также является частью магической реальности. Великий эксперимент природы под названием Homo Sapiens идёт с переменным успехом и с постоянной угрозой фатального исхода. Великие творения гениев существуют рядом с тупым невежеством, светлые мечты и идеалы – рядом с пороком и развратом, роскошь – рядом с нищетой. И над всем живым – знак неизбежной смерти. И всё это–ткань майи, ковёр магической реальности, где рождаются и исчезают всё новые и новые узоры, сменяя друг друга.
Но, наблюдая за пёстрым ковром магической реальности с её перетекающи- ми друг в друга узорами, мы видим, что эти узоры отличаются не только уровнем сложности. Некоторые узоры обнаруживают известную степень самостоятельности и начинают воспроизводить себе подобные узоры (кристаллы, бактерии, растения, животные). А другие узоры не только воспроизводят себе подобные, но и активно изменяют окружающую среду, создавая новые, небывалые узоры. В этом случае мы говорим о наличии сознания и разума у таких творчески активных узоров. Хорошо известный нам пример – люди, биологические существа вида HomoSapiens, наделённые сознанием и речью, способные к разнообразной деятельности и к интеграции в сообщества со сложной социальной структурой. И, что особенно замеча-тельно, люди способны создавать в своём сознании ментальные узоры – мысли – и опредмечивать их в знаковой форме и в своей деятельности. Так рождаются новые, небывалые узоры – литература, живопись, музыка, скульптура и архитектура, наука и философия и т. д. Эти узоры магической реальности можно назвать вторичными – они созданы человеческой деятель-ностью и не могли бы возникнуть без неё. В них выступает новый тип магической реальности, который часто называют искусственным – в отличие от естественного, или природного.
Но вот что примечательно: разум человека способен выявить законы, по которым слагаются узоры магической реальности. Их называют законы природы. Знание законов природы помогает нам предвидеть ход событий, то есть появление новых узоров магической реальности, и в какой-то мере управлять ими. Но так как законы природы относятся к частным типам явлений и изучаются частными науками, они имеют ограниченный характери не охватывают собой всю природу и всю магическую реальность. Единая магическая реальность распадается в науке на множество слабо связанных между собой явлений и частных наук, изучающих эти явления и их законы. Нет никакой единой науки, охватывающей собой всю природу, всю магическую реальность. Нет и единой системы законов. Существует убеждение в том, что законы природы неизменны, но это никем не доказано. Ясно, что если в природе возникают новые явления (например, жизнь), то должны возникать и новые законы природы.
Мы не знаем ни всех узоров магической реальности, ни всех фактов и событий в мире, ни всех законов, связывающих их между собой. Неполнота наших знаний обусловлена как неполнотой нашего опыта, так и несовершен-ством наших средств познания. В какой-то мере это компенсирует челове-ческая фантазия, создающая магический иллюзион воображаемых миров. Но это слабая компенсация. Она уводит сознание от подлинной реальности в мир грёз. Узоры наших иллюзий могут одурманить мозг и сознание, но ничего не дают для понимания законов магической реальности. При этом сами узоры наших иллюзий также принадлежат магической реальности. В этом и заключается волшебство магической реальности, что все узоры магической реальности и узоры, нарисованные на узорах, то есть наши мысли и фантазии, и те, кто рисует в своём сознании эти узоры и выражает их в речи или записывает их на бумаге, и те, кто читает и толкует эти узоры – все они существуют в единой магической реальности и образуют её вечно текущие узоры, возникающие и исчезающие в бесконечном потоке.
Кто-то может назвать эти узоры квантовыми ансамблями и говорить о квантовой Вселенной – возможен и такой подход к пониманию магической реальности. Нужно, однако, заметить, что из множества квантовых ансамблей и волновых структур образуются макрообъекты и макропроцессы, которые доступны нашему изучению. Здесь мы также видим бесчисленные узоры, сотканные из других узоров – вплоть до звёздных систем и Вселенной. Узоры сил взаимодействия, узоры законов природы всегда присутствуют в любом естественном процессе, образуя сложную мозаику. Есть ли в этих узорах какой-нибудь смысл? Или мы сами привносим в них этот смысл? Сложно сказать. Если под смыслом понимать законы рождения и взаимодействия этих узоров, то, очевидно, такой смысл есть. Но если пытаться уловить смысл в бесконечном разнообразии этих узоров, то он ускользает от нас. Это похоже на попытку читать иероглифы на незнакомом языке. Нужен ключ к этому языку и законы его грамматики. Язык математи-ки может быть полезен, но смысл отдельных формул недоступен нашему разуму. Кто-то из великих (кажется, Галилей) сказал, что природа – это книга, и она написана на языке математики. Я бы сказал, что природа – это метатекст, написанный на множестве языков, которые мы усваиваем в процессе чтения, и в любой момент нам может встретиться новый текст, написанный на незнакомом языке. Возможно, это будет язык ангелов или инопланетян, и мы никогда не сможем его понять. Способность человека к пониманию не безгранична, и многие узоры магической реальности ускользают от нашего внимания и нашего понимания. Уровень их сложности превосходит возможности человеческого разума. Но разум сам рождён магической реальностью. И поэтому он упорно стремится обнять её всю, не только постигая, но и преобразуя её.
См. мою книгу: Владимир Каганов. «Философия магического реализма» - Lambert Academic Publishing, Саарбрюккен, 2011.
Свидетельство о публикации №114082505177