Сей пасквиль чудный

Пушкина: до строки "Склонил к нему и слух и взор."
_______________________





Когда владыка ассирийский
Народы казнию казнил,
И Олоферн весь край азийский
Его деснице покорил,—
Высок смиреньем терпеливым
И крепок верой в бога сил,
Перед сатрапом горделивым
Израил выи не склонил;
Во все пределы Иудеи
Проникнул трепет. Иереи
Одели вретищем алтарь;
Народ завыл, объятый страхом,
Главу покрыв золой и прахом,
И вняв ему всевышний царь.

Притек сатрап к ущельям горным
И зрит: их узкие врата
Замком замкнуты непокорным;
Стеной, как поясом узорным,
Препояса'лась высота.

И, над тесниной торжествуя,
Как муж на страже, в тишине
Стоит, белеясь, Ветилуя
В недостижимой вышине.

Сатрап смутился изумленный —
И гнев в нем душу помрачил...
И свой совет разноплеменный
Он — любопытный — вопросил:
«Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?..»
И встал тогда сынов Аммона
Военачальник Ахиор
И рек — и Олоферн со трона
Склонил к нему и слух и взор.


Сей пасквиль чудный суть
Библейский закончить нет надежды,
Пусть сама же Книга в путь
Духа отправляет смачны вежды;
Увидеть подвиг Иудифи не дано
В залежном просторечьи блага...
Одно лишь верно: всласть вино,
Которое всего лишь брага.
А Иудифь лепная духом
Божественной интриги дева,
Не покорилась ведь грехом
Несчастию потери крова.
Она вошла в ей чуждый город
Воинственною жрицей слова...
И на пастели пал юро'д...
И обнажилась голова
Для вечной срамоты и страха;
Елозит пыль во трещинах.
Восстанет солнце снова - плаха
Зла сияет чистотой в сердцах
И прежнее одолено...
Но только Иудифь, познавшая
Итог стремленья ведает степенно
О том, что правда сути страшная
Не домогает дух, который вне
Беспечной тяги к алтарю рассудка;
Мы все, порочно веря на земле,
Имеем часть от сути этой: пытка
Измышлений.
Сей пасквиль бесконечен.
В избытке преломлений
Глубины - его не взять строкой: закон
Лишь это истомления ума.
Что Библия... в чистилище души
И без того достаточно дерьма,
Чтоб видеть под собой остатки крыши...
Небо - далеко; не тщись понять
Божественный итог всебдения.
Дрожь духа в сердце не унять.
Достаточно томления!


____________________
Примечание: "на пастели" - написано правильно.
____________________
Версиокстролть: http://i044.radikal.ru/0806/aa/64217bb038e5.jpg
(изображение).
--
Слово "версиокстролть" применено как несуществующее значение эквивалента внутреннего видения смысла. Возникает вопрос: побуждает ли книга "Юдифь" видеть сцену отсечения головы военачальника так как показано?
Эта внутренняя интрига духовного поиска, видимо, имеет для Библии (книги "Юдифь") ключевое значение - одно из таковых.
И посредством [образа] раскрывается смысл?
--
Гм. Если бы все было так просто.
____________________
Книга Иудифи: http://biblia.org.ua/bibliya/iudif.html


Рецензии