2. Тетуан

Начало здесь: http://www.stihi.ru/2014/08/19/3462

Через несколько дней состоялось моё следующее знакомство в «другим Марокко», а вернее с родным городом Ахмада – Тетуаном ( ;;;;; ;;;;;;;), расположенным в 15 минут езды на автобусе от нашего родного Мартиля ( ;;;;; ;;;;;;). В первые два приезда я не заметила в Тетуане ничего необычного, а потому описание его достопримечательностей ограничила текстом, который мы разбирали с преподавателями (устазами) по-арабски.

Теперь же Ахмад вел меня по иным улицам, по другим районам, рассказывая историю своего города, перечисляя имена основателей, без конца здороваясь с местными жителями, целуя пробегающих по узеньким улицам детей, не на секунду не умолкая. От такого количества информации, а так же местного колорита, сопровождающегося теми же непередаваемыми ароматами, арабская речь моего друга становилась бесконечно родной и понятной.

Мы проходили через древний район – минтака атийка (;;;;;; ;;;;;), узкие улочками которого в точности напоминали улочки старого Феса.  А какой же Фес без мастерской по покраски кожи? Вот и здесь мы шли на непередаваемый «аромат» голубиного помета, который привел нас прямо в мини-Фесскую мастерскую, где как и в древние времена в ручную, а вернее в ножную мастера красили кожу в колодцах с натуральными красителями. Рядом валялись всевозможные шкуры, на которых нежились вездесущие магрибские кошки. Мой марокканский друг с гордостью объяснял, что в Марокко такие мастерские есть только в 4 городах, один из которых Тетуан. (Остальные 3 города Фес, Марракеш, Агадир). В самом конце этой мини-мастерской находилась лестница вверх, куда и предложил подняться Ахмад. Оттуда открывался прекрасный вид (куда бы вы думали?) – на кладбище (макбара). Ахмад рассказывал о человеке, основавшем это кладбище, показывая на границу, разделяющую мусульманское и иудейские захоронения.

– Пойдем погуляем там, – предложил мой марокканский друг.
– У нас не принято гулять по кладбищам, – ответила я.
– Нет проблем (ля мушкиля), у нас принято.

Идя по кладбищу, он рассказывал какие-то веселые истории, желая везде фотографироваться. Я всеми силами сопротивлялась. Но Ахмад настаивал на своём.

–  В прогулках по таким местам есть большая польза, – говорил он.
– Какая? – удивлялась я.
– Здесь человек вспоминает, что он не вечен, что ни один из нас не знает, когда и в какой земле умрет. Разве ты сейчас об этом не думаешь? – спрашивал он, хитро улыбаясь и вновь ловя в свои сети мои слова, мысли и реакции.

Далее предстоял поход в старый район Тетуана – минтака кадима (;;;;; ;;;;;), состоящий из сплошных базаров. Его-то в первые годы я вполне изучила, но Ахмад водил меня новыми дорогами, кругами, через узкие и очень низкие улочки, отчего казалось, что самостоятельно выбраться отсюда практически невозможно.

– Откуда ты знаешь все эти дороги? – без конца повторяла я один и тот же вопрос.
– Я же здесь живу. Как же я могу не знать? – удивлялся Ахмад.
– А другие города ты тоже так же знаешь? – не унималась я.
– Конечно! Это же моя страна, моя родина! – гордо отвечал он, а я думала, о том, насколько плохо я знаю свою Казань, даже свой район, не говоря уж о других городах нашей матушки России.

Но вот улочки становились заметно чище, спокойнее, Мы входили в еврейские кварталы Тетуана – минтака ягудия (;;;;;; ;;;;;). В каждой лавке мастера что-то мастерили своими руками: кто золотые украшения, кто украшал чеканкой тарелки, кто разрисовывал посуду, кто расшивал национальную одежду. Вдоль всех  улочек в горшках цвели прекрасные цветы, а выглядывающие из дверей люди улыбались, приглашая в гости. Но Ахмад шел дальше, бунча себе под нос, что-то типа «понаставили тут цветов, не пройти». Было видно, что это не самый любимый для него район Тетуана.

Дальше мы входили в современные кварталы – минтака джажида  (;;;;;; ;;;;;), больше напоминающую Европу. Здесь Ахмад вновь воодушевился, начав рассказывать  об испанцах, французах, андалуссийцах, населяющих этот район, о школах и университетах, в которых преподавание ведется на испанском и французском языках.

– Тетуан – удивительный город! – восхищалась я. В нем словно собрано воедино всё Марокко, а так же другие страны. Ахмад был счастлив слышать это.
– Мэаки хак, мэаки хак (с тобой истина, ты права) – повторял и повторял он, удивляясь, почему в прошлые свои приезды я не заметила всего этого.

Продолжение здесь: http://www.stihi.ru/2014/08/19/8113


Рецензии
Задел для новой книги!)) Путешествуем вместе с тобой)) Спасибо, Солнышко!

Наталия Курчевская   20.08.2014 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.