О мура-патриотизме Из несказанного -3

Если квасной ура-патриотизм перехлестывает через край, то в нем не мудрено и захлебнуться ... "
Из несказанного Козьмой Прутковым

Ученые-физики абсолютно правы: при разогревании патриотических настроений границы рейха значительно расширяются ... "
Из несказанного доктором Геббельсом

Ура-патриотизм бывает квасной, пивной и кока-коловый ... "
Из несказанного президентом Обамой


Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481

***

мура

Материал из Викисловаря

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1b– по классификации А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: -мур-; окончание: -а.

Семантические свойства

разг. нечто неважное, бессмысленное, чепуха

Беречь надо принципиальность, смелость, гражданское мужество — не расходовать на муру, на производство, на каждое собрание, на посидел, проголосовал и пошёл. Михаил Жванецкий, «Военная кость», 1970—1979 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Поживешь вот так, возле смерти, и диковинно становится, на что вся эта мура? М. А. Шолохов, «Тихий Дон», 1928—1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы:

ерунда, глупость, чепуха, пустяк, безделица, бессмыслица, чушь,

***
говно, дерьмо, говнище, лабуда, палево, лажа, срач, рыгалово,отстой, фуфло;
ерунда на постном масле
(Y.S.)

***

прилагательные: муровый

Антоним: нечтяк, отпад (Y.S.)

 
Этимология

Мурой изначально называли простейшее блюдо из покрошенного в воду хлеба.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод Список переводов 

Английский en: nonsense, shit, baloney, malarky

malarkey
definition of malarkey 
silliness prev next balderdash
 
Antonyms for malarkey sense truth

Roget's 21st Century Thesaurus, Third Edition Copyright © 2013 by the Philip Lief Group.

More words related to malarkey

deception
noun. trick
artifice
bilk
bluff
catch
cheat
chicane
con
con game
confidence game
cover-up
crock
decoy
device
dodge
fallacy
fast one
fast shuffle
feint
fib
fraud
gimmick
hoax
hogwash
hustle
illusion
imposture
jive
lie
malarkey
mare's-nest
pretext
ride
ruse
scam
sham
shift
shuck
snare
snow job
stall
sting
story
stratagem
subterfuge
swindle
trap
trick
whitewash
wile
wrinkle
poppycock
noun. nonsense
babble
balderdash
baloney
bull
bunk
drivel
empty talk
foolery
foolishness
gibberish
hogwash
hooey
hot air
jive
malarkey
mumbo jumbo
palaver
prattle
rubbish
silliness
trash
trash
noun. ridiculous communication
balderdash
bilge
drivel
foolish talk
hogwash
inanity
malarkey
nonsense
rot
rubbish
tripe
twaddle
balderdash
noun. nonsense
bosh
bull
bunk
claptrap
crock
drivel
flummery
fudge
fustian
jargon
malarkey
moonshine
poppycock
rigmarole
rot
trash
tripe
twaddle
applesauce
noun. baloney
bunk
fudge
hogwash
hokum
hooey
malarkey
nonsense
poppycock
pulp
rubbish
double Dutch
noun. incomprehensible talk or writing
Choctaw
Greek
babble
baloney
gibberish
gobbledygook
hogwash
hokum
hooey
malarkey
mumbo jumbo
nonsense
rubbish


Испанский es: frusler;a, patarata Французский fr: betise, idiotie , vetille 
Немецкий: Scheisse,f, Quatsch,m

***

Квасной патриотизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Квасной патриотизм — ироничное выражение в русском языке, обозначающее упрямую приверженность «исконному» русскому национальному быту, ура-патриотизм. Противопоставляется подлинному патриотизму[1].

История выражения

Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа»[1]:

 
Князь П. А. Вяземский, 1824.

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна.

«Письма из Парижа» в первый раз были напечатаны в 1827 году в журнале «Московский телеграф», и некоторые исследователи ошибочно приписывают авторство выражения редактору журнала Н. А. Полевому[1].

Квас имел с древних времён самое широкое распространение на Руси и считался «народным напитком». В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников последними выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено для иронизирования над оппонентами. Последовательный западник Белинский называл это «счастливым выражением» Вяземского[1]. В письме Кавелину (1847) Белинский пишет: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля»: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».

См. также

«Гнилой Запад»
«Патриотизм — это последнее прибежище негодяя»
Политическое клише

***

Патриотизм — это последнее прибежище негодяя

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
Самуэль Джонсон.

Джеймс Босуэлл.«Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе (англ. The Club) 7 апреля 1775 года и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона (англ. Life of Samuel Johnson) в 1791 году.

Обстоятельства произнесения

Босуэлл сообщает об афоризме в следующем фрагменте:

Патриотизм стал одним из общих мест в наших разговорах, и Джонсон неожиданно произнёс, сильным и решительным тоном, афоризм, на который многие накинутся: «патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Но, полагаю, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов[1]

Определение патриотизма в «Словаре» Джонсона[править | править вики-текст]В первом издании своего словаря английского языка (англ. A Dictionary of the English Language) (1755) Джонсон определил слово «патриот» следующим образом: «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». Однако, поскольку термин активно использовался вигской оппозицией в политической полемике и для собственного позиционирования, в четвёртом издании (1774) Джонсон сделал добавление: «также иногда используется для фракционных нападок на правительство»[2].

Эссе «Патриот»

Ровно за год до того, как Джонсон произнес знаменитый афоризм, к майским парламентским выборам 1774 года он опубликовал эссе под названием: «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании». Эссе представляло собой памфлет в защиту стоявших тогда у власти тори[3] от агитации вигов.

Следует отметить, что политическая жизнь Англии 1770-х гг. заключалась в борьбе оказавшихся в оппозиции вигов, возглавлявшихся такими крупными политическими деятелями и мыслителями, как Уильям Питт Старший, Эдмунд Бёрк, Чарльз Джеймс Фокс и Джон Уилкс, против правительства тори во главе с Фредериком Нортом, которое поддерживалось лично королем Георгом III и его двором. Виги позиционировали себя как защитники гражданских прав и свобод и чистоты протестантизма, обвиняя своих противников в авторитарных поползновениях и прокатолических симпатиях; они выступали за экспансионистскую внешнюю политику (в частности, за войну с ослабевшей Испанией с целью отъема у нее колоний), но вместе с тем поддерживали сепаратистское движение в североамериканских колониях (как проявление борьбы за гражданские свободы «прирожденных англичан»). Это давало им основания именовать себя «патриотами», выставляя своих противников как антинациональную, авторитарно-абсолютистскую и прокатолическую силу. Тори, в свою очередь, обвиняли вигов в демагогии и дешевом популизме, а также моральной распущенности. Сам д-р Джонсон по своим политическим пристрастиям был пламенным тори и настолько ненавидел вигов, что даже заявлял (имея в виду их «мятежный» дух), что «первым вигом был Дьявол»[4].

Следует отметить, что в конечном итоге защищаемая д-ром Джонсоном политика правительства Норта и двора привела Англию к такой политической катастрофе, как спровоцированная ими и проигранная Американская война 1775—1783 гг.

Поскольку «патриотизм» стал основным лозунгом вигской оппозиции, эссе д-ра Джонсона посвящено разоблачению «ложного патриотизма», как проявления политической демагогии, в противопоставлении его патриотизму истинному.

Эссе начинается с утверждения, что место в парламенте могут занимать только истинные патриоты, и рисует затем идеальный образ политического деятеля: «Патриот тот, чье публичное поведение определяется одним мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, как представитель в парламенте, не имеет ни личных надежд, ни страха, ни доброжелательства, ни обиды, но направляет это исключительно на общий интерес». Далее, Джонсон предостерегает против «ложных внешних признаков» патриотизма, сравнивая «ложных патриотов» с фальшивыми монетами, которые блестят, как настоящие, но отличаются по весу. Прежде всего он возражает против мнения, что патриотизм обязательно заключается в «резкой и упорной оппозиции двору». «Патриотизм не обязательно предполагает мятеж; человек может ненавидеть своего короля и при этом не любить свою страну» — пишет Джонсон. Он указывает, что нередко политики уходят в оппозицию под влиянием ущемленного самолюбия и честолюбия, либо элементарной «надежды пробиться к богатству» (первых он ставит выше, считая, что они по крайней мере частично искренни). Он осуждает апелляцию политиков к «толпе», кроме чрезвычайных случаев, считая, что «толпа» неспособна адекватно судить о действиях правительства. Как примеры «мнимого патриотизма» Джонсон приводит также агитацию за войну с Испанией, агитацию за ограничение свободы совести (против канадских французов-католиков, от которых якобы исходит угроза протестантизму), наконец, защиту прав восставших американских колонистов (здесь Джонсон настаивает, что государство имеет полное право по своему усмотрению управлять колониями и подавлять в них сепаратистские мятежи). В заключение, он призывает нацию «выздороветь от своего заблуждения и объединиться в общем отвращении к тем, кто, обманывая доверчивых мнимым вредом, подчиняя слабых смелой ложью, апеллируя к суждениям невежества и льстя тщеславию посредственности, клевеща на честность и оскорбляя достоинство (…) присваивают себе имя патриотов»[5].

Джон Уилкс

Согласно Линде Колли[6][7], высказываясь о патриотизме, Джонсон имел в виду английского радикала Джона Уилкса, который мобилизовал оппозиционеров на борьбу с правительством под лозунгами защиты прав свободных англичан от разрушителей конституционногo строя. Типичная демонстрация сторонников Уилкса включала шествия под флагами с изображениями Хартии вольностей и Билля о правах. Уилкс был арестован, но даже в тюрьме он продолжал настаивать, что его главная страсть — это любовь к Англии[7].

Ранее, в памфлете 1770 г. «Ложная тревога», защищающем изгнание Уилкса из парламента, Джонсон иронизировал (имея в виду массовое движение в поддержку Уилкса) над «лихорадкой эпидемического патриотизма», в результате которой «портной откладывает свой наперсток, торговец сукном опускает свой ярд, а кузнец кладет свой молоток; они встречаются в честной пивной, рассматривают состояние нации, читают или слушают последнюю петицию, оплакивают бедствия времени, тревожатся об ужасном кризисе и подписываются в поддержку билля о правах».[8]

Образы вигских «патриотов» в современной Джонсону сатире

Иллюстрацией к афоризму Джонсона может служить жёсткая сатира на вигских оппозиционеров-«патриотов», содержащаяся в комедии Генри Филдинга «Исторический календарь за 1736 год» (1757 г.; следует отметить, что в тот момент партия вигов была правящей, и «патриотами» именовала себя внутрипартийная оппозиция в противоположность правительственной фракции «политиков», иначе «придворных»). В комедии Филдинга выведены образы четырёх «патриотов». Из них один — «патриот-пустомеля. Он пьёт за свою страну и кричит о ней, но никогда ради неё палец о палец не ударит». Другой — «своекорыстный патриот». Свое кредо он излагает таким образом:

Моя лавка — моя отчизна. Об успехах второй я сужу по состоянию дел в первой. (…) И я не могу согласиться с вами, сэр, будто война нанесла бы нам ущерб. Напротив, я считаю её единственным условием процветания моей родины. Я веду торговлю саблями, и война обеспечит мне хорошие барыши. Поэтому я за войну!

Ещё два типа — «осторожный патриот» и «безразличный патриот» — олицетворяют трусость и конформизм.

В конце концов, все четверо охотно продаются прохожему «скрипачу» (премьер-министру) и принимаются плясать под его скрипку[9][10].

«Антипатриотическое» толкование афоризма

100 лет спустя после Джонсона, американский сатирик Амброз Гвиннет Бирс усилил афоризм:

В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым[11].

Американский философ Ральф Бартон Перри в 1951 году, пережив две мировые войны, также распространял афоризм с джонсоновской критики «ложного» патриотизма на патриотизм вообще:

Если патриотизм — последнее прибежище негодяя, это не только потому, что во имя патриотизма могут быть выполнены злые дела, но и потому, что патриотический пыл может уничтожить моральные различия вообще[12]
Л. Н. Толстой, наряду со многими другими перлами англоамериканской эссеистики, включил афоризм в «Круг чтения» (в редакции: «Последнее прибежище негодяя — патриотизм»[13]), после чего о нём узнали в России. В наше время отечественные авторы нередко его Толстому и приписывают[14]. При этом Толстой понимал афоризм, в соответствии со своим общим негативным отношением к «злу патриотизма», о котором он писал:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.[15][16][17]

«Патриотическое» толкование афоризма в современной России

В настоящее время в России встречается следующее толкование афоризма: «не всё пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нём ещё живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни»[18]. Такое толкование было впервые дано в статье Николая Ефимова «О патриотах, негодяях и родине», вышедшая в «Независимой газете» за 24.06.2000 г. В статье Ефимов выдвигает свое толкование как якобы отражающее авторское понимание, однако безо всяких обоснований, кроме ссылки на общее положительное отношение Джонсона к патриотизму[19]. В позднейших статьях Ефимов утверждает, что это толкование подсказал ему некий неназванный английский знакомый[20]. В 2001 г. это толкование со ссылкой на «исследование Н.Ефимова» было воспроизведено в «Литературной газете»[21], а оттуда, уже со ссылкой на «Литературную газету», попало в «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» В.Серова (М., Локид-Пресс 2005), которым и было окончательно популяризовано.

См. также
Квасной патриотизм
Примечания
Patriotism having become one of our topicks, Johnson suddenly uttered, in a strong determined tone, an apophthegm, at which many will start: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel.» But let it be considered, that he did not mean a real and generous love of our country, but that pretended patriotism which so many, in all ages and countries, have made a cloak of self-interest.James Boswell, Edmond Malone. Life of Samuel Johnson, LL. D. J. Sharpe, 1830. p.269
; One whose ruling passion is the love of his country. It is sometimes used for a factious disturber of the government." [1]
; ДЖОНСОН, СЭМЮЭЛ — статья из энциклопедии «Кругосвет»
; Ian Newbould, Whiggery and reform, 1830-41 (1990) p. 41
; THE PATRIOT by Samuel Johnson ADDRESSED TO THE ELECTORS OF GREAT BRITAIN. 1774
; Linda Colley. Britons: Forging The Nation, 1707-1837. Yale University Press, 2005.
; Перейти к: 1 2 Stephen Reicher, Nick Hopkins. Self and Nation. SAGE, 2000. С. 173.
; THE FALSE ALARM by Samuel Johnson
; Г.Филдинг. Исторический календарь за 1736 г.
; С. С. Мокульский. Генри Фильдинг — великий английский просветитель
; Quotations from Samuel Johnson
; If patriotism is "the last refuge of a scoundrel, " it is not merely because evil deeds may be performed in the name of patriotism, but because patriotic fervor can obliterate moral distinctions altogether//Ralph Barton Perry The citizen decides: a guide to responsible thinking in time of crisis Bloomington: Indiana University Press, 1951, p. 15
; Л. Н. Толстой. Круг чтения
; ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ ПОДЛЕЦА Леонид Жуховицкий
; Л. Н. Толстой Христианство и патриотизм
; Л. Н. Толстой. Патриотизм или мир?
; Л. Н. Толстой. Патриотизм и правительство
; Патриотизм — последнее прибежище негодяя // Словарь крылатых слов и выражений на Академике.
; не мог английский писатель, автор знаменитого «Словаря английского языка», утверждать, как ему приписывают у нас, будто патриот и негодяй суть одно и то же. Вот в чем смысл фразы: не все пропало даже у самого пропащего человека, отвергнутого друзьями и обществом, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение.Н.Ефимов «О патриотах, негодяях и родине». Независимая газета, 24.06.2000
; Еще в годы перестройки, когда эта фраза стала активно вбиваться в наши головы, я спрашивал знакомых англичан, в чем ее истинный смысл. Московский корреспондент одной лондонской газеты разъяснил (…) — Так вот, — продолжал знакомый корреспондент, — смысл фразы: не все пропало даже у самого пропащего человека, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение.Н.Ефимов. Родина: Патриоты и негодяи. РФ-сегодня № 12 2004-07-06; Н.Ефимов. Патриоты и негодяи — «Молодая Гвардия», № 4, 2010, стр. 158
; Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный. Негодяй прибежище найдет, «Литературная газета», 18.04.2001
Источник —
Категории: Крылатые выражения Патриотизм Амброз Бирс Генри Филдинг Лев Толстой


***

http://www.kp.ru/daily/26267/3145604

Америка и Европа с двух сторон пытаются сковать Россию санкциями. Сможет ли она порвать эти цепи?

Владимир Соловьев: На Западе не понимают - с русскими воевать бессмысленно

Телерадиоведущий каждую неделю собирает на свое ток-шоу политиков, которые спорят о судьбах России и Украины, войны и мира. А что думает об этом сам Соловьев?

- Сегодня даже насквозь аполитичные граждане не отлипают от телерадиоприемников. Вот и радио «Вести FM», где вы ведете передачу «Полный контакт», побило все рекорды, увеличив свою аудиторию в два раза. Эксперты говорят, что люди увлечены политикой. А сейчас политика - это война, санкции… Какие-то жуткие настают времена.

- Мы пока больше себя пугаем. Санкции для нашей экономики - это скорее стресс-тест. Они заставляют нас провести давно нужные реформы. И понятно, что опыт Украины нам показал, к чему приводит оголтелый майдан. Гражданская война, распад, деградация.

И есть две взаимоисключающие точки зрения, каждая из которых неверна. Первая - что Россия всегда права, вторая - что Россия всегда не права. И то и другое не подразумевает никакого диалога. А надо уметь слышать друг друга и разговаривать. Вот это искусство в нашей стране потеряно.

- Мнение «Россия всегда права» общепринято внутри страны, а тех, кто сомневается, считают чуть ли не нацпредателями.

- Санкции не должны привести к возрождению генетической памяти террора. Мы не должны объединиться в ненависти. Да, в этой ситуации с Украиной и Крымом мы правы на 100%. Справедливость на нашей стороне исторически. Но мы не можем ее усугубить экономической глупостью или социальной пошлостью. Поэтому не должно быть никакого завинчивания гаек, никакого воинствующего ура-патриотизма.

- А если усугубим?

- Тогда мы срываемся в привычную сталинскую концепцию. Мы начинаем искать внутренних врагов, давить пятую колонну, а раздавив ее, начинаем искать следующую.

- Но во время войны положено вылавливать предателей. Мы разве сейчас еще не на войне?

- Говорить, что мы сейчас на пороге большой войны (задумывается)... Это ведь очень страшно. Слово материально. Но война давно уже пришла. Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан, теперь Украина. Пока не в наш дом… Обозначает ли это, что мы должны ввязаться в войну? (Пожимает плечами.) На Западе многие это не понимают: с русскими вообще воевать бессмысленно. И не только потому что мы великая ядерная держава и мир может закончиться словами Дмитрия Киселева «все превратятся в ядерную пыль». Но и потому что русские, наверное, единственный народ, воспринимающий войну как естественное времяпрепровождение. Ведь наши афганский и чеченский синдромы - не вьетнамский, а как раз наоборот. Люди не боятся войны, а хотят снова взять в руки оружие… Они вдруг начинают ощущать, что настоящая жизнь там, под пулями. И это очень странная, непостижимая наша генетическая особенность. Мы относимся к войне как к иной форме существования.

- Более честной?

- Да, более понятной, более простой.

 
- Надо не спорить о санкциях, а строить такую страну, к которой нельзя применить никакие санкции, - считает Владимир Соловьев.
Фото: Евгения ГУСЕВА
 

НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖКУ НАРОДА ВОПЛОТИТЬ В ПОБЕДУ СТРАНЫ

- Вернемся к санкциям - их становится все больше. Выдержит ли экономически Россия изоляцию?

- Мы можем выдержать любую степень сложности, как показал наш исторический опыт. Привыкшим к европейскому комфорту москвичам, жителям Петербурга сложно это представить и они пугаются: «А если?», «А вдруг?» Но для многих людей, живущих в российской глубинке, ничего принципиально не изменится.

- Вы хотите сказать, что люди не почувствуют ухудшения жизни?

- Для панических настроений особого повода нет. Но многое зависит от политики правительства. Ведь урон от санкций может быть легко нивелирован очень простыми шагами. Например, эффективным управлением крупнейших госкомпаний. Надо просто навести порядок в нашем собственном доме… Я уж не говорю навязшие слова про коррупцию, я про эффективность. Там такой запас еще есть! Если всерьез вести борьбу с неразумными затратами, то народ даже не вспомнит о санкциях…

- И вы в это верите?

- Это вопрос политической воли, а не веры.

- То есть раньше, когда времени и денег было много, эффективностью не занимались. И именно сейчас обязательно займутся.

- Люди всегда действуют, когда чувствуют: а) необходимость, б) потребность выживания. Любое решение принимается в конкретный исторический момент и вынужденно. А сейчас обстоятельства таковы, что пора действовать. Потому что такого уровня поддержки президента не было за последние 15 лет. И этот народный кредит доверия позволит президенту принять самые решительные меры.

- Но и 100 лет назад, в начале Первой мировой войны, у императора был примерно такой же рейтинг.

- Притом, заметьте, если бы император действовал решительно до конца, проявил волю и задавил свой майдан, не подписывая ублюдочной капитуляции, Россия пошла бы совершенно по другому пути. Россия была бы страной-победителем в той войне. И со временем стала бы конституционной монархией, как Голландия или Великобритания.

ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ПОКА И БЛИЗКО НЕТ

- Вам будет уютно жить в стране, которая находится в состоянии холодной войны с Западом?

- Слушайте, я много лет жил в стране, которая находилась в состоянии настоящей холодной войны. И скажу по секрету, мне очень неплохо жилось. А что такое «уютно жить»? Если мы хотим сказать, что человек есть существо мещанское и поэтому должен идти туда, где глубоко, где лучше? Ну давайте выберем себе других родителей. Вам уютно родиться не в семье миллиардеров? Вам уютно родиться в климате, где зимой холодно, а летом жарко? Но если я буду все время думать об уюте, мне надо все бросить и куда-нибудь уехать. А когда там станет неуютно, еще и оттуда переехать?

- Так многие сейчас живут.

- Для меня это ненормально! Тебе ничто не мешает, если у тебя есть деньги и ты не госчиновник, купить дачу во Франции, в Италии, в Испании. Но когда стоит вопрос: остаешься ли ты на своей Родине или нет?.. В этом есть что-то от внутреннего предательства.

- Но если у граждан из-за холодной войны появятся конкретные жизненные проблемы?

- И с чего вы решили, что начнется холодная война?

- По-моему, она уже идет.

- И близко нет! Да и какие проблемы могут быть у людей - у нас ездят за границу меньше 10% населения.

- Но хотят этого большинство, я думаю.

- Слушайте, многие из них хотят и «Роллс-Ройсы», но не могут даже купить «Жигули». Да и нет еще этой холодной войны... Или давайте тогда пожалеем, что мы когда-то не сдались фашистам? Были бы отличные дороги. Ведь категория уюта вообще подразумевает сразу сдаться.

- Разве?

- Перейти на сторону сильного. Это дико уютно. Но, наверное, человек чем-то отличается от домашнего котика. Особенно когда мы говорим о категории «простой человек», надо отметить, что именно простой человек как раз и говорит Путину: да пошли они все, западники, мы за то, что справедливо, а не за то, что выгодно!

ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК ГОРАЗДО УМНЕЕ

- А простой человек понимает, к чему это может привести? Он осознает риски?

- Скажу вам по секрету, он гораздо умнее, чем о нем думают.

- Как вы думаете, какой Россия будет через год?

- Зависит от того, какие решения будут приняты Россией сейчас. Если Путин начнет чистить авгиевы конюшни российской экономики и произойдут принципиальные изменения в кадровой политике, тогда Россия может повторить, если угодно, чудо Китая. Напомню, что Китай стал бешено развиваться сразу после холодной войны, объявленной ему из-за подавления их «майдана» на площади Тяньаньмэнь. Напомню, что под санкциями очень много лет Израиль. И ничего. Не о санкциях надо думать, а о нас самих... Надо выстроить такую страну, к которой невозможно применить никакие санкции, потому что экономически она непобедима.

***

ЕЩЕ МНЕНИЯ

«Лучше было бы промолчать»

Александр ГРИШИН

Торговая война, которую США развязали между Евросоюзом и Россией (сами связаны торговыми отношениями с РФ на порядок в меньшей степени) четко разделила Европу на два лагеря. Причем, в первом оказались так называемые младоевропейцы, в основном из числа бывших республик СССР, которые в стремлении заработать себе очки в глазах Вашингтона взяли на вооружение логику из известного украинского анекдота.

- Мыкола, пишлы москалив вбиваты!

- А колы воны нас?

- А нас-то за що? (читайте далее)

Не видать вам белорусских устриц

Георгий БОВТ

Эмбарго на импорт разной западной еды нешуточно возбудило русский интернет. Мнения разные. От «все пропало», до «никогда такого не ели особенно и впредь не будем». Отдельно стоят рассуждения насчет наших «торговых союзников» по Таможенному союзу - Беларуси и Казахстану. Мол, скоро появятся белорусские устрицы и моцарелла на российских прилавках. Не появятся (читайте далее)


****

http://www.echo.msk.ru/blog/kritikator/1383976-echo/

Леонид Сторч

юрист, культуролог, писатель

21 августа 2014




Последние месяцы в российских СМИ все б;льшую популярность получают рассуждения об исключительности русского народа.  Рассуждения эти стары, но путинские концепции «ценностных ориентиров» и «моральном предназначении» русского человека, озвученные в его «апрельских тезисах», дали этим рассуждениям новую подпитку, возродив их позабытые компоненты.  Об одном из таких компонентов – непобедимости русского народа – я и хочу сказать несколько слов.


Исключительность России и ее «ценностных ориентиров» преподносятся сейчас в неразрывной связи с проектом «Новороссия» и ответом Кремля на западные санкции.  Многие видят в происходящем на Донбассе не просто борьбу Киева против русских жителей Украины (или Новороссии), но и войну, непосредственно направленную против самой России.  Таким образом, в соответствии с традиционной доктриной мессианской роли русского народа, реанимируемой членами Изборского клуба (Александр Проханов, Александр Дугин и др.), Россия (вместе со своим придатком Новороссией) рассматривается как Третий Рим, как источник доброго, подлинно христианского начала и противопоставляется Западу, который позиционируется как источник зла и антихристианских ценностей.  Идея о непобедимости русского народа – характерный элемент этого противопоставления.


Как заявил один из лидеров Новороссии Олег Царев, «с русскими лучше не воевать, потому что их невозможно победить. Это всем известно». Развивая схожую мысль, Проханов проводит эксцентричную параллель между повстанцами на Донбассе и в Секторе Газа.  «Одни в арафатке, другие – в казачьей папахе», но и те, и другие – «непобедимые воины».  Те, которые в папахах, «открыли коридор», откуда льется «немеркнущий свет победы, божественная красота неистребимой русской идеи».

Идея непобедимости – часть палитры русской исключительности.
Действительно, достаточно взглянуть на динамику роста Московского княжества, за 600 лет превратившегося из де факто ордынского улуса в империю, раскинувшуюся на берегах трех океанов, чтобы понять: Россия одержала немало военных успехов.  При этом она была далеко не единственной страной, столь стремительно раздвигавшей свои границы.  Вспомним в этой связи хотя бы США, Китай и Великобританию.  Я не склонен преуменьшать победы русской армии и ополчения, но сакрализировать эти победы и доводить до абсолюта – занятие совершенно недостойное и абсурдное, тем боле, что оно совершенно не выдерживает исторической критики.
 

Не будем уходить во глубину веков и вспоминать о битве на Калке, о разорении русских городов Батыем, о том, что сотни лет русские князья были данниками или сборщиками дани для Золотой Орды. Не будем говорить о Деулинском перемирии 1618 г., по которому Речь Посполитая отобрала у России половину ее западных территорий, включая Смоленск (в своем патриотическом романе «Стена» Владимир Мединский преподносит оборону Смоленска как триумф русского оружия и воли, но о том, что город в конце концов был занят поляками, он упомянуть стесняется). Не будем даже загонять патриотов в угол напоминанием о полном поражении России в Крымской войне (1853-1856 гг.), - сосредоточимся исключительно на 20-м веке, в котором, кстати, родились все нынешние сторонники концепции непобедимости.

1904-1905 гг., Русско-японская война: уничтожение российского флота при Цусиме, падение Порт-Артура, унизительный Портсмутский мир, по которому Россия отдала южный Сахалин и все свои позиции в Маньчжурии.
1914-1918 гг., Первая мировая война: катастрофическая череда разгромов русской армии.  Около 3 миллионов российских солдат погибло, 2,5 миллиона попало в плен.  Россия, представленная Совнаркомом, подписывает Брест-литовский договор, теряя Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Украину (т.е., львиную долю своих наиболее экономически развитых территорий) и Южный Кавказ.
1919-1920 гг., Советско-польская война: общие потери советской стороны не известны, но только в результате поражения под Варшавой (август 1920) погибло 25 000 красноармейцев, 60 000 попало в польский плен, 45 000 было интернировано немцами.  Война закончилась подписанием Рижского договора, по которому советское (читай: российское) правительство теряло всю Западную Белоруссию и отказывалось от претензий на Западную Украину.
1979-1989 гг., Афганская война: 15 000 (по некоторым оценкам, 26 000) советских солдат погибло, Советский Союз не смог достичь ни одной из поставленных в войне целей, в наиболее успешный период советские войска контролировали только около15% территории Афганистана.

И это лишь перечень войн, в которых «непобедимые» русские войска и, если угодно, русский народ были побеждены безоговорочно.

Сюда можно добавить и Советско-финскую войну 1939-1940 гг., которую СССР фактически проиграл, ибо не выполнил своей основной задачи (аннексии Финляндии) и потерпел колоссальные людские потери (ок. 170 000 погибших и пропавших без вести; более 300 000  раненых и обмороженных), почти в 8 раз больше, чем финская сторона.

Список можно дополнить и Первой чеченской войной (1994-1996 гг.), также, по сути, проигранной Россией.  Да и исход Второй Чеченской (1999-2000 гг.) трудно признать однозначно победным: с одной стороны, вооруженному сопротивлению боевиков был положен конец, но, с другой, теперь каждой год правительство РФ платит Чечне изрядную контрибуцию под видом федеральных дотаций.


Так что утверждения об уникальной непобедимости русского народа – миф, а мифы – как псилоцибиновые грибы или мухоморы:  обостряют психопатические черты характера, искажают восприятие, развивают зависимость и обладают галлюциногенным эффектом. На самом деле, мифы даже опаснее галюциногенных грибов, ибо в отличие от последних способны поразить психику десятков миллионов людей одновременно, а это на порядок больше, чем число жертв эпидемии ВИЧ в России.  Особую группу риска здесь составляют школьники и студенты. Грибы могут привести их неокрепшее сознание в состояние «патриотического» возбуждения, провоцируя на необратимые поступки: насилие, психоз, погромы, войны.  Не исключено, что именно галлюциногенные свойства мифа о непобедимости способствуют широкому распространению жанра политической фантастики в российской бестселлерной индустрии.  Герои этих бестселлеров, рассчитанных, в основном, на молодежную аудиторию, попадают в прошлое и там помогают именитым предкам – Ивану Грозному, Петру Первому, Николаю Второму, Сталину – побеждать во всех войнах и завоевывать новые пространства.  На этих же свойствах основаны и рассуждения упомянутого Царева, и выступления Стрельцова, и речи Бородая, и истерики Кургиняна, и многочисленные репортажи Первого канала.

Культ непобедимости ни к чему хорошему не приводит.  Наркоманские  разглагольствования об исключительности, трипы в уникальность оборачиваются маниакальностью. Это мы видели на примере Третьего рейха, Италии времен Муссолини, Японии, управляемой Хидеки Тодз;, Сербии при Милошевиче, и Грузии начала 1990-х гг. (как известно, Гамсахурдия тоже любил порассуждать о всемирной миссии и «моральном предназначении», но только не русской, а грузинской нации).

Ничего необыкновенного в плане непобедимости Россия не продемонстрировала – да это и не нужно для того, чтобы завоевать уважение мировой общественности.  Скорее, похваляться этим могли бы, скажем, те же афганцы (и англичан бивали, и русских, и при американцах частично сохраняют свои позиции в стране), вьетнамцы (за последние 60 лет победили французов, американцев, камбоджийцев и успешно противостояли китайцам) или даже монголы (во оны дни покорили б;льшую часть цивилизованной Евразии).

Настоящие победители не делают из побед культа.  Возьмем к примеру США. За неполные 250 лет это государство, на которое русофилы все чаще обращают свой «праведный гнев», вышли победителями из всех основных войн (за исключением войны во Вьетнаме), в которых участвовали: Революционной войны против Великобритании (1775-1883 гг.), многочисленных войн с индейскими племенами, войной с Мексикой (1846-1848 гг.), Испанской войны (1898 г.), Первой мировой войны, Второй мировой войны, войны в Южной Корее (1950-1953 гг.), войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.) и войной в Ираке (2003-2011 гг.).  Но даже при таком впечатляющем послужном списке, американские СМИ и общественность не одержимы навязчивой идеей о непобедимости американского народа.  Ни в школах, ни на телевидении, ни на улицах, ни даже в компании торкнутых грибоманов вы не услышите слогана «американцы не сдаются».

Непобедимость русского народа – лишь один из видов грибов-галлюциногенов, растущих в поле общественного сознания.  К числу других относятся все остальные проявления массовой наркозависимости и массового нарциссизма, а именно – идея богоизбранности русского народа; тезисы об удивительном гостеприимстве, душевности и самопожертвовании русских людей; уверенность в том, что русский народ – самый талантливый и что потому его столь яро ненавидит вся заграница; убежденность в том, что русская природа – самая красивая, русский язык – самый великий,  самый могучий и самый сложный итд.


Конечно, раздувать свою уникальность или галлюцинировать на почве собственного превосходства – увлечение заразительное, но оно таит в себе серьезную опасность.  Ведь на него тратится столько времени, энергии и здоровья, что на подлинные достижения у страны уже не остается сил.  В результате резко тормозится развитие положительного, продуктивного начала в национальной культуре, и тогда рядовая исключительность грозит превратиться в безнадежную, исключительную заурядность. Вот о чем следует помнить любителям галлюциногенов.


Рецензии