Заколдованный круг

Заколдованный круг
 
Среди вопросов, которые часто задают мне в интернете, есть такой: а как деньги ослепляют человека? На этот вопрос я отвечаю на протяжении всех своих работ. И все же они вновь и вновь возникают. Очевидно, здесь скрыт корень всех вопросов. Как ослепляют человека деньги? И в то же время было бы странно думать, если бы мы знали, как ослепляют нас деньги. Это как раз известно каждому грамотному человеку, умеющему думать. И дело не в том, что мы не знаем, как ради денег люди убивают друг друга. Насколько человек бесчеловечен в деньгах, это было известно и древним грекам, и китайцам, и египтянам. И эта история тянется с древних времен. Не будем трогать эволюцию этого вопроса и представим себе простую картину, известную каждому. Вот красивая девушка теряется в догадках в выборе себе жениха. Она влюблена в парня из бедной семьи, но предпочтение дает богатому, состоятельному мужчине. А бедного она отвергла. Что здесь мы должны видеть? Какова психология этой девушки, выбравшего богатого жениха? Обычная потребительская психология, построенная на расчете. Эмоции, располагавшие ее к бедному, оказались не состоятельными. В совместной жизни возникает человеческая сторона этого вопроса. И на основе нравственных конфликтов у девушки возникают другие представления о своем муже, которого она выбрала по расчету. И она начинает сожалеть о бедном парне, претендовавшего на ее руки.
Что это за отношение у этой девушки к мужчинам, к жизни вообще? Чисто потребительское, в котором она просто преследовала выгоду. И она, конечно, выгодно вышла замуж и свободно потребляла, но нравственно оказалась опустошенной. И она почувствовала другую ценность жизни в этих конфликтах. Я говорю «почувствовала». Потому что дальше чувства потребительское сознание не идет и в итоге остается с мечтаниями о любви, о хорошем отношении к себе, в лучшем случае воспевает ее поэтически и обличает бесчеловечность.
Не все поколения живут материальным благополучием как высшей ценностью. В жизнь вступает молодое поколение, для которого оно теряет смысл как главная ценность, руководящая жизнедеятельностью. И в силу вступает любовь как высшая ценность, которая, как я уже заметил, только чувствуется в конфликтах. Какая женщина в средних веках воевала со своим мужем и шла ли вообще такая речь между мужчиной и женщиной в рабовладельческом обществе? Они возникли только сегодня, и нравственное развитие, охватывающее каждого, происходит только сегодня. Деньги – это не бумага, не золото и не серебро, деньги – не бриллианты, а просто общественные отношения. Деньги – это всеобщее богатство, созданное человечеством. Маркс определял деньги как всеобщего эквивалента товарного мира. В нашем поведении они выражены в расчете, корысти, выгоде, в страсти к обладанию.
Сегодня деньги – просто потребительская стоимость, а потребительская психология стала психологией массы. Такую психологию уже бессознательно отрицают. Начинают понимать, что эта психология впервые людей запутала, разрушила их ориентацию, возводив в ранг высшей ценности страсть обладания. Тем эта психология обострила все внешние потребности и расстроила мировосприятия человека, вытолкнув его из моральных отношений, выработанных исторически, в мир меркантилизма. Вот так человек, преданный стихии денег, действительно вдруг ослеп. Он уже превращается в дикаря. Разве не парадокс, когда современный высококультурный человек не видит перед собой ничего, кроме богатства материального мира, ничего кроме потребления, когда люди друг к другу подходят только с точки зрения выгоды и утилитарно. И если такое происходит в момент, когда интенсивно складывается духовный мир людей и они смутно осознают нечто совсем другое в своих чувственных восприятиях, то мы видим только ослепления в полном смысле этого слова, только за которым может последовать прозрение как результат отрицания этого ослепления. И это происходит не просто. Нам из этого круга заколдованного надо выходить.


Рецензии