По следам hitchcock9

Кинофестиваль «Хичкок: девять неизвестных» #hitchcock9 стал заметным явлением культурной жизни столицы нынешним летом и истинным праздником для поклонников творчества Альфреда Хичкока и всех любителей немого кино. Перед показами фильмов в блистательном музыкальном сопровождении Джона Суини проходили организованные Британским Советом лекции о жизни и творчестве режиссера, а также о проблемах взаимного влияния мирового кинематографа на творчество Хичкока и наоборот. Значительное внимание в ходе этих дискуссий было посвящено немецкому экспрессионизму и тем его открытиям, которые оставили след в стилистике ранних немых фильмов Альфреда Хичкока. В этом контексте особенное место занимает картина «Человек с острова Мэн», последняя немая лента режиссера и его безусловный шедевр. Открылась же основная программа фестиваля показом фильма  1928 года «Шампанское» с звездой немого кино Бетти Бальфур в главной роли. Рецензии на два вышеупомянутых фильма предлагаются вашему вниманию.
www.hitchcock9.ru

I
 ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША, или ПАРИЖСКИЕ КАНИКУЛЫ С БЕТТИ БАЛЬФУР

Вы давно не были в цирке?  Тогда вам срочно нужно посмотреть фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
Вы хотите узнать рецепт коктейля «Молитва девственницы»? Тогда вам просто необходимо посмотреть фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
Вы изучаете историю моды двадцатых годов прошлого века? Вам непременно следует посмотреть фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
Вы хотите узнать секрет женской обаятельности? Мечтаете навек привязать к себе сердце любимого мужчины? Вам нужно очень внимательно посмотреть фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
У вас непослушная дочь, вы потеряли покой и сон и в отчаянии рвете на себе волосы? Посмотрите фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
Хотите научиться танцевать не выходя из-за стола? Легко двигаться по палубе океанского лайнера во время качки? Правильно вставлять цветок в петличку мужского костюма? Тогда немедленно идите смотреть фильм Хичкока «Шампанское» с Бетти Бальфур.
Никогда не пекли пироги? Не закладывали фамильные драгоценности? Не сажали самолет на воду? Вас научит всему этому и многому другому героиня фильма Хичкока «Шампанское» в исполнении неотразимой Бетти Бальфур!

О СВЕТОВЫХ СИМВОЛАХ  В ФИЛЬМЕ А.ХИЧКОКА «MANXMAN»
 «Выиграет ли человек, если он покорит весь мир, но потеряет свою душу?» - таким риторическим вопросом начинается фильм о двоих мужчинах и одной женщине. Классический любовный треугольник, банальная история о любви, дружбе и предательстве. Рыбак Пит и будущий адвокат Филип влюблены в дочь трактирщика Кейт. Уезжая на заработки, Пит поручает другу присматривать за невестой, и между Филипом и Кейт вспыхивает любовь…
Каждая часть картины (до отъезда Пита, во время его отсутствия, после возвращения) строится на своей системе световых символов. 
Сцена прощания Пита и Кейт происходит поздним вечером, равномерными вспышками маяка освещаются место действия и лица героев. Маяк – символ надежды (Пит надеется, заработав денег, получить согласие отца Кейт на их свадьбу). В то же время маяк – это предупреждение об опасности, о которой простак Пит даже не подозревает. Тревогу мы читаем на лице героини, которая в финале этой сцены стоит спиной к черному квадрату окна, за которым все так же пульсирует маяк.
Вторая часть, посвященная любви между Кейт и Филипом, открывается сценой их первого свидания. Потрясающей красоты кадры с залитой солнечным светом поляной и склонившимся над ручьем деревом, крона которого вся светится на солнце. Влюбленные гуляют по лесу, прошитому полосами солнечного света. Солнце  - символ жизни, любви. Следующая встреча на мельнице также происходит ярким солнечным днем, свет врывается сквозь окно, которое отражается на противоположной стене ярким пятном, заливает тяжелые жернова и лестницу. Мельница – символ судьбы, соединения вечного и временного, символ плодородия (именно здесь будет зачат ребенок Филипа и Кейт, которого несчастный Пит долго будет считать своим). В то же время жернова символизируют тяжкую ношу, страдание. И оно уже близко.
Приходит известие о том, что Пит возвращается. Кейт и Филип встречаются на скалистом морском берегу, мертвые черные скалы нависают над ними, загораживая солнце, а в начале эпизода мы видим крохотную фигурку Кейт на склоне горы на фоне солнца, закрытого огромным облаком. Небо все сильнее затягивается облаками, и с ними сливается черный дым от парохода, который везет Пита.
 В третьей части, повествующей о жизни Кейт и Пита после свадьбы, центральным символом становится очаг. Очаг – символ семейного благополучия, однако невесел огонь этого очага. Возле него, дрожа и кутаясь в шаль, сидит Кейт перед брачной ночью. Возле очага она умоляет Филипа забрать ее - стоя спиной к огню, раскинув руки, как на кресте: ведь семейная жизнь с нелюбимым приносит ей только страдания. Здесь же, у очага, Кейт сообщает Питу о том, что ждет ребенка, а Филип в это время стоит в дверном проеме, откуда льется солнечный свет, символизирующий утраченное счастье. У очага Филип и Пит ждут, когда закончатся роды Кейт, у очага Пит найдет оставленного женой ребенка и прощальное письмо.
Замыкается цепь световых символов короткой вспышкой маяка в момент, когда Кейт пытается покончить с собой. Эта вспышка как утраченная надежда, как рвущаяся жизнь…
Режиссер дает шанс Филипу исправить содеянное им зло. Но это уже другая история, мы видим только ее начало и, глядя вслед уходящим под улюлюканье толпы Филипу и Кейт, можем лишь предполагать, насколько ярко станет светить героям солнце и насколько жарок будет огонь в их домашнем очаге…


Рецензии