Вдоль берега...

Таращатся звёзды с высот затемнённых
Ночным изобилием тени...
Им кажется странной под лунной короной
Земля, что изнежена ленью.
И робкий туман, зацелован росою,
Подняться над твердью не властен...
И бродит по сонному  полю босое
Обычное  тихое счастье.

А рай - в небесах, если верить рассказам...
А здесь, на земле ад кромешный.
Небесный альков освящён и помазан
Встречать, наделённых безгрешьем.
Но рай далеко, а земное страданье
Близко и доступно... однако:
Земные, при всей правоте назиданья,
Жизнь эту считали за благо.

Роняет лучи серебристые месяц,
Количества их не считая.
И словно приказано ветру-повесе
Не спорить с серебряной стаей.
Тиха и послушна река перед раем,
Ей дар облака переслали:
Плывут отраженья без счёту и края...
Вдоль берега... в дальние дали.

                11.08.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема: противопоставление небесного и земного, размышления о природе счастья и страдания в человеческом бытии.
Основная мысль: несмотря на контрастность небесного рая и земных страданий, человек способен находить тихое счастье в обыденной жизни; земное существование, при всей его сложности, воспринимается как благо.
Композиция:
1;я часть (строфы;1–2) — созерцание ночного пейзажа, противопоставление звёздного мира и земли, введение мотива контраста рая и ада;
2;я часть (строфа;3) — образ месяца и ветра, переход к умиротворённому восприятию мира;
3;я часть (заключительная строфа) — образ реки с отражениями, символизирующий течение жизни и устремлённость в даль.
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания.
Стиль: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и символикой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («рай», «земля», «счастье»);
синтаксический параллелизм («А рай… А здесь…»);
анафора и инверсии («Таращатся звёзды…», «Роняет лучи…»);
местоименные замены и контекстные синонимы.
Средства выразительности:
метафоры: «ночное изобилие тени», «серебряная стая» (лунные лучи), «дар облака»;
олицетворения: «звёзды таращатся», «туман зацелован росою», «река тиха и послушна»;
эпитеты: «затемнённые высоты», «робкий туман», «сонное поле», «тихое счастье», «кромешный ад»;
антитеза: рай (небеса) ; ад (земля), небесное ; земное;
символика: звёзды и луна — трансцендентное, река и поле — земное, туман — пограничное состояние;
архаизмы и поэтизмы: «твердь», «альков», «назиданье»;
звукопись: аллитерации на «с», «т», «р» создают ощущение тишины и мерцания.
Общий тон: созерцательный, философско;лирический, с лёгким меланхолическим оттенком и итоговым принятием земного бытия.


Рецензии