Свияжск

Реет парус одинокий,
Да над матушкой рекой,
Слышен чаек крик далёкий,
Пролетевших над  волной.
Ветер весело гуляет,
Мой кораблик подгоняет 
И несёт его к шатрам,
К золотистым берегам. 
Да к земле родной татарской,
К чуду - острову Свияжску.

Что за чудо, что за диво -
Это явь или мираж!?
Над волнами горделиво, 
Остров - град стоит Свияжск.
Манит люд колоколами,
Да соборными церквами.
Монастырскими дарами,
Теремами и садами…
Эко чудо из чудес,
С куполами до  небес!



Чудо-остров Свияжск.

  Нет, вероятно, в российской геральдике герба более странного, чем герб города Свияжска, что на Волге, в пятидесяти верстах выше Казани. Деревянная крепость – как положено, со стенами и башнями, но... на лодках. На самом деле ничего странного – все так и было.
Много в России городов, и у каждого из них своя история - где-то простая, где-то сложная. Но немногие из них могут похвастаться такой, какую имеет Свияжск – в прошлом город, а ныне небольшое село, насчитывающее всего 250 жителей.
     ...Зима 1550 года. Русское воинство под предводительством самого Ивана IV Грозного возвращается в родные края после безуспешной попытки взять Казань, попытки присоединить Среднее Поволжье к Русскому государству. Большое расстояние до столицы Казанского ханства затрудняло передвижение и снабжение войска, ослабляло его мощь. Закрепиться же около Казани так и не удалось – слишком большие потери.
     В одном переходе от непокорного города они ночуют на высоком холме-останце Кара-Кермен, что стоит на впадении Свияги в Волгу. Это гора округлой формы, с крутыми склонами и плоской вершиной. С трех сторон ее окружает вода: река Свияга, озеро Щучье, и река Щука; в половодье же гора и вовсе должна превращаться в остров.
     И всего 26 верст от Казани. Беспокойно ходит царь по лагерю – какая-то мысль не дает ему уснуть. В его голове рождается план, смелый настолько, что когда впоследствии европейские дипломаты рассказывали о нем своим монархам, те просто отказывались верить...
     ...Лето и осень 1550 года. Жителей небольшого городка Перевитский Торжок, что на берегу Оки возле Рязани, заставляют покинуть свои дома и вместе со всем скарбом отправиться на север – в Угличские леса. Там, недалеко от Мышкина, во владениях бояр Ушатых, уже вовсю стучат топоры. На берегу строится целый город – кремль с полутораверстовой длины стенами, большими башнями, церкви, дома, даже царские хоромы. Руководит работами известный мастер, дьяк Иван Григорьевич Выродков. И никто кроме нескольких человек еще не знает, что недолго стоять этому городу на тихих берегах Верхней Волги ...
Весна 1551 года. Новый город бесследно исчез, но по высокой воде плывет вниз по Волге огромный караван. Плоты из бревен, суда с деревянными деталями, скарбом, припасами. Сотни воинов и мужиков-строителей. 900 верст и 30 дней – таков его путь.
     Всего около 20 дней потребовалось чтобы расчистить от леса вершину холма и из помеченных предварительно бревен собрать крепость на новом месте. При этом выяснилось, что царь неверно определил размеры холма, и длину стены пришлось делать больше на целую версту. Хорошо что под боком были марийские леса!
     Пока казанцы понимали - что к чему, пока убеждались в том, чему поверить было невозможно, пока пытались перебросить через разлившуюся весеннюю Волгу хоть какое-то войско – город на горе Круглой (так назвали ее русские), был готов. Вскоре туда прибыло войско, успешно отражавшее в течении 1551 года все попытки казанцев взять Иван-город (Новоград Свияжский) – так называли тогда новую крепость.
     Внезапное появление мощной цитадели у самых стен Казани – цитадели, служившей главной базой наступающего русского войска, определило судьбу Казанского ханства. В начале 1552 года в новый город прибыл царь со своей свитой. К лету здесь собралось все 150-тысячное русское войско. Участвовавший в походе князь Курбский отмечал: "Мы пришли туда яко в свой дом от того долгого и зело нудного пути...". После долгой осады Казань пала.
     После победы Свияжск из военной крепости постепенно превращался в мирный город. Строились новые храмы, монастыри, селились новые жители. Крепостная стена, простояв немногим более 100 лет, была разобрана за ненадобностью. Жители Свияжска (это имя город получил уже через 10 лет после основания) занимались рыболовством и торговлей. Постепенно Свияжск стал одним из духовных центров Поволжья. На острове длиной около километра находилось два монастыря и больше десятка храмов. К концу XIX века здесь было около 3000 жителей. Жители Свияжска занимались рыболовством и торговлей.

В разное время город посетили знаменитые личности: императрица Екатерина Великая, императоры Павел I, Александр I и Николай I, писатели А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. Древний Свияжск остался в памяти и в легенде.

Когда Александр Пушкин увидел город Свияжск, он пришел в неописуемый восторг. Оказалось, поэт именно так и представлял себе сказочный город на острове Буяне. Есть предположение, что А.С. Пушкин путешествуя по Поволжью, именно про Свияжск написал знаменитые стихи:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана -
И желанная страна
Вот уж издали видна… А спустя столетие, после разлива Волги, город со «златоглавыми церквами, с теремами и садами» окончательно превратился в остров. Огромный прекрасный остров на высокой горе, возвышающейся прямо посреди великой реки. Остров волшебный, таинственный, с удивительной историей, какого не сыскать больше на всем белом свете.
 
Музей расположен на острове-град Свияжск расположен в живописном устье реки Свияги на высоком холме-останце, в 30 км от Казани. Изобильная природа окрестных мелководий, заливов и островов издревле привлекала человека. Позднее судьба Свияжска сложилась так, что небольшое пространство острова взрывали события, связанные с важнейшими, изломными моментами отечественной истории.

Музей занимает здания:
Успенский собор (XVI в.),
Церковь Константина и Елены (XVI - XVIII вв.),
Троицкая церковь Иоанно-Предтеченского монастыря (XVI в.), деревянная, первая в Казанском крае православная, построена за один день, перестраивалась в XVIII в., иконостас XVI-XVIII вв. (вход платный);
Сергиевская церковь (1604 г.), первоначально - трапезная, перестройки и колокольня XVIII в.; Собор Божьей Матери "Всех скорбящих радость" (1906 г.), арх. Ф.Д.Малиновский

Убранства успенского собора.
Фреска. Святой Христофор.
Святой Христофор Псеглавец долгое время почитался православной церковью, и лишь на московском соборе в 1667 году он был запрещен. Но старообрядческая церковь до сих пор почитает этого святого, и икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова. О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя во искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Сохранились также и скульптурные изображения святого, одно из которых хранится в соборе Парижской Богоматери.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены.
Церковь Константина и Елены – единственная сохранившаяся в Свияжске посадская церковь. Возведена она была в XVII веке на месте деревянного храма. В 1920-е годы церковь была закрыта. В 1980-1990-х она использовалась для музейных экспозиций, а в 1994 году ее вернули верующим.

Троицкая церковь - единственный в Среднем Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. Церковь была построена зимой 1550 года в угличских лесах из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри. Сруб поставлен в виде креста и имеет два яруса: первый - четырехугольный, с четырехугольным полукружием для алтаря; второй - восьмиугольный. Вместе с прочими деревянными строениями города церковь была доставлена в Свияжск на судах весной 1551 года и освящена на новом месте 17 мая.
Время и пожары, не раз опустошавшие город, пощадили Троицкую церковь. Отсутствие металлических деталей и древний способ обработки дерева простым топором обеспечили сохранность сруба на протяжении четырех с половиной столетий.
Первоначально церковь имела шатровое завершение. Позднее шатер был заменен восьмискатной крышей; в 1819 году пристроены крыльца с колоннами, а в 1821 году бревенчатые стены обшиты тесом. В таком виде Троицкая церковь и дошла до наших дней.
Хорошо сохранился интерьер Троицкой церкви; иконы из иконостаса в настоящее время собраны в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

Сергиевская церковь (XVI-XVII вв.)

Сергиевский храм построен одновременно с собором Рождества Богородицы и освящен 17 июня 1551 года соборным протопопом Афанасием Антоновым. Первоначально храм был деревянным. В начале XVII века заменен каменным и вновь освящен 7 октября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма: "В лета 7113 году сентября в 25 день поставлен и освящен бысть сей храм во имя преп. отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского...".
Сергиевский храм сложен из белого тесаного камня разной величины. Самая церковь помещалась во втором этаже двухэтажного храма. Нижний этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи, и жили монахи.
По внешности Сергиевский храм представляет собой образец архитектуры русских столпообразных храмов XVI - начала XVII веков. Сохранились остатки внешней фресковой росписи на западной стене, справа от портального входа в церковь: композиция ветхозаветной Троицы, изображения Сергия и Никона начала XVII века. Внутри храм тесен вследствие необыкновенной толщины стен. В нем три престола, каждый с особым приделом.
Здесь находилась главная святыня Свияжска - древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского, небесного соратника и молитвенника земли русской, покровителя города Свияжска. Согласно преданию, икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 году, перед возведением города на Круглой Горе.

Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898-1906 гг.)               
Сооружен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря в 1898-1906 годах по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Высота храма без креста - 15 сажен, длина - 18 и ширина - 12,5 сажен (1 сажень = 2,13 метра). Благодаря выгодному положению, доминирует над окружающей застройкой. Имеется два придела: пророчицы Анны и преподобного Серафима. Внешний облик храма со времени постройки практически не изменился, но настенная масляная живопись в интерьере утрачена практически полностью. До наших дней дошел только один ряд пятиярусного иконостаса.
Пятиглавый крестово-купольный собор Богоматери Всех Скорбящих Радости выполнен в псевдовизантийском стиле и близок по своей архитектуре к Кронштадскому собору в Санкт-Петербурге.

Убранство храма Всех Скорбящих Радости.

Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Богородицы был построен в 1560 году (то есть после Собора Василия Блаженного, вопреки легенде о том, что Иван Грозный ослепил архитектора), и, как и все постройки Постника Яковлева, заметно отличается от церквей своего времени. Однако главная достопримечательность собора — не архитектура, а прекрасно сохранившиеся настенные росписи, покрывающие всю поверхность внутренних стен храма и написанные еще при жизни Ивана Грозного. Наиболее интересно изображение самого Ивана IV, но увидеть его нельзя, так как оно находится в алтарной части. На одной из колонн собора есть изображение Святого Христофора — по легенде, этот праведник обладал необычайной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил бога сделать его безобразным, и поэтому Святой Христофор всегда изображается с головой животного. В России известны две фрески со Святым Христофором — в Ныробе (Пермский край), где он изображен с собачьей головой, и в Свияжске, где голова святого больше похожа на лошадиную. В целом, фрески Успенско-Богородицкого монастыря стоят в одном ряду с фресками Дионисия в Ферапонтово, а для их осмотра лучше договориться с монахами — в монастыре есть профессиональный монах-гид.

Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифе-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.
Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.
Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.
В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику "Свияжск".

Наиболее значительные достопримечательности Свияжска — его монастыри: мужской Успенско-Богородицкий и женский Иоанно-Предтеченский (в настоящее время объединены в мужской монастырь). Оба расположены в западной части острова и хорошо видны с воды, когда судно приближается к городу со стороны Казани.
Иоанно-Предтеченский монастырь (первоначально — Троице-Сергиевский) в настоящее время упразднен, а его постройки переданы Успенско-Богородицкому монастырю. Ансамбль монастыря включает три церкви. Первая — деревянная Троицкая церковь — является древнейшим зданием Свияжска. По сути, это последняя уцелевшая часть Свияжской крепости, так как она была построена из бревен, сплавленных из Мышкина. Однако в 2002 году церковь подверглась реставрации, в результате чего полностью утратила облик: был ликвидирован шатер, стены обшиты тесом, положена металлическая кровля. Сейчас в этой постройке почти невозможно признать церковь середины XVI века. Впрочем, даже в таком качестве вполне возможно, что это единственная деревянная церковь Татарстана и старейший православный храм всего Нижнего Поволжья. Первая каменная постройка в монастыре — Сергиевская церковь XVII века — была возведена псковскими зодчими, работавшими на строительстве "русской Казани". Это предельно простой кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный непропорционально маленькой главкой. В центре монастыря возвышается огромный краснокирпичный собор иконы Всех Скорбящих Радости, построенный в 1896—1906 годах архитектором Малиновским. Сейчас это — просто хрестоматийный образец "псевдовизантийского стиля", однако этот храм по размерам наиболее значителен в Свияжске и хорошо виден с Волги. Также в ансамбль монастыря входят кельи (1820 год) и корпус игуменьи (1830 год).

Церковь Николая Чудотворца – это одна из архитектурных жемчужин историко-культурного комплекса Свияжска. В течение уже четырех столетий этот храм является местом паломничества многих православных верующих не только Поволжья, но и России. Никольская церковь одна из древнейших, средневековых церквей, расположенных на территории историко-культурного комплекса Свияжска. Некоторые исследователи считают что, что церковь Николая Чудотворца – это первый каменный храм-крещальня на побережье Волги.
Церковь Николая Чудотворца была заложена в 1555 г. и освящена архимандритом Германом 6 декабря 1556 г. Храм строился псковскими мастерами-зодчими, которыми, возможно, руководил Иван Ширяя. Имеются предположения о том, что внутренние стены Никольской церкви были покрыты фресками, которые не сохранились до наших дней, кроме фрагмента Николы Можайского на восточном фасаде в нише.

Утраченные архитектурные памятники Свияжска.
Рождественский собор первоначально деревянный, возведен одновременно с крепостными укреплениями в 1551 году. Во второй половине XVI века - на месте деревянного - псковскими мастерами выстроен каменный однокупольный четырехстолпный храм.
Постепенно Рождественский собор менял свой первоначальный облик, достраивался и расширялся. Так, в 1849 году с севера и с юга были пристроены, соответственно, Введенский и Петропавловский приделы. Размеры основания собора к этому времени составили 11 на 13 сажен.
Разрушен в 1928 году.
Никольская приходская церковь (1734 г.)
В начале XVIII в. на месте деревянной церкви поставили каменный храм Николы Чудотворца. Здесь хранился деревянный образ Николы Можайского, привезенный из Москвы стрельцами. В 1826 году храм существенно обновляется на средства графа П.И.Апраксина и вновь освящается в 1831 году.
Разрушен в конце 20-х годов XX века.
Софийская (Тихвинская) церковь (1735 г.)
На месте обветшавшего деревянного храма в 1735 году возводится каменный. К началу XX века церковь имела колокольню и два придела: Тихвинский и Крестовоздвиженский (построен в 1889 г.). Под колокольней находился храм святителя Алексея, митрополита Московского.
Разрушена в конце 20-х годов XX века.
Благовещенская приходская церковь (1755 г.)
Выстроена в 1755 году в модном тогда стиле барокко. Позднее появляются приделы Василия Великого (в 1763 г.) и Николы Чудотворца (в 1785 г.).
Разрушена в конце 20-х годов XX века.
Братский корпус и церковь св.Германа (XVIII в.)
Постройка XVIII века на территории Успенского мужского монастыря. В начале XX столетия церковь была разобрана. Разрушены также два парадных крыльца братского корпуса.
Надвратная церковь Вознесения (нач. XVIII в.)
  Располагалась над воротами Успенского монастыря. Построена в начале XVIII века на месте деревянной Борисоглебской церкви, которая была разобрана за ветхостью. Размеры строения невелики: в плане 14,5 на 10,75 аршин. Купол был покрыт черепицей и увенчан железным крестом без позолоты; имелся одноярусный иконостас.
Разрушена в XX веке.
Когда-то в Свияжске было множество церквей, и лес колоколен и главок мог производить незабываемое впечатление на проплывающих по Волге — возможно, так должны были выглядеть русские города из былин… Но нет. В советское время все приходские церкви Свияжска были уничтожены, и существовал даже проект установки в городе памятника Иуде Искариоту (идея принадлежала Троцкому), так и не осуществленный. Единственная уцелевшая церковь — Константина и Елены, построенная в конце XVI века и перестроенная в XVIII веке (Болотная улица, видна от пристани справа). Так же можно увидеть руины Никольской (1734 год, Никольская улица), Благовещенской (1755 год, около пристани), Тихвинской (1735 год, к югу от Александровской улицы) церквей и собора Рождества Богородицы (1567 год) на центральной площади — одного из немногих храмов XVI века, подвергшихся разрушению. Сложно даже представить, насколько бы выразительнее смотрелся силуэт "Города на острове", если бы все эти церкви стояли там и по сей день.
В 1898-1906 годах, при игуменье Апфии, на территории монастыря был построен новый каменный храм – собор Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Храм был теплым, с двумя приделами. В 1914 году были расписаны стены собора. Вокруг храма руками заботливых монахинь разбит великолепный цветник.
Возрождение Свияжска.
Города с тысячелетней историей - большое богатство нашей республики. История - это, прежде всего память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни. Как же мы можем узнать о том, как жили наши далекие предки? К сожалению, до нас дошло очень мало источников, в огне горели многие исторические книги, повествующие о важнейших событиях тех лет, но что-то все-таки дошло до наших дней. Это записки путешественников, летописи, работы ученых и т.д. В Свияжске много исторических памятников, хранящих память о минувшем... К сожалению, не все постройки сохранились.
Сейчас идет работа по возрождению памятников Свияжска. Наш первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев так сказал в своем выступлении:
«Это тоже наша история. История, которая коснулась наших предков. Но как бы ни было, из поколения в поколения мы можем передавать только добро. Зло должно оставаться там, где оно было совершено. Мы еще раз докажем, что у нас терпеливый, умный и добрый народ».


Рецензии
Душевное спасибо за Ваш труд, Станислав!!!

Александр Зрячкин   12.08.2014 11:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.