Под затухающим закатом
Туман на поле задремал.
Плат ночи явно слишком мал
Луны серебряным заплатам...
И льётся свет с высот на землю,
Полынный запах тормоша...
И откровеньям неба внемлет
Моя открытая душа.
Овражий хмель вокруг берёзки
Дурманом растревожил дно.
Когда на ветке созданО
Гнездо пичужкою неброской?
И ночь прикрыла угомоном
Птенцов-малюток голоса...
Лишь чудится, что в мире сонном
Хрусталь рассыпала роса.
Дорожкой лунной поделилась
С мечтами матушка-река.
И, кажется: луна близка...
И, серебрясь, дарует милость...
Безумный день скопил усталость
Держать секреты в тайне глаз...
И сердцу, так уж оказалось,
Как прежде, разум не указ...
Тропинка радует отвагой,
Бредя неведомо куда.
Коснулась холодом вода
Корней берёзки над оврагом.
Я не уйду в края иные,
Здесь и погост, и храм, и дом...
И даже тропочки лесные
С родимым связаны гнездом.
09.08.2014
Краткий анализ стихотворения
Тема:
созерцание вечерне;ночной природы и размышление о связи человека с родным краем. Лирический герой погружается в атмосферу тихого вечера, наблюдает за природными образами и приходит к осознанию неразрывной связи с родной землёй.
Основная мысль (идея):
красота и тишина природы пробуждают в душе глубокие переживания и укрепляют чувство родины; внутренний мир человека резонирует с природным, а родной край — это не просто место, а духовная опора («здесь и погост, и храм, и дом…», «с родимым связаны гнездом»).
Композиция:
стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк в каждой).
1;я строфа — закат, туман, луна, свет и запахи: создание атмосферы умиротворения и таинственности.
2;я строфа — ночные образы (хмель, гнездо, птенцы, роса): углубление в тишину и сон природы.
3;я строфа — лунная река, усталость дня, власть сердца над разумом: переход к внутренним переживаниям.
4;я строфа — тропинка, вода, корни берёз, утверждение связи с родиной: итоговый акцент на привязанности к родному краю.
Связь предложений:
лексические повторы («луна», «ночь»);
местоимения и указатели («здесь», «это»);
синтаксический параллелизм и анафора (повтор «И…» в начале строк);
семантические поля природы (туман, роса, река, берёзка и др.).
Тип речи:
сочетание описания (пейзаж) и рассуждения (размышления о родине и внутреннем состоянии).
Стиль речи:
художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской и образностью.
Средства выразительности:
эпитеты: «затухающий закат», «серебряные заплаты», «мир сонный», «безумный день»;
метафоры: «туман на поле задремал», «плат ночи… мал», «дорожкой лунной поделилась матушка;река», «хрустальная роса»;
олицетворения: «ночь прикрыла угомоном», «тропинка радует отвагой»;
сравнения и уподобления: «как прежде, разум не указ»;
перифраз: «матушка;река» (о реке);
инверсия: «Плат ночи явно слишком мал / Луны серебряным заплатам…»;
анафора: повторяющееся «И…» в начале строк усиливает напевность и плавность;
архаизмы/поэтизмы: «внемлет», «угомон», «пичужка» — придают тексту лирическую возвышенность;
ассонанс и аллитерация (звуковая палитра «л», «р», «с» создаёт ощущение тишины, шелеста, света).
Итог:
Стихотворение передаёт тихое созерцание природы в сумерках и ночную умиротворённость, через которые лирический герой осознаёт глубокую связь с родным краем. Образная система, синтаксические приёмы и звукопись работают на создание атмосферы покоя и внутренней гармонии.
Свидетельство о публикации №114080909540