Натиск на Восток

Мы только чуть-чуть подзабыли,
Еще не успев позабыть, -
Ведь деды-то нам говорили
О том, что пришлось пережить.

И все же рвались подружиться,
Такие наивные – страх.
Тебе мы нужны, заграница,
Холопами или в гробах.

Давно начиналось все это,
Приказ был когда еще дан, -
Крестовый поход на венетов,
Всеобщий поход на славян.

Нет в мире иного закона, -
Лишь сила играет в нем роль.
Когда погибала Аркона, -
Смеялся, любуясь, король.

Такие давнишние были
Теперь-то и вовсе смешны.
И мы бы, возможно, забыли,
Прожив хоть лет сто без войны.

Военный прибой разбивался
Опять и опять о порог.
На свастику крыж поменялся,
Но клич был один – на Восток.

Отброшены новые маски,
И новый затеян грабеж.
И ожили страшные сказки,
Где каждое слово – не ложь.

На службе у силы законы,
Как думать иное могли.
И снова пылают Арконы.
И смотрят, смеясь, короли.

06.08.2014
***
«Итак, король напал на Ругию (руян) с большим количеством воинов и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. …  12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота… Аркона была обречена. Некоторые жители, видя свою обреченность, бросались в пламя, не желая быть рабами.

А король приказал вынести кресло на место обозрения и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал…»  Из старонемецких хроник.

Аркона - просуществовавший до 1168 года город полабских славян, важный культовый центр, находившийся на острове Руян (ныне остров Рюген, Германия; в русских былинах – остров Буян). По одной из версий название «Аркона» означает «на конце» (древнеславянское «уркан), – священный город был построен на скалистом северном мысе. Немецкое название Арконы  – Яромарсбург. Аркона погибла в ходе военной экспансии германских племен в земли славянского Полабья.

Полабские славяне были побеждены, частично уничтожены, частично изгнаны с их земель. Хроника: «И ушли славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли саксы и поселились здесь».            

«Drang nach Osten» - «Натиск на Восток». Это всем известное клише появилось в немецких нацистских кругах и приобрело известность в XIX веке, причем в нем нашел законченное выражение и обоснование процесс миграции немецких племен в восточном направлении, – как было сказано позднее, но понятно с самого начала, в целях необходимого расширения «жизненного пространства».

Все началось в XII веке с переселения немцев (путем военной экспансии) из района среднего Рейна на Север и Восток Центральной Европы и далее в Восточную Европу. Полезное начинание поддержали многие западно-европейские королевства и католическая церковь.

Известны три объявленных папским престолом Крестовых похода на славян – в 1147 году против славянского Полабья, в 1232-34, 1240-42 годах против Новгорода и русских княжеств (походы под знаком креста - католический крест русские называли «крыж»).

Далее противостояние Западной Европы и Европы Восточной находило свое выражение все в новых и новых войнах, из века в век.
***

«Zeitenwende» - «Новая эра». Лозунг выдвинут в феврале 2022 года канцлером ФРГ Олафом Шольцем в знак того, что «Германия освободилась от чувства исторической вины перед Россией» за преступления нацистов.


Рецензии
Весьма интересная информация. Не более месяца назад читал сочинения Карамзина "Предания веков", это избранные главы из "Истории государства Российского." Там описывается указанное Вами время, а так же события до и после. Но эпицентр их несколько восточнее и южнее... Поэтому, наверное и лица, делающие истории звались иначе. Но у Карамзина столько исторических имён, может вскользь и были упомянуты и эти герою, не запомнились. Одолеть весь труд не сумел, но было интересно.

Про остров Рюген было интересно узнать, что когда-то был славянским, и что даже звался Буяном. На острове Рюген бывал неоднократно. Там до сих пор ж/д с русской шириной колеи, не европейской. Оттуда паромом составы идут (или шли) в страны бывшего СССР. Почему я это знаю, - возил туда на грузовике огромные колёса 3 м. в диаметре из Испании от фирмы "Мишелин" которые там перегружали в эти вагоны и отправляли на Украину. Для чего надо было делать такой крюк - не знаю.

Прошу прощения за болтливость, но добавлю, что не стоит удивляться агрессивной политике западных племён, были бы они тогда слабее славянских племён, экспансия была бы в другую сторону, и христиане, со смертью апостолов, перестали следовать учениям Христа (любить не только ближних, но и врагов), но с благословения своих руководителей, огнём и мечом насаждали всюду где могли христианство. Язычники, в свою очередь, хотя и принимали христианство, но сохраняли многие свои обычаи, противные "единобожию" и христиане перенимали их, или некоторые из них. В конце концов, Церковь неоднократно раскалывалась не от хорошей жизни.

Раньше думал, что три крестовых похода на восток были в страны "сарацинов", в азиатские страны, через современную Турцию и дальше, но Вы правы, наверное, там то теперь совсем мало христиан, а в восточной Европе и дальше, вся Россия до Тихого океана - подавляющее большинство.

Стих в тему, замечательный, прочувствованный...
с теплом...

Иван Безбашенный   10.09.2014 14:15     Заявить о нарушении
Иван, спасибо за отзыв и комментарий, было интересно прочитать. А то, что вы лично бывали на Рюгене, и подавно останавливает внимание.
***
"не стоит удивляться агрессивной политике западных племён, были бы они тогда слабее славянских племён, экспансия была бы в другую сторону"

Согласна, конечно, могли быть разные варианты развития событий.
Я не стала указывать этого в заметке, чтобы не раздуть ее до размеров статьи, но поражению полабских славян также способствовал тот факт, что они были во многом разобщены, и среди них порой находись те, кто выступал на стороне врагов против своих родичей-конкурентов. Тоже достаточно современный аспект проблемы, если вдуматься.
***
А Крестовых походов Римом объявлялось много, по разным поводам и в разных направлениях. Были походы против пруссов, против языческой Литвы (еще до унии с Польшей), были против Руси, уже давно христианской, но для католиков православные являлись еретиками, схизматиками.

Много позднее делались попытки отделить наследие Крестовых походов и духовно-рыцарских орденов от идеологии и деятельности нацисткой Германии, однако параллелей прослеживается очень много. Крыж перевоплотился на свастику, суть осталась.

Спасибо за внимание к моей публикации, за благоприятный отзыв. Заходите еще. Всего доброго. )))

Ирина Воропаева   10.09.2014 22:07   Заявить о нарушении
Что я ещё почерпнул от Карамзина, что мне бросилось в глаза, так это то, что во времена становления государственности, русские племена просили иноплеменников, взять бразды правления над ними на себя, вот такой нонсенс. То есть не могди найти правителей себе из своих соплеменников. Позже, правда, всё-таки, разные Святополки и Изяславы, были русскими князьями, а потом, в известной нам лучше истории России, цари с завидным постоянством брали жён себе из немок, и проч. Некоторые из них были даже царицами. Несмотря, на революцию "традиция" продолжилась, Ленин, заливший Россию кровью, купленный немцами, был не более русским, чем любая из заморских цариц, то есть ни капли русской крови, (смесь евр. удмурт, калмык и нем.) Сталин - вообще во мрак погрузил. Хрущёв с Крымом напряги создал и с другими областями, теперь аукнулось. Брежнев наверное был русским, но уйти вовремя не сумел, в 80 лет что надо старику - покоя, поэтому и застой. Хотя Горбачёв и Ельцин были русскими, но большего вреда России, чем они, как стране никто не нанёс. Раздербанили. Теперь, вроде нормальный правитель, но ещё не вечер.
Немного национализмом попахивает моя заметка, но я не являюсь таковым, просто факты, вещь упрямая.

Иван Безбашенный   11.09.2014 02:19   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван. Я внимательно прочитала ваш ответ и попробую поддержать диалог, уж как смогу. Это будет рассуждение на тему, весьма для меня интересную.
В болтливости я вас превосхожу, так что получится длинно. )))
***
«русские племена просили иноплеменников, взять бразды правления над ними на себя»
По поводу призвания варягов (норманнская теория), о котором написано у Карамзина, - это ситуация спорная и неоднозначная. Ломоносов, например, считал, что Рюрик происходил из полабских славян.
До сих пор, как это ни странно, не совсем ясно, почему Карамзин, который исправно и весьма скрупулезно опирался в своем труде на летописный материал, встал на сторону норманнской теории, - говорят, что это был правительственный заказ (Александр Павлович), но также говорят, что он пришел к таким выводам сам, вразрез с мнением Ломоносова и Татищева. Статья Карамзина "О древней и новой России" вызвала недовольство императора и при жизни историка напечатана не была - это говорит о том, что Карамзин имел собственную, независимую точку зрения на прошлое России, и характеризует его как честного человека и ученого. Однако в трактовке знаменитого эпизода с призванием варягов он, скорее всего, ошибался.

У меня есть по этому поводу небольшая статейка, я вам оставлю сноску для сведения.
http://www.proza.ru/2014/06/23/683

***
Древнерусские князья, «разные Святополки и Изяславы», были русскими в основном по именам, а не крови – правящие семьи заключали браки с иностранцами и иностранками очень часто. Южно-русские князья состояли в тесном родстве с половцами, Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе, Владимир Мономах – на английской, в результате чего его старший сын имел двойное имя - Мстислав-Гарольд, в честь деда, английского короля. При этом следует учесть, что мать самого Мономаха - константинопольская царевна.
Даниил Романович Галицкий был, вероятно, сыном венгерки; своего сына Льва он обвенчал с венгерской принцессой Констанцией, а второго сына Романа женил на австрийской герцогине Гертруде. Знаменитый герой Слова о Полку Игореве – Игорь Святославич – по бабушке половец, а по матери – новгородец. И т.д., и т.п.
Однако эти князья были русскими по своей принадлежности к русской правящей династии, по своей вере и по своему отношению к Русской земле, к русскому народу – по своим особым связям с ним. Знаменитый великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский – по матери половец (первая жена Юрия Долгорукого была половчанкой, дочерью хана Аепы), в связи с чем на вид князь Андрей - вылитый азиат (его портрет восстановлен по костям черепа), но душой и всеми поступками он был русским – он продвигал идею богоизбранности Русской земли, он возвеличил и прославил свою родину перед Западом и Востоком. Это был великий государь, признававшийся в Европе равным императорам Священной Римской империи.
***
«а потом… цари с завидным постоянством брали жён себе из немок»

Традиция династических браков с иностранцами была возобновлена в России Петром Первым. Сам он женился на латышской крестьянке, но сына женил на настоящей принцессе. Дальше брать принцесс из Германии в правящую семью стало в обычае. Почему преимущественно из Германии. Я слышала об этом мнение, которое лично мне кажется логичным. В разобщенной на небольшие герцогства Германии имелось много благородных бедных семейств, которые считали за большое счастье выдать дочь в российскую императорскую семью. Родственники получали в результате некоторые льготы, но не чрезмерные, однако для них и то был хлеб. С другой стороны, ни о каких династических притязаниях со стороны этих мелко-поместных принцев и речи идти не могло. Весьма удобно, практично, безопасно.
Екатерина Вторая, одна из таких бедных, облагодетельствованных немецких принцесс, сумела обрусеть практически на все сто и в дальнейшем всегда старалась держаться русской линии.

Вообще отношение к Романовым, наблюдаемое в последние десятилетия, не кажется мне справедливыми. Мне думается, что негативное восприятие этой династии нам навязывается извне, и вот почему – при Романовых Россия стала империей, могущественной и богатейшей страной. И этого нам на Западе простить не могут. Петр Первый разбил Карла XII Шведского и захватил половину Прибалтики. При Елизавете Петровне – победа в Семилетней войне над войсками Фридриха II Прусского. Победы времен Екатерины Второй – это и шведы, и турки, и присоединение Крыма, против чего восставала вся Западная Европа – но безуспешно. Александр Павлович – при нем был разбит Наполеон. И так далее – Крымская война, Русско-турецкая война, освобождение Балкан от турецкого владычества.
Наши западные соседи терпели такое положение вещей относительно сильнейшей восточной соседки очень долго. Ненависть Запада росла пропорционально успехам России.
***
Личность Сталина и его деятельность чрезвычайно сильно демонизирована усилиями либеральной оппозиционной про-западной общественности. Называть Сталина сатаной стало в этих кругах чем-то сродни ритуалу. Это наводит на размышления о том, не слишком ли сгущены краски. Не забудем – при Сталине была победа в ВОВ. Эту победу России (и Сталину, разумеется) не прощают – и особенно в наши дни. В последнее время американцы открыто декларируют свою ведущую и решающую роль в победе над фашизмом - Россия вроде бы и не у дел, вроде бы и не воевала четыре года, потеряв больше 20-ти млн своих граждан.
Одним словом, повторюсь, – ПОБЕДЫ НЕ ПРОЩАЮТ.
***
Мне думается, что Хрущов навредил России больше, чем Сталин, хотя его ругают меньше и не с таким упоением.
***
«Немного национализмом попахивает моя заметка»
Умеренная доза национализма вполне уместна, нельзя своих корней забывать.

В последнее время появилось мнение, или теория, что Россия = Золотая Орда. Эта теория очень нравится украинским националистам. Рабство у ордынских ханов якобы привело к полному перемешиванию династий и народов, так что Москвой на самом деле правили ханы (в буквальном смысле), а славян в России больше не осталось – только татары. Есть даже такая поговорочка: возьми любого русского, копни поглубже – и найдешь татарина. Но поговорочка не подкрепляется подлинными историческими примерами и опровергнута проведенными генетическими исследованиями. Ничего со славянскими генами у русских в России не случилось, и как были русские самым многочисленным, государство-образующим народом – так и остались, с полным правом.

Другое дело, что Россия – страна многонациональная, но тут опять –таки на первый план выступает уже не чистота крови, как в случае с представителями династий – потомков смешанных браков, - тут важно самосознание человека, отношение к своей стране, ее языку, истории, традициям и культуре. Об этом есть великолепное стихотворение, очень хорошо обо всем этом сказано:

http://www.stihi.ru/2012/11/18/11656
Константин Фролов-Крымский «Мы русские»
***
В последние десятилетия Россия, как и Украина, стала объектом широкомасштабной информационной диверсии, направленной на разрушение ее исторической памяти. Украина оказалась очень подвержена такому вмешательству извне, с Россией дело пошло не так резво, но и тут успехи налицо – очень многие охотно поверили, что существует некая историческая «правда», намеренно скрывавшаяся от россиян начиная с Карамзина и заканчивая историками советского периода. Так называемая «альтернативная история» - опаснейшая вещь.

В связи с этим еще одно. Я со всей искренностью и убежденностью считаю, что читать Карамзина и вообще историков старой школы (Сергея Соловьева особенно) - необходимо, нужно, правильно, всегда современно - их нельзя забывать, заменять и отмахиваться от их трудов, даже если их выводы уже не кажутся аксиомой.
Можно спорить относительно разных аспектов, по разным вопросам, но отбросить все наследие исторической науки разом - ужасная ошибка, практически преступление.
***
Вот как-то так – с моей точки зрения.)))
***
Всего доброго.

Ирина Воропаева   12.09.2014 22:06   Заявить о нарушении
Да - а..., Ирина, респект и уважуха.
Глубоко копаете. Весьма интересно было, и по ссылкам ходил, по обеим.
Сначала о второй, стих конечно интересный, хотел было там дать рецензию на него, но не увидел в этом смысла. Автор наслаждается сам собой, судя по выданным им рецензиям по отношению к полученным, и по ответам на рецензии, данные ему, на которые он практически не отвечает, ну будет у него 388 или 389 спасибов, на этот стих, нет никому разницы... Всё что сверху следовало читать бегло.

Он не упомянул имени Льва Толстого, который не был патриотом. Но это имя в числе первых русских. Вот тут итересная его цитата: http://proza.ru/2014/09/06/1635
Что касается другой ссылки, на Ваш труд, так это прОсто прочесть мало, Вы это понимаете, это простому обывателю может быть и не по зубам и малоинтересно.
Я упоминал было что почитывал Карамзина, да не закончил, а отложил его, из-за того, что в руки попался труд Иосифа Флавия, эта тема мне ближе, интересней, события описанные им, я сравниваю с библейскими, он, как оказалось не такой уж и бесспорный авторитет. Карамзин, с вашей подачи, тоже перестал быть непререкаемым авторитетом в области русской истории. Предваряя ваш возможный вопрос, отвечу, что я христианин и даже капли еврейской крови не имею, но большого значения этому не придаю, как, впрочем, и автор вышевскользьзадетого стиха.
Если мне будет позволено высказать своё личное мнение - я смотрю на вопрос шире. Русские мы или не русские, история наших корней, безусловно интересна, но есть более весомые ценности, более древние корни. Избранный народ был у Бога был когда-то Израиль. Всё что образовалось потом - это уже следствие, куда как интереснее найти причину от которой не так далеко и смысл всего должен быть.
Спасибо за столь содержательный диалог.
ЗЫ: На всякий случай, вдруг Вы и в этой теме продвинуты, так же как и в русской истории, чтоб не терять время ещё на одну писанину туда-сюда, итак: чтоб не быть голословным в отношении погрешностей у И. Флавия, тот утверждал, что ещё до потопа Бог назначил предел жизни человека 120 лет (в то время жили по 900 и более) а на самом деле, он назначил срок до потопа 120 лет. После потопа люди жили ещё достаточно долго, далеко за 120. Интересна Вам эта тема?

Иван Безбашенный   13.09.2014 02:02   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван.
Спасибо за обстоятельный ответ.
***
Что касается 388 рецензий на стих Крымского – так это только вершина горы. Его стихотворение за последние полтора месяца так широко разлетелось по сети, что рецензий должно быть несколько тысяч по меньшей мере. Люди нашли в его строчках то, что сейчас близко многим. А его ответы… Представьте себе, что на вас вдруг свалилась слава и вам надо быстро отреагировать хотя бы на пару-тройку сотен одинаковых восторженных реплик. Все будет и одинаково, и не очень умно, наверное.
Я на этот стих наткнулась совсем на другом сайте и тоже решила, как и большинство рецензентов, что это ответ Орлуше с Ахеджаковой и иже с ними, а оказывается, написан он был раньше, еще до Боинга и турне Макаревича в разгромленный Славянск.
***
Что касаемо «Льва Толстого, который не был патриотом».

Мне кажется, Толстой-писатель и Толстой- мыслитель как-то противоречили друг другу. Да и сам по себе он был личностью противоречивой и не самой приятной, так что бог ему судья, как говорится.

В одном месте он пишет, что «патриотизм есть рабство», но это при условии использовании патриотических настроений властями, а в другом говорит о совести, как о характерной черте русского человека, о неприятии русскими несправедливости, причем уточняет, что либералы и плюралисты не русские по духу, поскольку заявляют, что «у каждого своя правда». А если несправедливость творится в отношении родины? Успокоиться ведь не выйдет, и власти получат свой шанс. Замкнутый круг. Остается стать плюралистом или выпрыгнуть в окошко. Или читать «Войну и мир», даже не открывая те страницы, где идут философские рассуждения, что обычно все и делают. И я именно так и поступаю – очень люблю «Войну и мир» и не читаю толстовскую философию.

***
«Карамзин, с вашей подачи, тоже перестал быть непререкаемым авторитетом в области русской истории.»

Ну, не надо так вдруг разочаровываться. )))
Летописями Карамзин и его команда пользовались исправно, просто выводы могут быть неоднозначными. Карамзин – уже сам по себе давно история, так что от него вдруг не отмахнешься. Уверена, что внимать ему в любом случае куда полезнее, чем, скажем, Фоменко с Носовским.
***
«русские мы или не русские, но есть более весомые ценности, более древние корни»
Говорят, что все так и было, как в Библии сказано – народ был един, с единым языком и культурой, а потом сбились люди с пути – и вот вам Вавилонское столпотворение вместе со всеми вытекающими. В языках всех народов остались корни общего пра-языка, а в народных сказках – отголоски смутных воспоминаний об очень-очень давних временах.
Конечно, покопаться у истоков – дело очень интересное.
***
«Бог назначил предел жизни человека 120 лет (в то время жили по 900 и более)»

Даже 120 лет кажутся если не вечностью, то пределом мечтаний – человек живет слишком мало и уже после 50-ти лет теряет больше половины здоровья и сил.
Один скептик высказался в том смысле, что люди и до потопа жили столько же, сколько сейчас, просто земля вращалась быстрее. Таким образом он, наверное, хотел себя утешить.

А мне в эту бездну заглядывать как-то жутковато.
***
Меня какое-то время не будет в сети, не хочу отвлекаться. Я наконец взялась за свои старые черновики, собираюсь скомпоновать цикл заметок, посвященных Пскову, - я испытываю к этому городу какие-то особенные чувства, хотя вся моя жизнь связана с Москвой.
*
Всего доброго. )))

Ирина Воропаева   19.09.2014 18:51   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина.
Как появитесь в сети снова, загляните сюда: http://www.stihi.ru/2013/05/18/6661 это стих Алексея Шмелёва, такой простой, такой гениальный... по обсуждаемой теме.
А скептики не правы (о продолжительности жизни 900 лет) Земля не вращалась быстрее. Смотрел когда-то сериал о скрипке Страдивари, в советские времена ещё, с Шакуровым в главной роли. Там ещё времена те и наши переплетены, помните наверно, так вот там режиссёр вложил в уста Парацельсуса (?) слова насчёт такой продолжительности жизни, что раньше годы считали как месяцы, по луне. То есть в 12 раз меньше получается, 900 лет у них равнялось примерно 80-ти годам. Но если Библию почитать дальше, всего одну главу, там написано что рожали в 130 лет, но это ещё можно допустить, в одиннадцатилетнем возрасте, но дальше и в 65 лет и даже в тридцать! Как это узнал я сам, мне противен стал этот фильм. Это характерно для нашего общества, судят, не выслушав обе стороны и "обвинения и защиты". Взять на себя труд чуть-чуть копнуть глубже, чтобы не выглядеть дураком...
Притчи 18:13: ... Если кто-то отвечает не выслушав, с его стороны это глупо, и это унизительно...

Иван Безбашенный   20.09.2014 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.