Календарь поэзии. 07 августа
Константин Константинович Случевский — русский писатель и поэт. Поэмы, лирические стихи (некоторые из них исполнены трагических и религиозно-мистических мотивов). Повести, рассказы, путевые очерки, переводы.
Константин Константинович Случевский родился 7 августа (26 июля по старому стилю) 1837 года, в Петербурге. Родом из дворян Черниговской губернии. Его отец — Константин Афанасьевич Случевский 2-й (1793—1856) был полковником, Санкт-Петербургским полицмейстер, затем тайным советником, вице-директором Департамента внешней торговли Министерства финансов. Своё воспитание Костя получил в Первом кадетском корпусе, из которого в 1855 году по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк. Позже он перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его Императорского Величества батальон, и прослужил в нём около двух лет. Затем поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставил военную службу и отправился за границу.
Дальнейшее обучение в течении нескольких лет Константин Константинович продолжил в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 году получил степень доктора философии. В Сорбонне изучал философию и естественные науки.
Вернулся в Россию и служил в Министерстве внутренних дел и государственных имуществ, в котором прослужил около семнадцати лет чиновником особых поручений. С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник». Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера.
Печатался с 1857 года. В цикле статей «Явления русской жизни под критикою эстетики» (в. 1 — 3, 1866 — 1867) резко полемизировал с идеями революционный демократов. Занимал высокие государственные должности, редактировал «Правительственный вестник» (1891 — 1902). Опубликовал роман «От поцелуя к поцелую» (1872), несколько книг стихов (последняя — «Песни из «Уголка»», 1902), повести, рассказы, поэмы, географо-этнографический труд «По северу России» (т. 1 — 3, 1888).
В «Общезанимательном вестнике» публиковал свои стихи и переводы из французских писателя-романтика Виктора Гюго, поэта Огюста Барбье и английского поэта-романтика Джорджа Ноэла Гордона Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание общественности. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Иван Сергеевич Тургенев и Аполлон Александрович Григорьев, они привели в восторг.
К числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превознёс талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у К. Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.
Гонение «Искры» болезненно подействовало на Константина и он исчез со страниц журналов и только в 1866 году выпустил 3 полемические брошюры против теорий Николая Гавриловича Чернышевского и Дмитрия Ивановича Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866—1867).
Стихотворения поэт начал снова писать только в 1878 году, когда выпустил особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой присутствуют красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он начал деятельно печататься в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и другие, которые были собраны в четырех книжках (Санкт-Петербург, 1881—1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных Адольфом Фёдоровичем Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).
Творчество Константина Случевского противоречиво: острое неприятие действительности сочетается с убеждением в невозможности изменить её, напряжённая эмоциональность и психологическая глубина — с жёлчным резонерством, внимание к общественным проблемам — с мистическими настроениями. Был одним из предшественников русского модернизма. В некоторых своих стихах он напоминал Федора Ивановича Тютчева.
Поэт совершил несколько поездок по России в свите великого князя Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Императорского высочества великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).
Для сцены Константин Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с Виктором Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Так же напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890—1892), брошюры «Историческое значение святого Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.
***
В Киеве ночью.
Спит пращур городов! А я с горы высокой
Смотрю на очерки блестящих куполов,
Стремящихся к звездам над уровнем домов,
Под сенью темною, лазурной и стоокой.
И Днепр уносится... Его не слышу я,-
За далью не шумит блестящая струя.
О нет! Не месяц здесь живой красе причина!
Когда бы волю дать серебряным лучам
Скользить в безбрежности по темным небесам,
Ты не явилась бы, чудесная картина,
И разбежались бы безмолвные лучи,
Чтоб сгинуть, потонуть в неведомой ночи.
Но там, где им в пути на землю пасть случилось,
Чтобы светить на то, что в тягостной борьбе,
Так или иначе, наперекор судьбе,
Бог ведает зачем, составилось, сложилось,-
Иное тем лучам значение иметь:
В них мысль затеплилась! Ей пламенем гореть!
Суть в созданном людьми, их тяжкими трудами,
В каменьях, не в лучах, играющих на них,
Суть в исчезаньи сил, когда-то столь живых,
Сил, возникающих и гибнущих волнами,-
А кроткий месяц тут, конечно, ни при чем
С его бессмысленным серебряным лучом.
***
Возьмите все - не пожалею!
Но одного не дам я взять -
Того, как счастлив был я с нею,
Начав любить, начав страдать!
Любви роскошные страницы -
Их дважды в жизни не прочесть,
Как стае странствующей птицы
На то же взморье не присесть.
Другие волны, нарождаясь,
Дадут отлив других теней,
И будет солнце, опускаясь,
На целый длинный год старей.
А птицам в сроки перелетов
Придется убыль понести,
Убавить путников со счетов
И растерять их по пути...
***
Дикий цветок, ты меня полюбила
И в беззастенчивой страсти твоей
Светом горячей любви окаймила
Скорбные пустоши старческих дней!
Дикий цветок, я тогда не заметил,
Как эта страсть родилась, как цвела;
Видно, слепым был, не в пору ответил
Вижу теперь, как она убыла...
Ты говоришь мне: «О, как я любила!
Как я любила... нет, ты бы не мог...»
Правда твоя! ты мне очи открыла...
Не осыпайся, мой дикий цветок!
Свидетельство о публикации №114080702114
Сил, возникающих и гибнущих волнами,-
...
... шелестят. Поэзии.. страницы..
(пить-и-пить...!!
Из...
Блгостной! Криницы...
:) Благодарю..
Катерина Крыжановская 07.08.2014 09:56 Заявить о нарушении