Оценка панторима

Душелюбный. Панторим. (Урий Зорин) http://www.stihi.ru/2012/08/31/7334

 Душа не говорит – она поёт.
 У песни той без слов хозяин вещий,
 Внушает панторим – обманный ход.
 Чудесны от бесовской связи вещи.

 Чуть стих отметив наш, искусный дух
 Вселяет в сердце жар потусторонний.
 Учти поэт, принявший чувств недуг –
 Земля, стерев скрижаль твою, схоронит,

 Круша негабарит надежд на власть,
 Высвобождая тонны славных песен...
 Ввысь обращая стон и хлам словесный,
 Душа не говорит, но держит связь.
 _________________________________
 Панторим – стихотворение или часть стихотворения, в котором
 все (или почти все) слова (стопы) рифмуются между собой.
 Скрижаль – камень, плита, таблица с надписью.
 У древних народов было принято высекать заповеди на камне.
                (Примечания Урия Зорина)


Итак, панторим.
Чем больше рифм, тем лучше? Вряд ли.
Ну, может быть, в качестве упражнения или развлечения это и неплохо. 
Но художественная ценность такого рода текстов очень сомнительна, на мой взгляд.
И критику приходится в основном говорить о том, насколько формальные цели, поставленные и достигнутые автором, деформируют содержание и смысл стихов. Этим я и намерен заняться, оставляя оценку технических совершенств знатокам и любителям.

Попробую воспользоваться  для оценки содержательности, понятности, логичности и т.п. школьной
пятибальной системой.

Пронумеруем строчки стихтворения и поехали!

 1. Душа не говорит – она поёт.   

 - примерно понятно о чём, и даже интересно. Пусть будет 5 баллов 
 
  2. У песни той без слов хозяин вещий,

- в принципе, понять можно, но приходиться "кумекать" что или кто тут "без слов".
и звучит "той без слов" не очень. Допустим, 4 балла.

 3. Внушает панторим – обманный ход.

- Начинаются непонятки: кому внушает, почему внушает, почему обманный. Ставим 3 балла.

 
 4. Чудесны от бесовской связи вещи.

Не только не понятно, почему "чудесны", но и словосочетание "от бесовской связи" какое-то неуклюжее. Пусть тоже будет 3 балла.


  5.Чуть стих отметив наш, искусный дух

- не понятно, что за странность такая "искусный дух", откуда он взялся, и почему  и чем отмечает он "наш стих" - за это только 2 балла.

   6. Вселяет в сердце жар потусторонний.
Вроде понять можно было бы, но поскольку этим занят всё тот же страный "дух", - только 3 балла.

    7. Учти поэт, принявший чувств недуг –

- непонятно, почему чувства - это недуг, "принять недуг" - неуклюжее словосочетание. Оценим в 2 балла.


    8. Земля, стерев скрижаль твою, схоронит,

- сколько не искал, что именно земля схоронит - не нашёл. может быть запятая не там стоит? т.е. земля не только сотрёт скрижаль, но и схоронит? но это, если стереть только надпись на скрижали, а если саму скрижаль - что останется для похорон? Увы, 1 балл.
 
    9. Круша негабарит надежд на власть,

"негабарит надежд" - это просто монстр какой-то, а не образ. 1 балл.

    10. Высвобождая тонны славных песен...

"тонны песен" особенно "славных" - не менее чудовищно. и откуда они вдруг после похорон? Снова 1 балл.
 
     11. Ввысь обращая стон и хлам словесный,
 
"славные песни" - "хлам"? "ввысь обращая стон и хлам" тоже неуклюже звучит. Ну, хорошо, пусть 2 балла.


     12. Душа не говорит, но держит связь.

- столько словесного хлама и душа не говорит при этом? больше 3 баллов не могу поставить.

Подсчитывая, получаем 30 баллов за 12 строчек.
Если бы оценивали посредственное стихо и поставили за каждую строчку 3 балла, в сумме вышло бы 36.
Итоговая оценка панторима - ниже среднего.

Оценивал  Разборка.


Рецензии
При чем тут "оценка панторима"?
Можно взять какой-нибудь плохой стишок и написать статью "оценка ямба".
Этот стих - явно плох. Ряд строк - просто монструозны.
Как и стыковка их между собой.
Автор не справился с задачей написать панторим, не опускаясь слишком низко в художественности, связности и осмысленности изложения.
Следовало озаглавить:
"оценка такого-то панторима такого-то автора"
.
Ну а в общетеоретическом плане - ценность такого подхода нулевая.
Кроме вполне банальных соображений, что бесплатных пирожных не бывает, и что корявости проще всего маскировать и оправдывать в стебе.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   01.09.2014 12:12     Заявить о нарушении
Длинное название не поместилось бы)

Что касается "вполне банальных соображений" - так на то она и школа, а не творческая лаборатория, чтоб учить банальным вещам.

Но если у Вас есть материал о "теоретически значимом" подходе к оценке панторима, мы будем чрезвычайно рады, если Вы нам его предоставите. Будем расти! :)

С уважением

Школа Критики   01.09.2014 13:31   Заявить о нарушении
А ведь действительно, обилие рифм, не делает звучание более гармоничным. Скорей наоборот! Это тоже самое, что повесить сережки во всех доступных местах своего тела. Оригинально - да! Смешно -нет! Тогда что? а ничего - разминка для ума, причем для здорового ума. Читайте, завидуйте - а вот не завидно! А если и есть что, то только ощущение испорченной вещи

Рашит Потайной   01.09.2014 21:47   Заявить о нарушении
Кстати ощущение это , от того что нет чувства ритма - не у меня - а в стихо-творении

Рашит Потайной   01.09.2014 22:00   Заявить о нарушении
Вот где четко выдержан ритм:
.http://www.stihi.ru/2014/07/09/8619

Рашит Потайной   01.09.2014 22:13   Заявить о нарушении
Был бы, если бы не кривое ударение "алибИ".
Впрочем и без этого - не идеал.
И опять таки, при чем тут панторим вообще?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   01.09.2014 22:47   Заявить о нарушении
Панторим написан с умыслом, улучшить качество стиха через внешнюю форму, такова его конечная цель.Но как можно улучшить качество, если все остальное порушено. Это все равно что гнилую избушку, огородить бетонным забором

Рашит Потайной   01.09.2014 23:11   Заявить о нарушении
Я говорю не о содержании. Содержание Бог с ним. Я говорю о внешних атрибутах стиха

Рашит Потайной   01.09.2014 23:13   Заявить о нарушении
Впрочем, я только высказал свое мнение.Засим откланиваюсь, а если проще, пошел спать

Рашит Потайной   01.09.2014 23:22   Заявить о нарушении
"Но как можно улучшить качество, если все остальное порушено"
Кто бы спорил...
Но при чем тут панторим?
Данный стих - просто иллюстрация ОБЩЕГО правила, что при недостаточном ремесленном мастерстве исполнителя замах на сложную форму не оправдан.
.
На стихире полным-полно авторов, корежащих содержание из-за укладки в размер, в рифму.
Но из этого нелепо делать вывод, что соблюдение размера и нормальная рифмовка - это антихудожественно.
.
Все дело в том, что я называю "плата за технику". Перевешивает ли плюс от улучшения формы минус от ухудшения содержания?
Вопрос - в ремесленном умении автора, а вовсе не в конкретном техническом приеме.
.
А при Вашем подходе получается - не люблю Гималаи, потому что кто-то ломает на них себе шею при попытке их покорить.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   02.09.2014 19:22   Заявить о нарушении
Вы наверное сталкивались с цифровыми строчками, там где вместо буковок стоят цифры, ну так вот скажите мне, что именно там напоминает стихи - рифмы, ритм или может быть звукопись. Как только Вы ответите на этот вопрос, все встанет на свои места. Хотя я предвижу, что Вы скажете все это чепуха, точно так же как и верлибры (Ваша любимая заноза)

Рашит Потайной   02.09.2014 20:49   Заявить о нарушении
Вы не можете выражаться яснее?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   02.09.2014 23:12   Заявить о нарушении
Что именно непонятно? Хотелось бы более конкретный вопрос, а не вообще

Рашит Потайной   03.09.2014 22:10   Заявить о нарушении
Я изложил свое видение ситуации:
Повторюсь
Нарушено ОБЩЕЕ правило - исполнителю не стоит браться за то, что он может реализовать, только провалив ниже допустимой планки другие компоненты.
Хоть в поэзии, хоть в автомобилестроении.
Что тут неясного?
Вам, судя по всему, этот тезис не нравится.
Но Вы ничего внятного не говорите - что Вас тут не устраивает.
У меня тут никаких вопросов нет.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   03.09.2014 22:31   Заявить о нарушении
Ну я практически про тоже самое, с единственной поправкой, автор сознательно не претендовал на глубокое содержание, поэтому содержание учитывать не нужно

Рашит Потайной   03.09.2014 23:47   Заявить о нарушении
Как-то у нас не получается диалога, то я вышел, то Вас где-то нету

Рашит Потайной   03.09.2014 23:49   Заявить о нарушении
Рашид, критику не стоит говорить за автора, мол, сознательно не ставил себе задачи. Лучше просто заявить, что автор не справился в части художественной составляющей.
До обсуждения художественности, как я понимаю, реально дело не дойдёт, ибо это единственное, что не поддаётся анализу. Впрочем, можно сказать: какие у вас красивые глаза... особенно правый.

Урий Зорин   04.09.2014 10:10   Заявить о нарушении
Урий, меня Рашит зовут, через букву Т. Те кто это игнорирует, мне не друг!

Рашит Потайной   04.09.2014 18:07   Заявить о нарушении
Насчет красоты - не все так уж произвольно.
Нет бесспорных признаков красоты.
Но есть бесспорные признаки уродства.
Никто не назовет красивой девушку с немытой перекошенной рожей, текущими соплями, гноящимся глазом и язвами на щеках.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   04.09.2014 18:16   Заявить о нарушении
Красота - это гармония, а гармонию можно объяснить, например соответствием.
Можно иметь белые кудрявые волосы, синие глаза, тоненькие брови, маленький ротик, аккуратненький носик, а на выходе иметь - урода или наоборот
В этом панториме начало не плохое, где противопоставляется душа, молчаливо связанная с Богом, и слово или вернее кружево слов в виде панторима окруженное колдовством.То бишь там правда, а здесь ложь - бесовское
Но, борьбы не происходит, кроме как одни заявления:Учти поэт, принявший чувств недуг –
Земля, стерев скрижаль твою, схоронит,


Рашит Потайной   04.09.2014 20:11   Заявить о нарушении
Дык ясно дело, критик – это специалист по уродствам.

Урий Зорин   04.09.2014 22:15   Заявить о нарушении
Дискутировать по собственным произведениям очень сложно - могут не понять, но и не дискутировать, тоже не умно

Рашит Потайной   04.09.2014 22:23   Заявить о нарушении
Юрию
Вы совершенно правы.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   04.09.2014 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.