Смерть и жизнь во власти языка
В. Блейк:
В одном мгновеньи видеть вечность.
Огромный мир – в зерне песка.
В единой гости – бесконечность
И небо в чашечке цветка.
«Без ориентации на вечность человек не смог бы просто выжить в изменяющейся среде» - В.У. Бабушкин [1]
«Умирая рано, человек никогда не поймёт, почему так короток его век. Перед смертью не встают на точку зрения геополитики» - В.А. Труфакин [2]
«Всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного…», - доказывали К. Маркс и Ф. Энгельс [3]. Философ Н.А. Бердяев тоже: «Проблема бессмертия – основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает… Иногда, впрочем, он хочет убедить себя, что не позволяет себе думать о том, что важнее всего» [4]. «Человека делает образованным лишь его внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, перечувствование того, что узнаёт от других людей или из книг», - уточняет проблему педагог Н.А. Рубакин.
Со времён Т. Мальтуса, точнее, с 1798 года, известна закономерность возрастания численности популяции неких «бессмертных» существ в некоем фантастическом мире. Описывается численность популяции «бессмертных» дифференциальным уравнением:
ТdN(t)/dt=N(t), (1)
где Т – постоянная времени, характеризующая динамику рождаемости «бессмертных» N(t), у которых Т равно очень-очень большому числу).
Решение уравнения (1) принято называть Законом экспоненциального возрастания численности популяции «бессмертных» в некоем гипотетическом пространстве.
Мыслить о жизни точными понятиями трудно. Поэтому тысячелетиями люди обходились религиозными мифами. «В первые тысячелетия своего существования человечество не знало ничего и не умело мыслить, а потому жило чувствами, которые выражало в искусстве, а иногда было вынуждено в образах выражать даже свои мысли, потому что большинству мысли, выраженные понятиями, были непонятны» [6] . Это было давно.
«Когда люди начали умножаться на земле, и сказал Господь: пусть будут дни их сто двадцать лет», - записано в «Бытии» (6: 1-3) . Больше тоже можно: Адам прожил 930 лет, пророк Авраам – 150 лет, Иов – 140 лет.
Есть и не менее оптимистические догадки учёных: Гуфеланд (1796 г.) оценивал продолжительность жизни человека в 200 лет, И.И. Мечников – 120 -130 лет, П.П. Лазарев 150 - 180 лет, А.А. Богомолов – 125 - 150 лет, а И.В. Гёте – аж 300 лет! Математические методы современной генетики обозначили предел продолжительности жизни человека – 167 лет [7]. Так что прав Соломон: «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» [8].
«Жизнь – это процесс системной кибернетической и физико-химической саморегуляции, в основе которой залажен принцип самоорганизации… Нужно постоянно каждому из нас перед собой ставить вопрос: За счёт чего я живу сегодня?» [9].
«Для человека высшая идея постоянства – бессмертие. Только под углом зрения бессмертия возможно культурное, т.е. духовное творчество. Утрата идеи бессмертия – признак падения и смерти культуры. Такое стремление к бессмертию в культуре и выражается как устремление к совершенству. Убегая от смерти, не понимая её, человек, борясь за существование, за свою жизнь, устремлялся к вечной жизни, к бессмертию. Он жизнь не выдержал бы без мысли о вечной жизни» [10]. «Самая первичная и сокровенная потребность человека – потребность выжить, утвердить жизнь, стремиться к бессмертию» [11].
Наука выявила, что целевая устремлённость человека к «достижению бессмертия, жёстко сопрягается с сохранением оптимальных параметров в жизнедеятельности как телесной, так и духовной. Бессмертие и молодость должны быть неразрывно связаны и дополнять друг друга, ибо только в этом случае они приобретают подлинный смысл и ценность… В конечном итоге жизнь восторжествует над смертью. Так осуществится заветная мечта людей» [12].
«То, что мы в просторечии называем «жизнью», есть не что иное, как наиболее активное проявление устойчивости высших поныне достигнутых форм организации вещества. Жизнь состоит из бесконечного ряда механических и химических действий, имеющих целью обеспечить данной организации вещества успех в «борьбе за существование»… Весь смысл жизни – в действии, вся органическая эволюция совершалась и совершается для того, чтобы действия были наиболее целесообразны для сохранения достигнутых и достигаемых организационных форм вещества» [13]. Как такие действия осуществить на практике, подсказывает А.А. Ухтомский:
«Не жалейте о днях и часах идеализации жизни, которые вы пережили. Вы были тогда счастливы тою гармонию, которою была для вас действительность, благодаря именно вашей идеализации. Помните, что именно идеализация приближала вас к подлинной действительности! Жизнь, построенная на идеализации, вполне противоположна жизни, построенной на искони своего личного» [14].
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь», - напоминает Дистервег. Умейте же тренировать своё духовно-чувственное восприятие мира, т.е. умейте работать. «Работа – единственное оправдание жизни, единственный её смысл. Мысль о смерти побеждается только самогипнозом работы – всё прочее пасует» [15]. Но выход из этой казалось бы безвыходной ситуации есть: «аппарат математики может быть в настоящее время приложен практически к любой научной сфере» [16].
Литература
1. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1993. С. 32.
2. Труфакин В.А. //Советская Сибирь» от 05.01.1999.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С. 549.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 331.
5. Алексеев В.В. и др. Физическое и математическое моделирование экосистем. СПб., 1992. С. 34.
6. Шмит Ф.И. Искусство – его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919. С. 315.
7. Жирмунский А.В. и др. Критические уровни в процессах развития биологических систем. М., 1982. С. 87.
8. Книга Притчей Соломоновых. Глава 18, ст. 21.
9. Алексеев А.А. и др. Рефлексия и память в продлении жизни… М., 2002. С.39, 207.
10. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С. 117, 125.
11. Кривцун О. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений. Человек как творец и творение культуры //Журнал «Искусствознание», №1, 2004.
12. Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Книга 2. Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность. Челябинск, 1994.
13. Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л., 1925. С. 32-33.
14. Ухтомский А.А. Интуиция совести. С-Пб., 1996. С. 404, 269.
15. Быков Д. Манифест трудоголика //«Новая газета» №24 Р 24.06.2009.
16. Садовский В.Н., Юдин Э.Г. О специфике методологического подхода к исследованию систем и структур //Логика и методология науки. М., 1967.
;
Литература
1. Алексеев А.А. и др. Рефлексия и память в продлении жизни… М., 2002. С.39, 207.
2. Алексеев В.В. и др. Физическое и математическое моделирование экосистем. СПб., 1992. С. 34.
3. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1993. С. 32.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 331.
5. Быков Д. Манифест трудоголика //«Новая газета» №24 Р 24.06.2009.
6. Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Книга 2. Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность. Челябинск, 1994.
7. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С. 117, 125.
8. Жирмунский А.В. и др. Критические уровни в процессах развития биологических систем. М., 1982. С. 87.
9. Книга Притчей Соломоновых. Глава 18, ст. 21.
10. Кривцун О. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений. Человек как творец и творение культуры //Журнал «Искусствознание», №1, 2004.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С. 549.
12. Садовский В.Н., Юдин Э.Г. О специфике методологического подхода к исследованию систем и структур //Логика и методология науки. М., 1967.
13. Труфакин В.А. //Советская Сибирь» от 05.01.1999.
14. Ухтомский А.А. Интуиция совести. С-Пб., 1996. С. 404, 269.
15. Шмит Ф.И. Искусство – его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919. С. 315.
16. Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л., 1925. С. 32-33.
1970 - 01.08.2014
Свидетельство о публикации №114080103895