Свободные от ноу-хау?

Возможно ли современное медицинское образование без участия фармфирм?

Без фармацевтической индустрии здравоохранение XXI века трудно себе представить. Её достижения внедрены в повседневную жизнь медицины: научно-практическую деятельность клиницистов, фармацевтов, микробиологов, патоморфологов, молекулярных генетиков, технологов.

Мы продолжаем начатый в «Медицинской газете» №45 за 2014 год разговор об этике взаимодействия между фарминдустрией и медицинским образованием в России. Своими размышлениями на эту тему делится врач и журналист Татьяна МОХРЯКОВА.

                Три вопроса

В этом году в Казани стартовал проект «Медицинское образование без фармацевтической рекламы», о котором читатели «Медицинской газеты» узнали из статьи Лилии Гатиятуллиной «Свободные от фармфирм». В ходе реализации проекта были проведены парламентские дебаты: на обсуждение вынесен вопрос о принятии законопроекта о запрете взаимодействия между медицинскими работниками и представителями фармацевтических компаний.

У меня возникло несколько вопросов к коллегам участникам этой инициативы. Вопрос первый: как вы себе представляете подобный запрет в современном медицинском мире? Вопрос второй: возможна ли свобода медицинского образования от фармацевтической индустрии в XXI веке? Вопрос третий: что вы подразумеваете под свободой, предлагая применять запрет взаимодействия между медицинскими работниками и представителями фармацевтических компаний?

Предлагаю ответы на эти вопросы: своё видение современных процессов взаимодействия фармацевтической индустрии, научно-практического здравоохранения и медицинского образования.

                Невидимое поле деятельности

Зная не понаслышке структуру организации труда и методы работы крупных фармацевтических компаний, могу смело утверждать: их роль в образовательном процессе современного российского врача, провизора, а порой и учёного огромна и чаще всего созидательна. Мало того. Хочу сказать, что без участия фармацевтических компаний уровень образования отечественной медицинской корпорации сегодня был бы за редким исключением далёк от того, что мы имеем. Со знаком минус. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что такое фармацевтическая индустрия сегодня, как она работает и как взаимодействует с медицинским сообществом.

Внутренняя структура фармацевтических компаний, особенности работы их структурных подразделений – это прогрессивный и активный в своих исследованиях, изысканиях и открытиях мир: огромное, невидимое обычному практикующему врачу и провизору поле деятельности. Без него современная медицина не могла бы сделать такой прорыв в лечении многих болезней разной природы.

При этом практическая деятельность врача, провизора и фармацевта изучаема и хорошо известна представителям фармацевтического бизнес сообщества. В первую очередь – аналитикам, от которых зависит выход в свет новых препаратов, и маркетологам, разрабатывающим стратегию продвижения препаратов и тактику их внедрения в ежедневную практику врачей.

Аналитические отделы фармацевтических корпораций регулярно составляют детальный анализ происходящего в медицинском мире по каждой его проблеме. На основании этого анализа перед учёными НИИ и научных лабораторий фирм – производителей ставятся задачи по разработке новых молекул для изготовления актуального, перспективного и необходимого врачу препарата, позволяющего лечить то, что раньше не умели. Ставятся и цели: создать новые формы препаратов, прогрессивные конструкции для наиболее физиологичного введения лекарств в организм человека, скомбинировать наиболее востребованные при определённых заболеваниях лекарства в один препарат.

Сначала в научных лабораториях идёт кропотливая работа от формирования идеи до её реализации: создание молекулы нового лекарства. В дальнейшем разрабатывается и воплощается в жизнь технология производства нового препарата, после чего проводятся его доклинические испытания и регистрация. Всё это энергоёмкий, затратный и не быстрый процесс. Тратятся огромные деньги. Привлекаются учёные с богатым научным опытом и неординарным мышлением: аналитики, микробиологи, клинические фармакологи, клиницисты. И только при достигнутом результате – выпуске препарата на фармацевтический рынок – начинают работать представительства компаний. Их сотрудники стараются донести информацию о выпущенном препарате или аппарате, используя различные методы продвижения продукта, в том числе рекламу. Именно с деятельностью представителей фармацевтических компаний, по всей видимости, борются противники коммерциализации образовательного процесса, не рассказывая своим студентам, интернам и ординаторам, к чему может привести такой запрет.

                О взаимополезном сотрудничестве

Из статьи Л. Гатиятуллиной: «Фармацевтические компании тратят в среднем 35% от суммы продаж на рекламу, что является основной статьей их расхода, значительно превышая затраты на разработку новых лекарственных средств».

Интересно, откуда такие цифры? И не понятно, зачем обсуждать со студентами медицинских вузов затраты бизнес – структур, не зная специфику и особенности их деятельности.

Намного полезнее, на мой взгляд, познакомить студентов и врачей перед подобной дискуссией с руководителями крупных фармацевтических фирм или корпораций, которые кратко, наверняка интересно и точно опишут масштабы фарминдустрии, в которой они ведут свой бизнес-процесс. Расскажут о специфике работы научных, маркетинговых подразделений, о проводимых ими научных и маркетинговых исследованиях и некоторых их результатах (порой очень любопытных). А также о деятельности разных отделов своих компаний: юридического, отдела регистрации лекарственных средств, отдела продаж и маркетинга.

Это знакомство с процессом, выходящим за рамками классического медицинского образования, будет полезно многим нынешним студентам медицинских вузов. Ведь кто-то из них, получив диплом о высшем образовании, выберет местом работы фармацевтическую компанию.

Но ещё полезнее для будущих выпускников, конечно же, блестяще знать фармакологию.

                Что такое дженерик?

Хочу напомнить коллегам, что разработкой новых лекарственных средств занимаются далеко не все компании, работающие на отечественном фармацевтическом рынке. Многие производят дженерики – лекарства, продающиеся под международным непатентованным названием (МНН) или под патентованным, но отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.

Это, на мой взгляд, как раз то «слабое звено» в образовании медицинских кадров, которым активно пользуются производители лекарств. Именно здесь

работа кафедр мединститутов вступает в невидимый конфликт с активной деятельностью маркетинга фармфирм.

Выпускник медицинского вуза, как и каждый врач, должен знать, чем отличается МНН от брэндового названия лекарства. Не сомневаюсь, что и сегодня не каждый врач назовёт их отличия или МНН брэндового препарата.

Читатели «Медицинской газеты» наверняка знают эти отличия, но среди них – не только врачи, поэтому скажу, что дженериками после вступления в действие соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) называют лекарственные средства, на МНН которых истёк срок патентной защиты. Они так же эффективны, как оригинальные препараты, но значительно дешевле. Именно поэтому поддержка производства дженериков, их активного использования в медицинской практике, замещение ими оригинальных препаратов – одна из стратегических целей ВОЗ.

Так значит, задача преподавателей кафедр не настраивать студентов и врачей против фармацевтической индустрии, а образовывать их так, чтобы каждый врач знал и МНН, и брэндовые названия препаратов, мог бы в каждом клиническом случае объяснить свой выбор препарата, понимать отличия оригинального препарата от дженерика.

Может быть, преподавателям вузов стоит подумать об эффективном и взаимополезном сотрудничестве кафедр и научно-практических медицинских центров России с представителями фарминдустрии?

На мой взгляд, запрет на участие фармфирм в образовательном процессе не усилит, а возможно, ослабит и без того не образцово-показательные порой результаты обучения фармакологии настоящих и будущих врачей.

                Где та тонкая грань?

Написав на своих футболках лозунг «Don’t be a Pharma puppet!», что в переводе с английского – «Не будь фармацевтической марионеткой!», участники проекта хотели сказать, вероятно, что врач не должен поддаваться на используемые ухищрения фармкомпаний, используя их в продвижении препаратов: участвовать в так называемом «теневом бизнесе».

Было время, когда некоторые фирмы – производители лекарств платили врачам процент от продаж за выписку рецептов на свои препараты. Это было в годы развала СССР, когда зарплаты врача порой хватало только на проезд до работы и квартплату, и этот «пробел финансирования» медицинских работников государством фарминдустрия активно использовала.

Форма оплаты наличными деньгами врачам медицинскими представителями осуждалась и тогда врачебной корпорацией, но принималась некоторыми как способ выжить в трудное время и спастись от нищеты. Многие рассуждали так: «Государство не может платить – пусть фармфирма платит. В любом случае это лучше, чем я буду брать деньги с пациента».

Сегодня методы прямых выплат врачам в прошлом. Однако, мы не знаем, что происходит там, где активно борются с взаимодействием между медицинскими работниками и медицинскими представителями. Может быть, до сегодняшнего дня используется прямая коммерческая заинтересованность врачей в выписке определённых лекарств? Тогда это тема для разговора о нарушении закона представителями фармбизнеса и врачами, а не повод для обобщения и требования запрета полезного в мировых масштабах взаимодействия.

Кого инициаторы проекта «Медицинское образование без фармацевтической рекламы» называют марионетками?

Не исключено, что кого-то из врачей и опинион лидеров, участвующих в активном продвижении лекарственных препаратов, методично упоминая их брендовые названия в своих лекциях, настойчиво рекомендуя тот или иной брэнд для лечения пациентам. Здесь, как и в выборе врачом конкретного лекарства с брэндовым названием, очень тонка грань между искренним убеждением профессионала в эффективности и исключительности лекарства и индивидуальной коммерческой заинтересованностью человека в продвижении препарата сомнительного качества и свойств.

                Круг замыкается

Ни для кого не секрет, что успешные фармацевтические фирмы тратят часть заработанных на прибыли от продажи раскрученных лекарств в образовательные проекты. Компании, устойчиво стоящие на ногах, неуклонно развивающиеся в пространствах науки и бизнеса, регулярно организуют для врачей разных специальностей и провизоров конференции, школы, круглые столы, мероприятия в различных интересных форматах.

Почему они должны делать это абсолютно безвозмездно? Это же часть бизнеса со всеми его законами и правилами, в том числе таким: часть прибыли необходимо вложить в рекламу, отслеживая её эффективность.

Логично, что организованные фирмой N мероприятия будут сопровождаться раздачей рекламных буклетов и установкой баннеров с краткой информацией о промоутируемом ей лекарственном препарате. А лектор, также не безвозмездно приглашенный фармкомпанией, в своём докладе на заданную тему упомянет лекарство фирмы N, которое или только что вышло на рынок и может помочь в решении насущных проблем, или уже давно на рынке и после профинансированных фирмой N клинических исследованиях расширились показания к его применению.

Здесь неплохо напомнить нашему врачебному сообществу и тем, кто против взаимодействия с фармфирмами, что все крупные российские и международные конгрессы были бы невозможны без участия и активной спонсорской поддержки крупных фармацевтических компаний. Как не могли бы регулярно проходить съезды и конференции врачей всех специальностей. Как не возможно было бы участие многих наших учёных и врачей в медицинских конференциях, съездах, школах, проходящих в разных городах России и за рубежом. Ведь финансирование участников этих форумов (проезд, проживание, оплату членских взносов) чаще всего берут на себя не кафедры и департаменты здравоохранения городов и республик, а именно представительства фармацевтических компаний. Ибо и проведение конгрессов и форумов, и участие в них (с переездами и проживанием) – дорогостоящие процессы, деньги от которых более реально извлечь из прибыли от продажи высокоэффективных, современных и порой дорогостоящих препаратов. Круг замыкается.

Что имели в виду организаторы проекта «Медицинское образование без фармацевтической рекламы», говоря о свободе студента, врача, провизора учёного от фармфирм? Вероятно, возможность коллег действовать в своей профессии на основании полученных знаний и опыта, руководствуясь наставлениями учителей, разработками современных учёных, собранными в Рекомендации Минздрава России и Международные рекомендации по лечению различных заболеваний, а не на основании рекламных кампаний фармацевтических фирм. Но и эти процессы так тесно связаны между собой, что нащупать невидимую грань влияния фармацевтической индустрии на них невозможно.

Что, на мой взгляд, нужно студенту, чтобы став дипломированным специалистом, не «вестись» на рекламные трюки фармацевтических компаний, не быть «фармацевтической марионеткой»? Фундаментальные знания, понимание схем работы медицинских и фармацевтических корпораций, знание основ маркетинга, медицинских ноу-хау и внедрённых в практику технологий, мнений опинион – лидеров в своей области и в отечественном здравоохранении, искренний интерес к профессии, широкий кругозор, заинтересованность в результатах своего труда и финансовую независимость.

Итак, мои выводы. Абсолютная свобода от фармбизнеса в современном медицинском мире НЕВОЗМОЖНА. Он во многом диктует «правила игры», а точнее – направления доклинических и клинических исследований, разработку новых молекул и медицинских технологий, схем и методов лечения, участвует в образовательных процессах медицинского сообщества и организует научно-практические форумы для врачей и провизоров.

Истинный учёный и внутренне свободный в своих решениях врач никогда не скажет «нет» фармкомпаниям, так как он отчасти вовлечён в большой созидательный процесс создания новых лекарств, при помощи которых помогает людям справиться с болезнями разной степени тяжести.

Односторонний подход к проблеме участия фармбизнеса в образовательных процессах медицинского сообщества с желанием запретить его не полезен и фарминдустрии, и научно-практическому медицинскому сообществу, а больше всего – нынешним студентам: будущим врачам, провизорам и организаторам здравоохранения. Потому что от них зависит прогресс отечественного, а может, и мирового здравоохранения дня завтрашнего.

Опубликовано в "Медицинской газете" №55 за 30 июля 2014 года стр. 10
www.mgzt.ru


Рецензии