***

Политическая Россия. Николай ЗАБОЛОЦКИЙ..Стихотворения. М. , Советская Россия, 1985
  Автор вступительной статьи И.И.РОСТОВЦЕВА

                ВЫДЕРЖКИ
  !...Николай ЗАБОЛОЦКИЙ из тех поэтов ХХ века (он родился 7 мая 1903 года под Казанью), путь которого к сегодняшнему признанию не был лёгким, как и не был случайным. Начав блестящий мастер – эксперимент, отдав в  20-х годах дань  так называемому левому искусству, отстраненному изображению действительности, он сумел в процессе пути отказаться от « жестоких» соблазнов и сделать воистину исторический выбор гуманистических и демократических ценностей искусства  русской классики её традиций, освящённых любовьью к человеку, природе, душе.
    Этот выбор был осложнён тем, что , осуществляясь в трудных условиях трагических перепадов личных судеб. В 1939 году  ЗАБОЛОЦКИЙ разделил участь  безвинно пострадавших, и лишб через 8 лет смог вернуться к творческой работе: отсюда молчание, и потеря интереса к читателям, и непонимание критики. ..»
    «… в записи, сделанной незадолго до смерти( ЗАБОЛОЦКИЙ умер 14 октября 1958 года в Москве)) :… Литература должна служить народу, это верно, но писатель должен придти  к этой мысли сам,  и при этом каждый своим путём, преодолев  на опыте собственной ошибки  и  заблуждений…»
     О ЗАБОЛОЦКОМ : «… Поэта, работавшего в союзе  с просвещением, наукой, разумом ЦИОЛКОВСКОГО  с одной стороны, и интуицией, чувством, признаниями с другой…»
    «…Да, многое в опыте этого художника  представляется  нам ценным и  поучительным,  и всё же, если говорить о самом значительном и сокровенном в нём – то это опыт, воссоздающий философский  характер  отношений человека с природой…!
  «… И сегодня становится всё очевиднее, что он соединил ХХ век  с той его чудесной ветвью, что представлена именами ГЁТЕ, ЛОМОНОСОВА, БАРАТЫНСКОГО, ТЮТЧЕВА в мировой философской поэзии, и связана по преимуществу с познанием мира природы…!
2» …В познании мира ЗАБОЛОЦКИМ много  от самоотверженности, и мужества, честности и красоты…»
!.. Взгляд ЗАБОЛОЦКОГО. Художника и гуманиста,  различал в этом мире страдания природы, и животных, , но, с другой стороны, он увидел и односторонность  человека, забывшего о своём родстве с природой, о том, что  он, человек, в цепи долгого эволюционного развития  природы – её лучшая разумная часть. …»
«…. ЗАБОЛОЦКИЙ писал:» О необходимости внесения Разума в природу , в преобразовании её трудом , делом рук человеческих. Е го художественная мысль  искала сокровенных связей человека и природы…!
«  … Эмоции, чувства, переживания  становятся всё более необходимыми ЗАБОЛОЦКОМУ в постижении  многообразия граней и ликов природы…
  …но и романтическая  традиция приняла  ЗАБОЛОЦКОГО, дала ему тот жанр, который отвечал его  размышлениям о  жизни, смерти, и бессмертии, - элегию…»
  «… Как сын своего времени, ЗАБОЛОЦКИЙ  , был противником дуализма, который проводил резкое непреодолимое различие между человеком и природой.» Дуализмом он назывл всякое противопоставление  духовной жизни и материальной, всякое непонимание их тождества,
Полной слитности.  В 1932 году ЗАБОЛОЦКИЙ пишет статью « Язык  Пушкина и советская  поэзия», где определяет основные требования,  которые предъявлял ПУШКИН : «1.  Язык поэта не должен следовать мгновениям моды, 2. Язык поэта должен быть точным, ясным, отделанным. Нужно писать таким образом, чтобы читатель понимал поэта именно так, как  хочет поэт, а не как-нибудь иначе, поэт должен обладать вкусом. Он считал, что считаться с чужими законами….
      !...Работа над переводом «Слова о  полку Игореве»,  стала для него  и школой мужества, и школой  дальнейшего серьезного размышления  об искусстве и собственном творчестве.  Заметим, что в дальнейшем  важное место в своей работе  переводчика ЗАБОЛОЦКИЙ уделял эпосу народной поэзии, в особенности той,  в которой с наибольшей силою выражен мотив  борьбы за национальную независимость. Так что же сказал нам о жизни ЗАБОЛОЦКИЙ : « Жизнь всюду, где есть свет, свет души. А свет  души рождается там, где  сердце человека глубоко чувствует природу, свой народ, неподдельную доброту его,  разделяя с ним радость и горе…
«… В его поэзии  происходит небывалое взаимное сближение, взаимообогащение человека и природы…»
«…. Живопись бесспорно помогла ему выработать  свой собственный пластический , образный язык, оберегая от «риторики»   и «менторства», «голой рассудочности», оказывающих, по его словам, плохую услугу  пэзии…»
«…Но и музыка была не менее нужной  ему, чем  живопись,  для выражения неизречённых сокровенных состояний человеческого сердца, к  которым  пркасался с редким целомудрием. Мысль – Муза её – вот та, по его  мнению, идеальная тройственность, ки которой стремился поэт. ..»
«….Он высказался в пользу содержательной  поэзии :»… Сердце поэзии в   её содержательности, содержательность его стихов зависит  от того,  что имееи\т автор за душой, какое его поэтическое мироощущение, и мировоззрение…»
«… Но он вряд лимог предположить , что его стихи окажут такое огромное воздействие на последующее разкитие поэзии 60-х, 70-х годов…2
«…Без ЗБОЛОЦКОГО, без серьёзной  идеи, осуществившейся в его творчестве, не было бы многих  замечательных современных поэтов….»
«…ЗАБОЛОЦКИЙ сохранил своё неповторимое лицо, необщее выражение, своё современное особое место…


Рецензии