Бродский, или Случайно выживший

«Ночной кораблик негасимый...»
               Иосиф Бродский

«Какую биографию они делают нашему рыжему!»
               Анна Ахматова

«Неужели свобода дороже страны?»
               Иван Котельников
_________________________________


И опять про поэта Иосифа... Что ж,
Никого ниоткуда уже не вернёшь.
Сдохли те, кто с мозгами косыми
Гнали Бродского прочь из России.
А ведь как завывал правоверный дурак:
«Не читал я, но знаю – наймит он и враг!»
Не впервой Колыме или Ки́жам
Выправлять биографии рыжим.

«Неужели свобода дороже страны?»
Под прицелами возле тюремной стены,
Что наводят сержантские рожи,
Я б ответил: свобода дороже.
И когда выпускают тебя из-за стен,
Но условно и, в общем-то, не насовсем,
А чтоб снова забрать чуть попозже, –
Да, конечно, свобода дороже!

Как и Осипа, взяли его по весне,
И уж тем он обязан родной стороне,
Что, объявленный космополитом,
Удостоился быть не убитым,
Но лишь сосланным, ибо карающий меч
Поднялся недозволенность в душах пресечь,
Чтоб за чтением передовицы
Не хотелось нам всяческой ниццы!

Ну а сей тунеядец, еврей и поэт
Да получит от власти терновый букет! –
И похожее что-то на это
Было с выходцем из Назарета...
Но поэту в сравнении с ним повезло,
Потому что родное советское зло
Хоть казалось тогда неминучим,
Оказалось кривым и вонючим.

Повезло – и остался Иосиф живым,
И всё лучшее русское выжило с ним,
И запело, как только на берег
Рыжий выплыл в одной из америк.
И чем думать, а кто он – изгой или тать? –
Лучше томик зелёный открыть и понять,
Что не сладить наветам крысиным
С этим рыжим – ночным, негасимым...

_______________________________


Рецензии
"Ну а сей тунеядец, еврей и поэт"

Ну, евреем-то он был не более (а быть может и менее?!) нежели Пастернак или Мандельштам.
Я это не в укор, не в упрёк, но в качестве констатации.
Его еврейство было еврейством крови, но не еврейством памяти и общности судьбы с этим народом.
Понимаете, в каком-то смысле, для меня гой Евтушенко после "Бабьего Яра" и некоторых глав "Братской ГЭС" больше еврей, нежели галахический Бродский.

"И всё лучшее русское выжило с ним,
И запело..."

Не знаю, мне кажется, что это всё русское как-то зло и аритмично пульсировало в нём, постепенно улетучиваясь, усыхая и превращаясь в космополитическое.

Кстати, не знаю как вы, а я явственно ощутил изрядную долю скепсиса и стагнации в его поздних американских виршах в целом и нарочитое дистанцирование от всего русского.

Олег Стоеросов   02.08.2017 06:45     Заявить о нарушении
Судя по фразе "Евреем-то он был не более <...> нежели Пастернак или Мандельштам", вы вопросом не владеете, поскольку Пастернак был принципиальным сторонником христианизации и ассимиляции евреев, чего нельзя сказать о Мандельштамом.

Марк Шехтман   02.08.2017 06:57   Заявить о нарушении
Это аксиоматично, но , опять же, мы видимо о разном рассуждаем.

Мне, как еврею, лестно осознавать, что великий поэт Бродский был евреем, но что касается еврейских сентенций и проч. в его стихах, то я их не вижу, в отличие скажем от среднего (условно говоря) поэта Слоуцкого, или Багрицкого.

Я не вижу, как еврейство отразилось, преломилось в его (Бродского) поэтическом сознании.

Олег Стоеросов   02.08.2017 07:15   Заявить о нарушении
Еврейство Бродского - не в тематике или стилистике его стихов, а в самой природе их автора, заявлявшего: "Я – еврей, русский поэт и американский гражданин". Советую вам почитать, как относился к своему еврейству Тувим.
А строки "Ну а сей тунеядец, еврей и поэт // Да получит от власти терновый букет" написаны от имении, так сказать, "лирического антигероя" стихотворения, что следует из интонации повествования: "Да получит...!" - и в этом сходство Бродского с Христом, заявившим "Несть ни эллина, ни иудея" и, тем не менее, бывшим в глазах толпы, призывавшей распять его, именно евреем-отступником.

Марк Шехтман   02.08.2017 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.