О стихотеории-3

Терминология
.
К сожалению даже с терминологией хватает проблем.
Многим вещам не хватает внятного определения.
Многие термины понимаются неоднозначно.
Ряд терминов - вообще практически не нужны и используются только для затуманивания мозгов.
Некоторые термины по сути представляют собой шаманские заклинания, за которыми стоит неизвестно что.
Некоторых терминов явно не хватает.
.
Терминология, как и методология стиховедения, явно нуждаются в наведении порядка.
.
Так скажем, в ситуации с "верлибрами" - проблема не только в том, что никто не знает, что это такое.
Не только в отсутствии ясности в самых основах.
Но и в отсутствии разработанности материала.
Если классические стихи - достаточно расклассифицированны и структурированны (ритмика, строфика, рифмика итд), то верлибры предстают какой-то серой совершенно аморфной массой.
Что само по себе - уже патология.
.
И это не случайность.
Гаспаровское определение - ни для чего конкретного не пригодно. И претендует на охват не только верлибров.
Определение через "не" уже чисто логически - ущербно.
Ибо ничего конкретного кроме "не" не дает.
Да даже насчет этих "не" - отнюдь нет единства мнений даже у ярых сторонников верлибров.
Содержательный подход к форме "верлибр" отсутствует.
.
Или взять ситуацию с так называемыми "дольниками".
Здесь тоже имеем целый букет терминологических и методологических проблем. Начиная с того, что существуют отнюдь не совпадающие определения того, что такое "дольник"
И опять-таки, то что есть - часто пустопорожне с содержательной стороны.
И я вполне солидарен с Квятковским, что этот термин лучше вообще не использовать.
По крайней мере, пока он не наполнен каким-то ясным и разумным содержанием.
.


Рецензии
Господа и господки стихоремесленники, вижу вас больше стало. Прям даже и не знаю шо сказать...:-| побледнеть что ли, как никак ума-то небось прибавилось?!
Но да ладно. Оставим же эти никому не нужные поздравлялки и перейдём к делу. Вы вот тут всё стихооретизируйте не на стихооретизируйтесь, а некоторые доктора-лингвисты, между прочим, практикуютси. Не стыдно? Хм, тогда нате вам информацию к размышлению, дорогие вы мои господки (о, где же ты моя богиня?! Куда потерялась вообще? Плачу...;-( Но) и господа Стихоремесленного Цеха, ловите! -- глядишь, можа и проХфессорами станете!
_______________
Г. А. Мартинович. О метре и ритме русского стиха. http://clck.ru/9NLQY {Здесь, где моё -- в рамочках}.

Известно, что основу исконного русского национального стиха, который поётся, а не декламируется и не скандируется, составляют не классические метры, определяющие размеры (силлабо-тонические стихи -- 2-х, 3-х, 4-х и т.д. стопные ямбы, хореи, дактили, анапесты и амфибрахии), а, так называемые, тонические стихи, преимущественно 3-иктные -- былины, духовные стихи, исторические песни и т.п._1 Их ритмика организуется повторением ударных слогов, количество же безударных, расположенных между ударными, относительно свободно. В качестве современных разновидностей тонического стиха называют обычный акцентный стих и дольник_2.
_____В связи со сказанным представляется совершенно закономерным, что наблюдения ряда исследователей начала ХIХ века (А. Кубарев, Н. Надеждин) над песенным русским народным творчеством привели к созданию музыкально-тактовых теорий русского НАРОДНОГО стиха, которые достаточно подробно рассмотрены М.П. Штокмаром в книге, посвящённой разработке народной поэтики, теории русского народного стиха, вопросам взаимоотношения музыкальных напевов и поэтических текстов русского фольклора и т.п._3
__________
{ _1, _2, _3... -- прим. автора относительно литературы.}
_____Музыкально-тактовая теория народного стиха в "наиболее последовательной и наукообразной форме", по мнению М.П. Штокмара, изложена в исследованиях академика Ф.Е. Корша, который считал, что "для правильного понимания всякого народного размера необходимо знание соответствующего напева... для определения ритма достаточно выяснить признаки, на основании которых можно отнести рассматриваемый текст к тому или другому типу песенного ритма"_4. По мнению Ф.Е. Корша, типичный песенный ритм представляет собою такт в четыре четверти (или 8/8)...
_____Здесь важно отметить, что, несмотря на все расхождения в определении размеров тактов, сами такты определяются различными исследователями практически одинаково: такт -- это стих, стихотворная строка, которая состоит из того или иного количества тех или иных долей: 4/4, 8/8, 3/4, 6/8 и т.д.
_____Значительно позже И. Сельвинский выделил так называемый тактовый стих (или тактовик). ... {???}
_____По нашему {???} мнению, однако, ЛЮБОЙ русский стих (от былинного до постмодернистского) может быть рассмотрен в качество той или иной разновидности ТОНИЧЕСКОГО стиха, что определяется самой природой русского языка, ... То есть ЛЮБОЙ русский стих {???} имеет совершенно определённые ритмические характеристики тонической природы -- фактически организуется на основе музыкальных метров и размеров {???}, которые задаются сверхсхемными ударными слогами (акцентами). Метр в этом случае понимается не как простая схема чередования ударных и безударных слогов в стопе, а как периодическое повторение сверхсхемных акцентов через равные промежутки времени. Любой стих только потому и есть собственно стих, что потенциально он всегда может быть прочитан под метроном. {???} И именно здесь, по нашему {???} мнению, следует искать разрешение конфликта (постоянно существующего напряжения {:-|}) между схемной (идеальной) и сверхсхемной (реальной) структурами стихотворного произведения.
_____Наглядно всё это можно представить в виде нотной записи {!!!} "музыкального ритмического рисунка" стиха. ...
_____Рассмотрим два примера.

{в продолжении...}

Рихард Мор 2   04.12.2014 17:03     Заявить о нарушении
1) Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:...
_______________А.С. Пушкин.

_____С классической точки зрения это -- четырёхстопный ямб с мужской (в первом стихе) и женской (во втором стихе) рифмами {Я4, где м/ж всё же -- окончания. Далее, хочется предупредить, во избежания недоразумения,:-D что схемки автора, я буду чертить циферками Петровича. Так удобнее и понятнее: 1 -- удар, о -- неудар. И к бабке не ходи. Плюс добавлять палочки, -- там где слова. Хм, но слова, разделённые тире, если что -- авторские.}:

|о1|о1|о1|о1|

|Не пой,|кра- са-|ви- ца,|при мне|
|о1|о1|о1|о1|о

|Ты пе-|сен Гру-|зи- и|пе- чаль-| ной:...

Однако в этом случае мы получаем, по существу, мёртвую, абстрактную схему, ничего конкретного не говорящую о реальной ритмической организации данных стихов и во многом чуждую (довольно искусственно навязанную со стороны книжниками {:-D}) естественной русской речи.
_____При изображении же ритмического рисунка с помощью нотной записи получаем:

о|1. о|1 ооо|1. ?|

Не | пой, кра-| са- ви-ца, при | мне |
о|1. о|1 ооо|1. о|

Ты | пе- сен | Гру- зи-и пе- | чаль- ной:... |

Здесь можно, очевидно, говорить о двух трёхтактных ритмических фразах. Первые такты этих фраз начинаются из-за такта, третьи представляют собой концовки фраз -- "мужские" и "женские" рифмы {Опять;-(}. В каждой из этих фраз по два основных ("полновесных") такта, имеющих (только в данном случае!) одинаковый ритмический рисунок.

2) Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,...
_______________А. Блок.

Традиционная запись:_9

|1оо|1оо|1#о|1о

| Де- вуш- ка | пе- ла в цер- | ков- # ном | хо- ре
о|1#о|1оо|1#о|1

О | всех # у- | ста- лых в чу- | жом # кра- | ю,...

{Ох,;-( если не заметили, то заметьте, как изотактично начерчена традиционная запись. Кста, значок # в_9 примечании автора это -- пауза "("ноль звука"). Да, тут уж не до шуток.:-| Нарисовать нолик и получить в ухо;-(:}

С точки зрения классического стихосложения это вообще бессмыслица. {;-(} По современным же представлениям это, так называемый, дольник (паузник), то есть один из традиционных размеров (в данном случае -- трёхстопный дактиль {???}) с пропуском отдельных слогов в некоторых стопах (здесь -- в третьей стопе первой строки и в первой и третьей стопах второй строки {А, ну понятно теперь откуда трёхстопные дактили}), рассматривающихся стиховедами (ритмоведами {даже такие есть?:-|}) в качестве пауз. ...

{Нотная запись. Тильки тут прикол, ибо чем она в данном случае отличается от традиционной я по началу и не понял...:-| Но потом!..:-D Ох, смех не грех...;-(}:

|1оо|о1о|1.о|1.о|
...
о|1.о|о1о|1.о|1.?|
...
{ДЕвушка пеЛА в церКОвном ХОре
О ВСЕх устаЛЫХ в чуЖОМ краЮ...}

... Понятно, что при рассмотрении конкретных фраз и тактов возможны индивидуальные интерпретации отдельных явлений, в связи с чем могут появиться вариантные записи одного и того же произведения. Однако в общих чертах характер его ритмического рисунка должен сохраняться_10._____Вариативность сверхсхемной акцентной структуры стихов и строк, по нашему мнению {ОПЯТЬ ЭТО НАШЕ МНЕНИЕ!} является органическим (имманентным {ПЕРЕВЕДИ;-(}) свойством поэтического текста, которое проявляется как при порождении, {ПОРОЖДЕНИЕ... блин,;-( да что же это такое?!.} так и при его восприятии. -- {прим._10 автора}

_____Таким образом, существенным для русского стихосложения являются не традиционные размеры ( классические силлабо-тонические стихи {???} + их различные модернизации -- дольники, паузники, ударники и т.п. {Ох, то "дольники (паузники)", то "дольники, паузники", то акцентные стихи, то ударники. Впрочем, достало уже. Плачу;-(} а организация стихотворных произведений на основе музыкальных метров и ритмов. {это вообще СКАЗОЧНАЯ ЕРЕСЬ!}

Ещё раз подчеркнём, что такая организация, на наш взгляд, универсальна и работает в ЛЮБЫХ СТИХАХ, а, вполне возможно, и в прозаических произведениях, но это предмет особого разговора. {А чё особого-то? Бери прозу, черти нотки и смотри, как льётся музыка, музыка, музыка...
А вообще конешно прикольно всё... оказывается два Александра писали не какими-то там ямбами и дольниками, а самыми что ни на есть, музыкальными метрами и ритмами; да так, шо даже и не подозревали как земля вздрагивала...;-(
Правда опять же, пролистав всю эту расчудесную книжицу, я так и не нашёл ответа на свой, не побоюсь этого слова, мучаЧУющий до эников вопрос: А шо энто за метры такие, блин и ритмы энтакие музыкальные, шо без названий, но могущие убрать с постаментов современности наши любимые, пусть и дрябленькие;-(, ямбы и харлеи... и Дольник, брат не даст соврать...:-|

Рихард Мор 2   04.12.2014 17:49   Заявить о нарушении
Теперь же вкратце хочу вам рассказать об одной проблемке одного ржавого шила, застрявшего в скромной заднице озорницы шиншилы. Да о тех благородных попытках вытащить его оттудочки с помощью двух потрясающих в своей вариативности как мне думается ролевых методов, один из которых, изначально уже помучан традицией, а значит не просто выдержан, а заряжен прямо таки благородством! Да, да, именно! Угадали! О мыло, мыло; другой же модернизированный, юйврапейский от дядьки Вазилино:

а) неПОЙ краСА виЦА приМНЕ
тыПЕ сенГРУ зиИ пеЧАЛЬ ной

б) не ПОЙкра САвицапри МНЕ
ты ПЕсен ГРУзиипе ЧАЛЬной...
_______________
И пару вопросиков, если можно. Вот и спасибочки, тильки шо энто за ноты там у дядьки нашего, настоящие хоть, али так, -- от балды?
И это, Тимофей Степанович, вы как несомненный знаток музыки, что скажете: для вас дядька писал, -- для бардов?

Рихард Мор 2   04.12.2014 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.