Глупость

                Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.
                Федор Михайлович Достоевский.

   Казалось бы, довольно примитивное изречение, к тому же, не очень-то искусно сказанное, но сколько же в нем глубины может открыться для того, кто способен видеть и различать, что такое глупость.
   Что же означает это изречение? Оно означает прозрение. Это все равно, что быть слепым, а потом вдруг начать видеть мир. Все изменяется для такого человека: все как бы переворачивается вверх дном. Мировоззрение, которое имеет о вещах слепой от рождения, не может быть таким же ясным, как у того, кто способен был видеть всегда. Что может знать слепой об облаках? Ничего. Что может он знать о свете солнца? Ничего. Что может знать о красоте любимой? Ничего. Все знания о вещах у него лишь приблизительные и в тоже время весьма отдаленные и весьма примитивные. Так же все это можно сказать и о людях, которые слепы разумом или имеют какие-то дефекты, подобно людям, носящим очки: у них все отображается в сознании, как в кривом зеркале.
   Говоря о прозрении, можно привести один универсальный пример. Это пример того, как женщина, наконец, расстается с мужчиной, с которым связалась по глупости, пойдя на поводу своих страстей, а не велений разума, как в той пословице: «Любовь зла, полюбишь и козла». Что же она говорит себе в итоге? «О, Господи, какой же я была дурой, что связалась с этим идиотом!!!..» Она, наконец, начинает видеть, что тот, с кем она связалась, не стоит того, чтобы с ним иметь вообще хоть какие-то отношения, ведь он действительно полный кретин. Так и в отношении познания вещей: если человек не прозреет, то так и останется смотреть на мир через розовые очки своих любимых глупостей. Ведь только мудрый человек способен действительно увидеть, как он глуп на самом деле. Дураки тем и отличаются от умных, что им это не дано. Дураки всегда воображают себя умными, ведь сравнивают себя исключительно с худшими, чем они, либо теми, которых, не понимая, считают дураками. А вот умные делают наоборот: они всегда равняются на великих, тогда-то им и открывается их несовершенство. Но что толку дураку думать: «Вот тот – жалкий червяк», если он сам не орел, а всего лишь змееныш? Что толку, что кто-то лучше, чем пьяница, вор или убийца, если он сам извращенец, лицемер или подхалим? Что толку, если ты богаче по своему трудолюбию, чем твой ленивый выпивоха-сосед, если ты при этом еще и скупец, который и копейки не потратит на действительно нуждающихся, даже родственников?
   Только действительно мудрый способен увидеть, какой он дурак, и только совершенно тупой – какой он мудрец. Вы сомневаетесь, что все дураки мнят себя умными? Присмотритесь к себе: кто из вас обращается хотя бы не к мудрейшим себя, а просто другим людям за советом, как поступать в той или иной ситуации? Кто из вас любит, когда ему дают советы? Кто обращается к другому с вопросом, искренне желая получить честный ответ, а не исключительно ищет подтверждения своей правоты? Да почти все для того к другим и обращаются, лишь бы услышать в ответ, что они правы. Не это ли признак тщеславной тупости, не это ли признак норова почти каждого из нас? Только тупица не согласится, ведь он никогда не признает себя дураком, потому, что у него не хватит ума осознать, какой он дурак. Присмотритесь вокруг: сколь много вы видите вопрошающих у мудрого советов? Или вопрошающих хотя бы у тех, кто просто достойно прожил жизнь? Или просто у стариков, повидавших многое на своем веку? Да таких почти нет, ведь каждый тупица мнит себя достаточно умным, что думает, что он в силах разобраться во всем сам. И только мудрец никогда не стыдится спросить у кого-либо совета, потому что знает, что он всего лишь человек. Но мудрый не просто спрашивает, а потом все впитывает в себя, как губка: он анализирует услышанное и стремится поступить по уму. Но присмотритесь к позорным дуракам – они все делают наоборот: вместо того, чтобы спросить совета у мудрого или, например, того, кто счастливо прожил жизнь с одной супругой, идут за советом к распутнику, который сменил штук двадцать жен и штук сто любовниц, дескать, он уже большой знаток женщин. Разве же дураку может прийти в голову, что тот никчемный советчик, раз не смог ужиться ни с одной из тех, с кем водился? Или то, что тот, кто счастливо прожил жизнь с одной – в своем деле, возможно, мудрец?
   Мудрость открывает одну неприятную вещь, собственно, как и глупость: вокруг полно идиотов. Ну глупец по своему высокомерию всех, кто на него не похож или живет не сообразно с его жалким мировоззрением, считает глупыми, а мудрость же видит людей всего лишь такими, какие они есть на самом деле.
   И вот представьте себе мир, когда смотришь на него трезво: воры крадут, грабители грабят, вымогатели вымогают, завистники завидуют, лицемеры лицемерят, льстецы льстят, извращенцы извращаются, убийцы убивают, насильники насилуют, лжецы лгут, ничтожества превозносятся, гордецы гордятся, тщедушные боятся, предатели предают, алчные обогащаются, жадные ничего не дают, продажные продаются, богоненавистники хулят, распутники распутствуют, чревоугодники обжираются, сластолюбцы ищут, что повкуснее, хамы хамят, сквернословы сквернословят, лентяи ленятся, трепачи разглагольствуют, и многое прочее, особенно, если все это начать комбинировать, ведь в нас, как правило, далеко не один порок и, например, убийцы не только убивают, но и вместе с этим лгут, завидуют, ненавидят, предают, злорадствуют и многое прочее. Трезвый, мудрый взгляд на вещи, на людей открывает неприглядную правду о человечестве: мы все больны, и наша болезнь – это тупость. Но почему же мы тупые? Да потому, что не боремся со своими болячками – пороками. Как сказал поэт:  «Коль черен сердцем старый человек, – какая польза, что он прожил век?» (Джами). Поэтому мудрый отличается от глупого тем, что борется со своей болезнью, а дурак, наоборот,  потворствует ей.
   Но это еще не все, ведь глупость не ограничивается одними лишь нашими пороками, – она сама порок. Глупость и мудрость можно сравнить с социализмом: при социализме нищих быть по определению не должно, ведь власть делает все возможное, чтобы каждый гражданин имел возможность честно заработать себе на нормальную жизнь, поэтому нищими при такой форме власти могут быть только пьяницы, наркоманы и лентяи. Так и в жизни – мы хоть и не все рождаемся с задатками гения, но все же с достаточными, чтобы приложив должные усилия быть не идиотами, но хотя бы просто обычными людьми. Но многие ли из нас прилагают хоть какие-то усилия? Конечно, нет, люди могут горы свернуть ради какой-нибудь ерунды, а ради чего-то действительно стоящего и пальцем не пошевелят. Посмотрите хотя бы на спортсменов: они годами тренируются, терпят всевозможные лишения, переносят непомерные нагрузки и все ради чего?! Ради того, чтобы им дали золотые побрякушки, миллионы ротозеев поаплодировали и на следующий же день забыли, кто они вообще такие? Да приложи они половину своих усилий на добродетель, они стали бы Святыми, а так они остаются всего лишь минутными кумирами вечных дураков.
   И так, чем же страшна глупость? Она не видит себя во плоти. Каждый болван воображает себя мудрецом, и чем он тупее, тем более мудрым себя мнит. Казалось бы, ну и пусть мнит, остальным-то что? Да как бы и ничего, но стоит с ним заиметь дело, например, по необходимости, и пиши пропало, ведь такой своею тупостью и самого спокойного и рассудительного человека доведет до белого каления, коснись им вместе что-то делать. Но это еще не все, ведь такой все сделает по своему тупому разумению, да часто так, что это будет иметь тяжкие последствия. Представьте, если дураку доверят построить дом, то что ждет его жильцов? Множество проблем с многочисленными ремонтами, а то и смерть под обломками.
   Вся проблема глупости заключается в том, что глупец рушит своими же руками свою собственную жизнь и портит жизнь другим. Глупец – это вредитель человечества, только если обычные вредители вредят другим ради собственного обогащения, то глупец по своему неведению превращает всю свою жизнь в орудие бесполезного вредительства другим и себе всего лишь ради своей же вечной погибели. Разумеющий да поймет.
                Март-июнь 2014г.
                Дарий (философ).


Рецензии