Никита Заболоцкий о своём отце

Вступительная статья Никиты ЗАБОЛОЦКОГО.

                ВЫДЕРЖКИ

  «…Преданность общему делу была характерной чертой поэта., и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления таланта в 30-х, 40-х, 50-х годах , он сумел  вписать новое весомое слово  в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик  стихотворений, и потом несколько томов поэтических переводов  классических и современных  советских и зарубежных поэтов, произведений для детей, немногочисленные статьи, заметки о литературе, письма.  И за каждой строкой встаёт  образ сдержанный,  не терпящий никакой позы, требовательный к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного,  проникновенного человека.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Избранные сочинения М. Художественная литература.1991

     А тем, кто     пристальнее вглядится  в личность ЗАБОЛОЦКОГО, и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа  мысли, преодоление страданий и сомнений,  скрытая игра сомнений и вдохновения.

   «… потом вспомнил, что  в малолетнем возрасте начал писать  стихи, а к двенадцати годам уже порядочно знал русскую литературу.  Книги так поразили  воображение мальчика,  что он твёрдо решил посвятить себя  писательскому делу…»

«…. После первого увлечения  отверг к качестве непосредственных учителей И.СЕВЕРЯНИНА, К. БАЛЬМОНТА. А. БЛОКА. С.ЕСЕНИНА. А.АХМАТОВУ, В. МАЯКОВСКОГО.  В  юности его особенно интересовали символисты.  Го привлекали их  активное личное осмысление  важнейших проявлений жизни , но отталкивало стремление  превратить активное бытие  в символ, за которым скрываются  собственные творческие опыты и фантазии…»

   «… Из старых поэтов он на всю жизнь полюбил Г ДЕРЖАВИНА , А. ПУШКИНА, Ф.ТЮТЧЕВА, Е. БАРАТЫНСКОГО, ГЁТЕ. С  большим увлечением изучал поэзию О. МАНДЕЛЬШТАМА, и особенно  В.ХЛЕБНИКОВА.  В круг  своих интересов  он включил важнейшие  проблемы времени.  В основу своей жизненной программы он возвёл принцип  самодисциплины и  самосовершенствования, которому стремился следовать всегда….!

    «….ЗАБОЛОЦКИЙ всегда придавал большое значение  смысловой нагрузке стиха… 2

  «...  В 20-х годах  проявилась другая важная особенность творческой манеры ЗАБОЛОЦКОГО – умение видеть мир глазами художника- живописца, мыслить пространственными образами. Такая особенность позволила ему  использовать опыт не только поэзии, но и живописи…!

    «…Никита ЗАБОЛОЦКИЙ пишет, что блестящий гротеск  преобладал в творчеств ЗАБОЛОЦЕОГО  1926…1928 годов. Что принесло ему известность среди любителей поэзии.  он отмечал также появление натурфилософского направления. Котороея. Начиная с 1929 года начинает определять тематику ЗАБОЛОЦКОГО….1

   «… Первая книжка ЗАБОЛОЦКОГО « Столбцы»(1929 г.) – 22 стихотворения – выделялась своей оригинальностью даже на фоне разнообразия поэтических направлений в те годы, и имела шумный успех.  Автора заметили и поддержали В.А.ГОФМАН, В.Е.КАВЕРИН,
С.Я.МАРШАК, И.Л. СТЕПАНОВ,  Н.С.ТИХОНОВ, Ю.Н. ТЫНЯНОВ,  Б.М. ЭЙХЕНБАУМ. … Его дальнейшая творческая судьба  осложнилась превратным , иногда прямо –таки враждебно – клеветническим толкованием  его произведений…»

  «...   ...ЗАБОЛОЦКИЙ отвёл свой взор  от площадей и стен города, и преклонил колени  перед растениями и животными, связанными с человеком  родственными узами , и  ждущими избавления от вековечного взаимного уничтожения  и страдания…

   « ….В   круг интересов поэта всё более входили  философские проблемы в естествознании. В начале 1932 года познакомился с работами ЦИОЛКОВСКОГО , которые произвели  неизгладимое впечатление. В письме к  учёному и великому мыслителю он писал: « Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений  глубоко волнуют  меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах Я , как мог, разрешал их…»

   «… В основе этой концепции представление о мироздании, как   единой системе, объединяющей  живые и неживые формы материи. Вечное взаимодействие и взаимопревращение разнообразных материальных форм позволяет представить себе всё сущее равно в едином составе чудного тела природы, и тогда смерть  становится неотъемлемым элементом великой жизни, и  разум человека делался общим достоянием и животных, птиц, и деревьев, и даже камней , рек и озёр. А в могучем составе этого всеобъемлющего тела поэту чудился скрытый  закон движения в сторону совершенствования мироздания и воцарения в нём  нравственности, чистоты ,и гармонии. Направляющей и организующей силой поступательного развития природы является присущее ей сознание, которое по выражению К.А.ТИМИРЯЗЕВА, « глухо тлеет в низших существах, и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека.»
Именно поэтому человек призван взять на себя заботу о преобразовании» вековечной давильни» природы, руководствуясь в своей творческой деятельности её же мудрыми законами…!

   Публикация « Торжества земледелия»вызвала новую волну травли ЗБОЛОЦКОГО. Совсем недавно войдя в литературу,  он уже оказался с клеймом поборника  формализма, исполнителем чуждой идеологии. Составленная им новая, готовая к изданию , книга стихов (1933) так и не  смогла увидеть свет. Угрожающие политические обвинения  в критических статьях и крушение надежд на сборник стихотворений  всё более убеждали поэта , что ему не дадут утвердиться  в поэзии со своим собственным  направлением. это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине  1933,934, 1935 годах.  Вот тут пригодился жизненный принцип поэта: « Надо работать и бороться за самого себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений!  Но, если в такие минуты человек поколеблется, - его песня спета. Вера и упорствотруд и честность!»….


   «… И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала начатая ещё  1927т году работа   в детской литературе.  В 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж».  Писал стихи и прозу для детей. В 1937 году вышла его книжка включающая семнадцать стихотворений….

   Перу  ЗАБОЛОЦЕОГО принадлежит лучший перевод  Слова о полку Игореве»,
Один из лучших переводов «Витязя в тигровой шкуре».
«… 19 марта 1939 года Николай Алексеевич был арестован, надолго оторван  от семьи . и свободного человеческого существования. В качестве обвинительного материала фигурировали злопыхательские критические статьи  и  клеветническая « обзорная  информация», тенденциозно исказавшая  существо и идейную направленность его творчества….»

   «… в 1944 году ЗАБОЛОЦКИЙ был восстановлен а Союзе писателей, он получил разрешение жить в столице. Несмотря на удары судьбы, он сумел  сохранить внутреннюю целостность,  и остался верным делу своей жизни. Как только позволила возможность, он вернулся к неосуществлённым литературным замыслам. …!

   «…  Заболоцкий сохранил свой голос!»

«…ЗАБОЛОЦКИЙ все более утверждается в мысли, что совокупность законов природы неизбежно направляет развитие к  торжеству высоких духовно- нравственных  принципов .Разум  природы действует во имя  торжества этических принципов.
Гармония природы представлялась поэту не только в освобождении от зла и насилия, а  шире- в свободном проявлении  тех законов. которые обуславливают  справедливость, красоту взаимную любовь, вдохновение творчества….»

   «… опасаясь, что его идеи снова будут использованы против него, ЗАБОЛОЦКИЙ зачастую сдерживал себя, и не позволял  себе перенести на бумагу всё то, что созревало в сознании   и просилось в стихотворение. За последние три года жизни (1956…1958) ЗАБОЛОЦКИЙ создал около половины  всех произведений московского цикла.   Он создал книгу, достойно продолжавшую великую традицию  русской философской лирики.

 


Рецензии