Разбор стихотворения А. Блока от L

На наш взгляд, очень полезная статья - как для авторов, так и для критиков.
Вот ссылка на страницу автора: http://stihi.ru/2009/10/28/1432

      L++
      
      А.Блок. "В ресторане"
           - как пособие
      по отмыванию штампов


         «Штампом»  я называю словосочетание, которое до вас использовалось 
      более двух раз. Генрих Гейне   был ещё строже: «Первый, кто сравнил
      женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом».
         Примеры штампов:  «райское наслаждение»,  «незабываемый вечер»,  «он
      пошёл», «она сказала».
         Недостаток штампов: они нейтральны. Читатель проглатывает их, не
      напрягаясь. Вы напишите «райское наслаждение», а читатель не увидит Рая,
      не услышит пения ангелов, не ощутит присутствия Бога… (что, кстати, и
      хорошо:  христианский Рай не предусматривает в своем ассортименте плотских
      наслаждений, более того из- за некоторых из оных, вроде бы, даже лишают
      тамошней  прописки).
         Достоинства штампов: они нейтральны.  Читателю не надо напрягаться,
      чтобы прочитать «она  пошла в кино».  Ему не надо всматриваться в её
      походку,  вслушиваться в цокот каблучков, вчувствоваться,  как «шелковые
      струи колышутся вокруг колен».  Что, кстати и хорошо – в прозе. Проза она
      длинная, и если  читателя напрягать каждой фразой, он устанет, зевнёт и
      бросит книгу.  И из-за чего? Из-за не важной для автора фразы? Из-за не
      важных для прозаика слов?
         Но в стихах  слов – мало, поэтому для поэта неважных слов быть не
      может.
         Но у штампа есть и ещё одно достоинство – его потенциал. Штамп
      использовался многими и многими. И графоманами, и гениями – и фраза
      каждого гения, даже если  и не маячит у нас в памяти, то эгрегор хранит её
      в своих запасниках и подсвечивает ею  наше подсознание. И если всё это
      активировать…
         Соответственно, есть две манеры письма.
         Одна – это  принципиальное неприятие изношенных слов, измызганных
      ритмик, затертых образов:

                Я сегодня буду играть на флейте.
                На собственном позвоночнике.

         Вторая – пытается использовать  вековечные слова, древние символы,
      классические ритмы, но – подновив их, но стерев с них пыль библиОтик, но –
      вернув им их первоначальное значение, чтобы читатель опять удивился, а
      ведь правда: женщина-то –  что цветок…
         Игорь Северянин для этого чуть обновлял сами слова, нестандартно
      применяя стандартные грамматические конструкции: «по аллее олуненной Вы
      проходите морево» или сталкивая новые слова со старыми: «И, садясь
      комфортабельно в ландолете бензиновом».
         Но можно и проще.  Проще?...  хм…
         Вот как это делал  Александр Блок.   Вот как он это сделал в
      стихотворении «В ресторане».

         Что там случилось-то? В чем сюжет?
         Из примечаний к стихотворению в «Собрании сочинений»:
         «Нелидова рассказывала (записано в 1948г. А.Г.Лебедевой): "Мы сидели за
      столиком. "Посмотри, – сказала мне belle soeure, – с тебя Блок глаз не
      спускает" (он сидел неподалёку от нас). Я отвернулась так, чтоб он не
      видел моего лица. Он послал мне бокал с вином, а в нём – красную розу. В
      этом я увидела дерзость, мне не захотелось больше оставаться там, я встала
      и вышла. Потом  я как-то была у А.М.Ремизова. К ним пришёл Блок. "А-а,
      незнакомка, – сказал он. – Отчего вы тогда ушли?" Мы познакомились. Он
      прочёл стихи: "Я сидел у окна в переполненном зале..." Мы встречались
      ещё...» 

         А теперь почитаем Блока.

                Никогда не забуду (он был, или не был,
                Этот вечер): пожаром зари
                Сожжено и раздвинуто бледное небо,
                И на жёлтой заре - фонари.

         Никогда не забуду – штамп.  То есть словосочетание, за которым давно
      уже не стоит его истинного значения, то есть  для читателя   эти три слова
      – это прочитал и пошел дальше, прочитали забыл. И Блок тормозит читателя:
      стоп! Блок делает врезку:  «(он был, или не был,/Этот вечер)».  У фразы в
      скобках несколько значений. Первое – самое простое:  сам придумал – поэт! 
      И сам же поверил в придумку – поэт…
         Но есть и другое…  Даниил  Андреев называл Блока – «вестником», Даниил
      Андреев не сомневался, что Блок в своих стихах часто  рассказывал о
      впечатлениях от своих блужданиий по мирам Шарданакара  (в основном –
      тёмным). И вот тот  вечер, вечер в  ресторане  – который он не может
      забыть, но про который не знает: был ли он...  Был ли он в нашем мире?
         Конечно, его современники не читали «Розу Мира», но что Блок давно не
      только абориген Земли, чувствовали все. И сквозняк  иномирья заставлял,
      заставляет возвращаться к «штампу», сдирает с него засохшую корку,
      заставляет верить заявленному значению:  лирический герой стихотворения 
      никогда  его не забудет.
      
         Пожар зари – штамп, но  и он преодолен, и он очищен – ему вернули
      первоначальное значение, во-первых, уточнением, что этим пожаром "сожжено
      небо", во-вторых, тем, что это вроде бы замызганное до потери образности
      выражение поставлено в перечисление с очень точным "бледным" небом и очень
      конкретными фонарями.
         А весь пейзаж: горящее реальным огнём небо, к которому прилеплены
      фонари опять  намекает, развивает тему ненашести. 

                Я сидел у окна в переполненном зале.
                Где-то пели смычки о любви.
                Я послал тебе чёрную розу в бокале
                Золотого, как небо, аи

         Сравнить что-то с цветом неба – штамп, но Блок уточняет, что цвет неба
      – золотой. "Золотой" –  это тоже штамп, но читатель, наткнувшись на
      "золотое небо" первым делом думает: НЕ БЫВАЕТ!!!  и тут же вспоминает о
      закате,  перебирает цвета от красного  до голубого и соглашается:
      да-а-а...  и сам - сам уже!- добавляет ещё один штрих к  картинке
      нездешности.
         А Блок добивается требуемого: читатель УВИДЕЛ и закат, и  аи, и чёрную
      розу.

                Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
                Взор надменный и отдал поклон.
                Обратясь к кавалеру, намеренно резко
                Ты сказала: "И этот влюблён".

         Обратите внимание на абсолютную - почти прозаическую!- разговорность,
      естественность интонации, на абсолютную психологическую точность катрена,
      на фоне которого и следующий – где штампы надо бы выметать поганой метлой…
       Так вот на фоне абсолютно ВИДИМОГО читателем реально бледного неба,
      реальной черной розы (а самом-то деле роза была – помните? – красной),
      абсолютного УЗНАВАЕМОЙ реакции красавицы на навязчивость поэта..."тоже мне
      гений!".. так вот на фоне этих реальных  реальностей  и следующие две
      строфы становятся не набором штампов,  не набором красивостей, а тоже –
      свитком сущего!

                И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
                Исступлённо запели смычки...
                Но была ты со мной всем презрением юным,
                Чуть заметным дрожаньем руки...

                Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
                Ты прошла, словно сон мой легка...
                И вздохнули духи, задремали ресницы,
                Зашептались тревожно шелка.

         Опять же обратите внимание, как психологическая ТОЧНОСТЬ : напускное
      презрение + неподделываемая дрожь пальцев поддерживает  романтическое 
      “безумие" смычков.  И как звукопись держит, скрепляет– цементирует! –
      образ:

                СЛовНо СоН мой Легка
      
                ...леХка
                И вздоХНули дуХи

                ...взДохнули Духи

         И наконец, высший пилотаж, как во времена Блока – петля Нестерова:

                И вздохнули духи, задремали ресницы

         "задремали ресницы" в любом другом контексте – это "ресницы
      опустились", а у Блока...
         Блок искал точный глагол.
         –«затрепетали» – плохо: и в размер не ложится, и слишком ожидаемый, и
      слишком "красивенький", а красивостей уже и так хватает и дальше ещё будут
      ,
         – «задрожали» – плохо:  это хоть и не слащаво-красиво,  хоть и в
      размер,  но... но и никак.
         У Блока звук перебивает смысл!   

                Ты рванулась
                Ты прошла
                вздохнули духи
                Зашептались шелка

         и в этом напоре "задремали" – стало неожиданным и ТОЧНЫМ – искомым! – 
      синонимом «задрожали/затрепетали».

                Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
                И, бросая, кричала: "Лови!.."
                А монисто бренчало, цыганка плясала
                И визжала заре о любви.
         "Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала" - это красивенький штамп, но
      Блок и его, как "пожар зари" в первой строфе сейчас же уточняет,
      развивает, заставляет работать "И, бросая, кричала: "Лови!.."
         А дальше – хватит красивостей хватит метафор,  Блок возвращается в
      реальность ресторана:

                А монисто бренчало, цыганка плясала…

         И тут же –  вспоминая нереальный мир первой строфы, соединяет всё: и
      кабак, и иномирный мир, и… и  реальную любовь.

                И визжала заре о любви.

         Помните последнее предложение из  коротеньких воспоминаний Нелидовой: 
      «Мы встречались ещё...»?

      
      L++
 


Рецензии
Дорогая L++ хочу сообщить Вам, что штампов в природе просто не существует, и не может существовать. То, что Вы называете штампом, на самом деле незаконченная мысль, или ссылка на первоначальный источник.
Примеры Ваших штампов: «райское наслаждение», «незабываемый вечер», «он пошёл», «она сказала.
..........
Давайте закончим мысль, и посмотрим, сможете Вы это назвать штампом.
1)Райское наслаждение: В раю не принято отказываться от райского наслаждения
2)Незабываемый вечер:Незабываемый вечер наедине с медведем!
3)он пошел: Когда я встал, он пошел
Ну и наконец : женщина цветок, когда-то домашний
Все дело в том, что мы выхватываем, порой чуждые нам фразы и не умея закончить мысль, заключённую в этой фразе, обрекаем её на нечто подобное штампу
Между прочим, тот кто первый сравнил женщину с цветком, Вы не поверите, но наверняка обосновал это,что действительно похожа, то есть застолбил мысль, а тот кто был второй, наверное подумал, что сойдет и так. Не сошло - L++ на посту

Рашит Потайной   18.08.2014 13:23     Заявить о нарушении
А теперь почитаем Блока.

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Никогда не забуду – штамп. А вот и не штамп. «Никогда не забуду» это мысль которую применили не по назначению, и А.Блок это понимает, понимает что все равно забудет. И поэтому добавляет фразу : может быть! Но может быть не звучит, нужно что-то другое – подобное, и рождается шедевр(он был или не был этот вечер. Во как!
"Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала" - это красивенький штамп.
Ну, какой же это штамп, это не точное выражение, или незаконченная мысль.
Почему бросала взоры, почему нельзя было просто глядеть из глуби зеркал.
А потому отвечает Блок, потому что при этом она кричала – лови! А это уже игра! Иначе говоря, Блок, закончил мысль, только и всего и умиляться тут нечему.
Итак: что же такое штамп? – это не носки, которые износились и которые нужно выбросить. Или наоборот, которые можно починить, и использовать снова.
Штамп- это вообще надуманное понятие, то что мы называем штампом, на самом деле не к месту применяемые выражения, и от этого быстро набивающего оскомину

Рашит Потайной   18.08.2014 20:17   Заявить о нарушении
Рашит, все ваши 1,2,3 - это примеры того как штамп сделать не штампом, или как я называю "раскрыть шамп".
Вы это сделали точно, как Блок:
" Никогда не забуду – штамп. То есть словосочетание, за которым давно
уже не стоит его истинного значения, то есть для читателя эти три слова
– это прочитал и пошел дальше, прочитали забыл. И Блок тормозит читателя:
стоп! Блок делает врезку: «(он был, или не был,/Этот вечер)». "

вот так и Вы "делаете врезку": Незабываемый вечер... наедине с медведем
:)

L   23.08.2014 14:23   Заявить о нарушении
..................Ты рванулась
Ты прошла
вздохнули духи
Зашептались шелка
Вот это настоящий штамп, который не успел родиться, а уже изгой. В самом деле, что значит "вздохнули духи, зашептались шелка? Я конечно могу дофантазировать, дескать, одно дело замкнутое пространство, и другое дело движение, когда запах распостраняется на большее пространство, а шелка приходят в движение. Но, большое, жирное НО. Это все мои фантазии. С какого рожна я должен додумывать за автора - это первое! Второе - почему в штампы, указанные Вами раньше, нужно делать врезку,а здесь не обязательно?! Если Вы, скажете, что это сказано впервые - я отвечу ну и что. По Вашему получается, кто первый сказал глупость - тот гений, а тот кто повторил - дурак?!
Я уверен Вы, да и многие другие, просто проглотили это - задремали глаза, вздохнули духи - только потому, что Блок вне критики. Кстати, о черной розе, почему черная? У меня есть этому свое объяснение, причем скандальное, но это уже другая история

Рашит Потайной   23.08.2014 18:36   Заявить о нарушении
"Вот это настоящий штамп, который не успел родиться, а уже изгой. В самом деле, что значит "вздохнули духи, зашептались шелка? " -
она прошла рядом - окатив бедного поэта запахом духов. А шорох шелков ему напомнил шепот. Но эти штампы преодолеваются звукописью.

"Я уверен Вы, да и многие другие, просто проглотили это - задремали глаза" -
про задремавшие ресницы у меня целый абзац в статье - перечитайте

" Кстати, о черной розе, почему черная? У меня есть этому свое объяснение, причем скандальное, но это уже другая история" -
изложите. С моей тз "черная" - для романтики и для звука: Не Забуду веЧЕР - ЧЁРная роЗа

L   23.08.2014 22:15   Заявить о нарушении
Задремали ресницы -Ваши пояснения в корне не верны. Скорее всего Блок говорит о том, что в высшие моменты экстаза, или кайфа, как хотите -человек забывает открывать глаза, ресницы как бы дремлют. Все это так, но тогда почему черная роза? Черная роза ни есть эмблема любви, скорее наоборот - нечто разрушающее, хотя сам по себе черный цвет, означает женское начало. Так что же хотел сказать Блок, поменяв красный цвет на черный, тем более что эта злополучная роза, играет центральную роль в стихотворении.
Именно после её получения, все пришло в движение. По мне так все просто! Тот кто сидел у окна, был действительно Блок . Именно он послал розу незнакомке. Но кто же был незнакомкой? Увы и Ах! Это тоже был Блок, но уже в своем женском начале, которое к тому времени, он уже действительно ненавидел, именно поэтому «черная роза»эмблема или призыв, уничтожить старое, и на этом месте водрузить новое. Однако старое сдаваться не хочет, и поэтому «незнакомка» еще долго будет преследовать поэта, в частности через зеркала…
Если говорить о реальной жизни поэта, то и там не все гладко
Всем хорошо известна история брака Александра Блока и Любочки Менделеевой. Еще в первую брачную ночь Блок объяснил супруге, что чувственная любовь - дьявольское извращение истинной, духовной любви.

Рашит Потайной   24.08.2014 03:03   Заявить о нарушении
Но поэт он, все таки великий, с этим я спорить не буду. (((((А Вы не улыбайтесь, я серьезно говорю!)))

Рашит Потайной   24.08.2014 03:10   Заявить о нарушении
Блок черную розу Блоку?
хм... я подумаю.

а черная роза как хм... "женское начало" - эта Ваша интерпретация легко просчитывалась

но сам себе... я подумаю

L   24.08.2014 16:15   Заявить о нарушении
"вздохнули духи" - гениальное словосочетание, по-моему.
если Рашит знает, кто ещё так писал, кроме Блока, пусть скажет)
"зашептались... шелка" - тоже уникально - возрази стихотворной цитатой, Рашит!
словесный штамп это ведь не банальность ситуации (женщина в шелках и аромате духов), разве нет?

и по поводу "незаконченности мысли"
попробуй-ка, Рашит, закончить вот эту "мысль":
"всё белым снегом замело"

Разборка   25.08.2014 02:33   Заявить о нарушении
Вздохнули духи - гениальное словосочетание?! Духи - это спиртовая жидкость в бутылочке, а то что в воздухе, это аромат, запах. Вот ароматом, героиня вас, может окатить, а духами...что-то я сомневаюсь. Есть люди которые говорят: Чайник вскипел" и считают это нормально
А насчет штампа:всё белым снегом замело" - легко!
И окровавленное поле
Все белым снегом занесло

Рашит Потайной   25.08.2014 04:40   Заявить о нарушении
Да, насчет зашептались шелка - это хорошо!

Рашит Потайной   25.08.2014 04:46   Заявить о нарушении
1) "окатить" , т.е. "облить сразу большим количеством чего-н.", можно как раз духами, а не запахом, поскольку запах - не жидкость, а "специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ"

2) "Духи - это спиртовая жидкость в бутылочке" - непременно "в бутылочке?"))
а если обрызгать этой жикостью платок, или волосы - она перестанет быть духами?)

3) Блок не говорит том, что его "окатили" духами.
он сказал "вздохнули духи" - вздох, дыхание духов - это и есть воздушное облако "летучих веществ" - т.е. запах, аромат

-----------------

"всё белым снегом замело" - это ЗАКОНЧЕННОЕ предложение, где местоимение "всё" означает именно всё.
в твоё варианте это местоимение означает только "всё окровавленное поле". ты не закончил мысль (ибо как можно закончить законченное?), а изменил её. в любом случае, права L++ : ты тоже "отмываешь штамп", хотя называешь это "закончить мысль"

Разборка   25.08.2014 16:01   Заявить о нарушении
"всё белым снегом замело" -Здесь штамп слово "белым" потому что снег и так белый, зачем называть белое, белым. А в моем случае, акцент стоит именно на белом, а не на каком-то сером, или как у Бондаренко - зеленом снеге.
Насчет вздохнули духи. А если мимо пройдет автослесарь, что можно сказать и вздохнул бензин

Рашит Потайной   25.08.2014 19:29   Заявить о нарушении
"зачем называть белое, белым."

оу, это интересная и большая тема!.. поэтому лучше поговорить об этом как-нибудь в другой раз и уже не под этой рецензией...

"А если мимо пройдет автослесарь, что можно сказать и вздохнул бензин"

сказать-то можно) но лучше поискать более подходящий образ))

Разборка   25.08.2014 20:10   Заявить о нарушении
"он сказал "вздохнули духи" - вздох, дыхание духов - это и есть воздушное облако "летучих веществ" - т.е. запах, аромат" -

и еще: в этом образе - он сам, жадно вздохнувший (простите за штамп) этот запах
и еще - она, прошедшая РЯДОМ... не дыша

L   26.08.2014 22:49   Заявить о нарушении
о, да!
если забыть ограниченные словарные определения и вернуться к поэзии, то...
облако ассоциаций!)

Разборка   27.08.2014 02:15   Заявить о нарушении
«Боязнь влияния, боязнь зависимости - это боязнь дикаря, но не культуры, которая вся – преемственность, вся – эхо"
.
Иосиф Бродский
.
РАЗБОРКА, когда станешь БЛОКОМ и перестанешь быть раз (два, три)боркой, тогда и можно будет ГОВорить. А так - чё зря йазычком дрочить?

Старый Парк Евгений   20.04.2015 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.