Канал Москва - Волга...

 

      14 сентября 2012 года  исполнилось 80 лет со дня организации Дмитлага — лагеря, созданного для строительства канала Москва — Волга (теперь — канал им. Москвы).

       Канал стал главным проектом второй пятилетки, а лагерь — одним из крупнейших отделений ГУЛАГа. Один из символов молодой советской страны, великая стройка была опрокинута относительно географических и моральных координат: не вверх, а вниз, под землю, в гигантскую, длиной  128 километров и глубиной до 23 метров яму.

       Не благодаря порыву и дерзновению, а с помощью «перековки» и других опробованных на Беломорканале практик принуждения, которые должны были сделать из преступников советских граждан, но учитывали, что побочным эффектом будет смерть десятков тысяч людей.

       Незадолго до начала строительства канала вышел «указ о колосках», по которому за хищение государственного имущества полагался расстрел или как минимум 10 лет лагерей. Первых «указников» массово отправляли на канал.

       В 1935 — 1936 годах в Дмитлаге было более 192 тысяч заключенных. С 14 сентября 1932-го по 31 января 1938-го в Дмитлаге умерли 22 842 человека.

       Поначалу заключенных хоронили прямо на берегах будущего канала, сразу за оградой великой стройки (строительной техники поначалу не было, землю, инструменты и тела возили конные телеги — грабарки). Но скоро вспомнили, что здесь будут водозаборы питьевой воды для Москвы, забили тревогу и специальным постановлением отвели для захоронений территории в стороне от канала.

               Строительная жертва

               ЯХРОМА, 68-Й КИЛОМЕТР

       «Головы» (башни) шлюза № 3 под городом Яхрома всегда считались одними из самых красивых на всем канале: на их верхушках установлены медные модели каравеллы Колумба «Санта-Мария». Блестящие красной медью легкие кораблики кажутся атрибутом другой, не подразумевающей ни технического прорыва, ни средневекового принуждения реальности и легко парят над бетонными башнями и подмосковными лесами.

       Во время строительства западной башни один из заключенных пошатнулся и упал в заливаемый бетоном котлован. Зная, что по инструкции бетонирование прерывать нельзя, прораб отдал приказ продолжать работу. Неизвестный зэк навсегда остался замурован в бетоне, став «строительной жертвой», — платой духам места за право строить на их земле.

                Столица империи

                ДМИТРОВ, 70-Й КИЛОМЕТР

       Дмитлаг — страна в миниатюре. В нем были свои границы, центр, столица и периферия, свое правительство, элита и простой народ, объединяющая цель (закончить строительство вовремя) и метод ее достижения (насилие). Столицей Дмитлага был Дмитров.

       Для центрального управления ОГПУ выбрало здание древнего Борисоглебского монастыря и соседней с ним семинарии.

       К 1932 году монахов из монастыря уже выгнали, и в здании был открыт музей. Через пару лет такое будет сложно даже представить, но тогда, в 1932-м, уступить чекистам помещение музейщики отказались. Имущественный спор был недолгим: дирекцию музея арестовали, его фонды выбросили на улицу перед зданием райисполкома.

       После ОГПУ монастырь заняла воинская часть, потом — различные городские конторы. В 1993-м монастырь вернули РПЦ, но бывшая семинария до сих пор принадлежит городу.

                Мяч в пустоту

                ОРЕВО, 81-Й КИЛОМЕТР

       Дальше, за Дмитровом, около деревни Орево на обоих берегах канала стоят статуи игроков в мяч. На восточном берегу трое комсомольцев высоко подняли руки с мячом. Носки по-балетному вытянуты, невидимые трико обтягивают налитые тела. Если приглядеться к скульптуре на другом берегу, видно, что трое спортсменов ответно вскинули руки, готовясь поймать этот, летящий через канал мяч.

       Когда-то здесь были пристань, паромная переправа, парадный променад с клумбами в гипсовых вазах и по-советски эротичными статуями летчиц и спортсменок.

       Теперь променад зарос травой, засыпан битым стеклом и изрисован граффити.

       Паромной переправы больше нет, ее заменяет лодочник на старой посудине. На западный берег он везет теток с грибными корзинами, оттуда — голубоватых с похмелья мужиков с пустыми авоськами. Я спрашиваю мужиков, что было здесь раньше. Они долго чешут головы и вспоминают какой-то санаторий. Лодочник скучно шлепает по воде веслами, мяч никогда не достигнет противоположного берега, статуя летчицы 80 лет подряд бессмысленно пялится в горизонт и кажется частью другой, исчезнувшей цивилизации с ее — исчезнувшими — мечтой, верой и страхом. . .


       Канал заканчивается в Дубне. Дальше — Иваньковское водохранилище, Кимры, патриархальная, сонная, не заметившая великой стройки страна.

       Вплоть до XX съезда партии каждый входящий в канал теплоход должен был проходить между огромными 15-метровыми (с постаментом — 26) гранитными монументами Ленина и Сталина, стоявшими по разные стороны канала.

       Скульптурная фигура И.В. Сталина имела высоту 15 метров и была установлена на постаменте высотой 10,5 метров, таким образом, общая высота композиции составляла 25,5 метров (30 метров от уровня воды в аванпорте канала). Те же размеры имеет и установленная напротив скульптурная фигура В.И. Ленина.
   
       Скульптор С.Д. Меркуров так говорил о запечатленном в памятнике образе: «И.В. Сталин изображен стремительно шагающим вперед твердой, уверенной поступью. Правая рука его привычным жестом заложена за борт тужурки, левая сжимает свиток Конституции. В спокойном выражении лица переданы величие и стальная воля вождя трудящихся».

                Сталина убрали в 1961-м.*

       Сначала на шею статуе набросили веревку и потянули. Памятник не упал, но лишь накренился и завис над водой. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают парящего над каналом вождя. Через неделю статую взорвали.

       По легенде, голова Сталина скатилась с плеч и упала на дно канала.

       — Ерунда, — не сводя глаз с дороги, отмахивается Сергей. — Наши водолазы ныряли, ничего не нашли. Как зачем ныряли? Так за головой…



                По материалам   www.novayagazeta.ru


       * - Скульптурная фигура И.В. Сталина и постамент, на котором она располагалась, были демонтированы в феврале 1962 года в рамках борьбы с «культом личности». Демонтаж представлял собой существенную техническую проблему, поскольку монумент был сооружен с огромным запасом прочности. Основание постамента было обколото серией направленных взрывов, однако сохранило конструктивную целостность.* *

       Была предпринята попытка повалить скульптурную фигуру гусеничными тракторами, зацепив ее металлическими тросами – однако удалось только добиться некоторого наклона фигуры, но не её падения. В итоге демонтаж был выполнен последовательной разборкой каменных конструкций. 

       Автомобильный тоннель под судоходным каналом начал протекать после того, как взорвали памятник Сталину. . .


                По материалам    Сайта   dubna.net


       ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~


       * * -  В  своё время  была даже такая байка, -   что  после серии неудачных
взрывов, - которые  НЕ  дали  желаемого результата, - был  срочно  разыскан Автор
"непокорного" монумента !  И  якобы он лично подсказал. . .   горе-ликвидаторам:
Куда  следует  заложить  заряд ? ! !  А  те,  для перестраховки. . .  положили заряд
помощнее ! ! !  -  Версия интересная и очень соблазнительная  ! . .  НО ! ! !
Всё  дело  в том, что  Сергей Дмитриевич Меркуров умер 8 июня 1952 года  ! ! ! -
Почти  на  10 лет  раньше описываемых событий. . .


           * * * * * * * * * * *


Рецензии