Виноградие белых ночей

Лит. фестиваль Петровские строки июль 2014

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, ДВИНСКОЙ БЕРЕЗНИК

В этом году ежегодный литературный фестиваль "Петровские строки" планировалось проводить в Лешуконском районе. Но добраться туда нашим писателям оказалось не по средствам. Слишком  долгая дорога соединяет Архангельск с самым отдалённым районом Архангельской области. И выбор пал на мой родной Виноградовский район, поскольку предложение провести фестиваль поступало от администрации района уже не раз. И мне давно мечталось собрать на малой родине коллег по перу, а мечтам свойственно сбываться.
Фестиваль решено было открыть 6 июля, в день празднования  85-летнего юбилея Виноградовского района, в райцентре - Двинском Березнике. И вот день настал.
 Первыми приехали я и уроженка виноградовского села Заостровье Лилия Синцова. Нас встретила Татьяна Николаевна Абрамова - зам. директора районной библиотеки, одна из организаторов фестиваля, человек удивительно светлый, лёгкий в общении и решении любых вопросов.
Выпив в библиотеке чаю, отправляемся на открытие юбилейного торжества в берёзовый парк. Там уже открылась шумная ярмарка. Сбор назначен в двенадцать часов около палатки с книгами. Один за другим подъезжают писатели из городов и весей области: из Архангельска - председатель АРО СПР Елена Николаевна Кузьмина и Любовь Геннадьевна Шаповалова, специалист по восстановлению памятников древнего зодчества; Рудольф Ханталин и Игорь Гуревич, из Северодвинска - Татьяна Щербинина, Ангелина Прудникова (приедет вечером) и молодая поэтесса Катя Некрасова,  следом  за ними прибыла делегация с юга области - Олег Борисов и Надежда Князева из Шенкурского района, Валерий Шабалин и Николай Васильев - редактор областной литературной газеты "Графоман" – из Вельского района.
 Татьяна Николаевна вручает приехавшим памятные сувениры с борецкой росписью и книги об известных людях района: художнике Н.П.Созонове, создателе учебной базы юных рыбаков и охотников «Лапажинка» и Н.Сивкове – первом предпринимателе, известном как «архангельский мужик». 
 А торжество уже в разгаре. Звучат песни популярной группы "Шуры-муры", продаются книги  поэтов и писателей Архангельской области, представлена выставка фотографий молодых (и судя по всему, талантливых!) фотографов «Твоими глазами». С лотков просятся в руки творения  местных умельцев, особое место среди которых  отведено бренду района - борецкой росписи. Мне же особенно приглянулся огромный, вязаный из пушистой нитки полосатый кот, как оказалось, эксклюзивный экземпляр, и вот уже Епифан (так его тут же окрестили коллеги) выглядывает из моей сумки, тараща удивлённые глаза на весёлую ярмарку.

  Обойдя Семёновскую ярмарку (бывшее название Березника - село Семёновское), мы отправляемся в краеведческий музей, где экскурсовод знакомит нас с местной фауной (за стеклом – чучела животных и птиц), с утварью и предметами  домашнего обихода, с историей и достопримечательностями района.
Мы узнаём, что в 1918–19 г территория района была ареной боевых действий. Гражданской война и военная интервенция нанесли огромный урон нашему краю. В честь руководителя военных действий Павлина Виноградова, который погиб под п. Шидрово,  в 1940 г Березницкий район был переименован в Виноградовский.

  Брэндом района является самобытная борецкая роспись по дереву. Она возникла в конце XVIII века в Борецкой волости. Её истоки – древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы. В Борке сложилась целая династия мастеров художественной росписи – династия Амосовых. Расписывали прялки, туеса, саночки, сундуки и дуги, деревянные ложки. Наибольшую известность получила роспись на прялках. А прялки вырезали  из комлевой части ствола дерева с частью корневища. Прялки мужья дарили жёнам на праздники, она могла стать свадебным подарком девушке от жениха. В начале XXI века борецкая роспись возрождена в райцентре – Двинском Березнике.
  Борок считается родиной Ермака. Берега Северной Двины и по сей день хранят память о герое  в названиях деревень, проток, холмов, склонов, покосов, даже Ермакова лестница есть. А в кратком летописце сольвычегодского происхождения есть и такие строки: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку... разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».
 
  И это лишь малая часть истории района. Как жаль, что не удастся побывать в Конецгорье, Усолье, Заостровье, Моржегорах… Везде своя, не менее интересная и важная история, но, к сожалению, всего в рамках одного фестиваля не охватишь.

В 17 часов мы собрались возле сцены в парке для выступления. Поначалу сомневались, придут ли люди, но народ, радуясь солнечному дню, дружно занимает места на скамейках. Открывает фестиваль председатель АРО СПР Елена Николаевна Кузьмина. И тут, откуда ни возьмись – весёлый летний ливень. Яркими цветами распустились над головами разноцветные зонты.  На сцену приглашают «самого смелого», таковым оказался архангельский поэт Игорь Гуревич. Артист от природы, он вмиг завладел аудиторией и заслужил самые бурные и продолжительные аплодисменты.
Женщины выходят на сцену под зонтами. Впрочем, дождь то прекращается, то начинается с новой силой, но публика всё прибывает, ведь благодаря микрофону  голоса поэтов слышны далеко за пределами парка.

 Надежда Князева увлекла слушателей тонкой, проникновенной лирикой. Валерий Шабалин – искромётным юмором (не зря его книги пошли нарасхват!). Таня Щербинина читает о том, что волнует каждого – о детях, о  своей малой родине, стихи её чувствуется взволнованность, заставляя сердца биться быстрее.
Создатель фестиваля «Петровские строки», журналист Олег Борисов тронул читателей строками, посвящёнными любимой женщине. Лилия Синцова читает о жёнках, вынесших на своих плечах все тяготы послевоенного времени. Стихи молодой поэтессы Кати Некрасовой открывают нам радостный мир её души, возвращают в юность… Замечательные стихи, тёплый ливень, дальние раскаты грома, яркие зонтики, удивительная энергетика белых берёз...

…А вечером - отель "Прибрежный" на берегу Северной Двины, посиделки в кафе, костёр у воды, разведённый для нас Сашей Кашуниным, печёная картошка, разговоры о событиях на Украине... Катя Некрасова впервые участвует в литературном фестивале, приехала сюда с мужем. Невольно любуемся этой красивой парой. Саша Кашунин читает нам свои вирши, а любители водного экстрима Таня Щербинина и Николай Васильев купаются, легко заплыв на середину Северной Двины. Тихая белая ночь, мостик, уходящий в воду,  катера на приколе, розовая от заката река... «Виноградие белых ночей»!  Неспроста березниковский журналист и поэт Сергей Гнездов назвал так коллективный сборник, изданный к юбилею района. «Виноградия» - это величальные песни полуэпического характера, с припевом «виноградиё красно-зелёноё!», известные в песенном фольклоре Русского Севера. И как созвучно это слово с названием района!
На такой романтической ноте и заканчивается первый день фестиваля.

 
ДЕНЬ ВТОРОЙ. В восемь часов утра  мы уже  едем в "Газели" в сторону переправы в Рочегодское поселение. В Рочегде к нам присоединяется библиотекарь из Конецгорья Антонина Ракитина, с трудом  добравшись по бездорожью после обильных ливней (Антонина Григорьевна - автор двух книг: об истории родного села Заостровье и о Клоновском монастыре). Остановливаемся  ненадолго возле Рочегодского храма, который был построен здесь в 2007 г. по желанию неравнодушных христиан, в честь Иверской иконы Божией Матери.
Поклонившись храму, отправляемся в первый пункт назначения – Кургомень (мою малую родину, до 90-х годов она вместе с соседней Топсой  входила в состав совхоза "Виноградовский").
 Проехав первую деревню Кургомени, поворачиваем в сторону Красной горки. Отсюда нам предстоит добраться до места, где стоял до 1918 г храмовый комплекс. Но нас ожидает преграда. Накануне, после экстремальных ливней, лесная речка Ундыш переполнилась, взыграла, обрывистый берег обрушился – и построенный недавно местными умельцами новый понтонный мост одной стороной рухнул вниз. Теперь он наклонно висит над бурным потоком. Но, обойдя опасный обрыв вслед за мужчинами, мы с шутками переходим по накренившемуся мосту, не забыв сфотографироваться на самой круче. И почти сразу попадаем в светлый сосновый бор - Раду. Полчаса по песчаной дороге, усыпанной иголками, вдыхая сосновый бальзам, любуясь по пути причудливыми соснами, добираемся до места - еловой церковной ограды на берегу поистине сказочного озера.
 По сей день здесь стоит здание Кургоменской начальной школы, построенной в 1964 г. Школу закрыли в 1976 г. Фотографируемся возле старой, невероятной толщины берёзы, длинные ветви которой свисают почти до земли. «Сколько же столетий она здесь стоит?» - невольно задаёмся вопросом…
 Но вот Любовь Геннадьевна Шаповалова, благодаря имеющемуся у неё плану, показала нам точное место, где стояли две церкви и колокольня, и рассказала, что первый (Ильинский) храм был построен в 1605 г.
В 1894 году началась реставрация храма. «И, самое удивительное, - рассказывает Любовь Геннадьевна, - проект реставрации церкви и колокольни, а также расчёт потребных лесоматериалов и сметы выполнил Егор Анисимов,  «крестьянин борецкого прихода». Чертежи Егор Анисимов сделал тушью, очень тонким пёрышком, без единой помарочки, а сметы – весьма полно, грамотно и вполне профессионально: расчёт стройматериалов - с точностью до бревна, финансовый расчет - с точностью до копейки! Простой крестьянин далёкого провинциального прихода в XIX веке не только умел грамотно составлять инженерно-строительную документацию, но и имел удивительные способности к черчению! Чудеса? А может быть, всё дело в том, что он борецкий!? Ведь там испокон веков жили рисовальщики, прославившие своё село переписыванием церковных книг и самобытной узорчатой росписью. Кисть и перо борецкие рисовальщики держали в руке твёрдо!
А главным мастером по реставрации строений стал, вероятно, Алексей Пелевин – житель Вельского уезда. К осени 1895 года отреставрировали все три строения на погосте.
К сожалению, красоваться им пришлось менее двадцати лет – они погибли в огне Гражданской войны».
В ельнике до сих пор видны воронки, оставшиеся от гражданской войны. В мае 1918 г здесь были укрепления интервентов. Со стороны озера, из-за Двины, из д.Тулгас летели снаряды красных. Один из них попал в Ильинскую церковь, которая была красоты необыкновенной. Мрачно стоят дремучие ели. Но озеро так приветливо сверкает на солнце, утопая в ромашковых лугах, что не хочется уходить отсюда. Таня и Николай (мы уже зовём их Дельфин и Русалка)  успели  сделать очередной заплыв, их едва видно далеко у противоположного берега… Зовём, и вскоре они догоняют нас с букетиками земляники. Даль необъятная, на горизонте хорошо видно соседнее село – Топса, куда дальше будет пролегать наш путь.   

 Возвращаемся Радой, на Красной горке нас ждёт «Газель».
  Красная горка - красивое песчаное место возле устья Ундыша. В начале XX века здесь стояли амбары-кладовые (магазеи), где хранился страховой фонд зерна.
  Ныне примечательна она соснами, огромными, многоярусными. Корни их, игра природы - с человеческий рост величиной, напоминают щупальца гигантских осьминогов. Накануне я с трудом пробилась к ним через вымахавший здесь ивняк (когда и успел?), прокосила тропу. Хотелось сфотографировать коллег по перу у этих сосен. Но уставшие паломники не решились  продираться сквозь буйные заросли, пошла к соснам только наша «двинская амазонка» Ангелина Прудникова.  Её я и запечатлела возле гигантских сосновых корневищ.
 
 Но время  обеденное, и обед ждёт нас в доме Владимира Викторовича Чуракова. Выйдя на пенсию, большую часть года живёт Владимир Викторович  в родительском доме. Всю жизнь проработал он председателем профсоюза строителей в Архангельске, сколько людей защитил в трудовых спорах с работодателями - не сосчитать!
 Чураковы - самая распространённая в Кургомени фамилия.
Отец Владимира Викторовича - Чураков Виктор Фёдорович более тридцати лет бессменно руководил сначала кургоменским колхозом «Заря», а затем Кургоменским отделением совхоза «Виноградовский».   
  Владимир поведал о том, как трагично закончилась в годы коллективизации жизнь его прадеда, который имел водяную мельницу. "Умер Андрей Семёнович в 1927 году в возрасте семидесяти трёх лет. Поводом послужило решение сельсовета о национализации мельницы. В первый раз пришедших с этой целью он в дом не пустил, вышел на крыльцо и сказал: не вами построено, не вам и пользовать. Второй раз пришли с вооруженным милиционером, зачитали постановление сельсовета об изъятии в пользу государства мельниц. На что он ответил: «Забирайте всё, коли на то имеете право». Зашёл в дом, лёг на лавку и умер. На его могиле положен жёрнов с мельницы, внутри которого проросла сосна".

   Помогает Владимиру принять гостей Татьяна Валентиновна Беляева (она же и готовила обед). Они с сестрой, вернувшись в Кургомень, ведут с мужьями фермерское хозяйство. Нельзя не упомянуть об их отце – известном в районе человеке, посвятившем жизнь родной деревне. Выйдя на пенсию, Валентин Михайлович Точилов взял в руки кисть, и, написав около семидесяти картин, большую часть их передал районному краеведческому музею.

  После обеда отправляемся в Топсу. Девять километров пути пролетают незаметно. Совсем недавно здесь закончились дорожные работы: после ливней взбунтовались все местные речки. Не захотели течь по трубам и размыли дорогу. Дорожники с трудом укротили текущую с лесных болот Ричку. До сих пор пенится и клокочет ручей с интересным названием Херт. Не перейдёшь его вброд из-за вязкого илистого дна - всюду бьют ключи. Название неспроста говорит о том, что он разделяет  топецкие и кургоменские земли, перекрывая доступ с одного берега на другой.
  Но вот и красавица-река Топса, с моста видно её устье. В XX веке здесь работала колхозная ГЭС и водяная мельница, проводился молевой сплав леса. На мосту нас встречает библиотекарь Ольга Ивановна Попова. Она предлагает подняться на очень высокий и крутой угор – Буево. Цепочкой мы буквально  ползём между ромашек, опираясь о землю руками (иначе просто скатишься вниз).
  На холме - развалины Никольского храма. По словам старожилов, когда сбросили колокола с храма, в колхозе случился большой падёж скота. А отдавший  этот приказ (опять же по приказу свыше) был впоследствии зверски заколот штыками интервентов. Это был первый председатель Топецкого сельского совета В.С.Некрасов. Здесь, на Буеве,  находится его могила.
 
 По легенде, на Буеве когда-то была чудская крепость (место называется Топецкое городище). Сохранились документы, подтверждающие, что чудь силой заставляли принять православие. «Но некоторые из чуди всё же покорились славянам, составили с новгородцами и двинянами боярщины, как то: Борецкую, Троицкую, Топецкую, Кургоменскую», - написано в Памятной книге Троицкого прихода.

В Топсе, на Буеве, оказывается, бывал М.В.Ломоносов! Цитата из дневников Ломоносова приведена в произведении Константина Коничева "Земляк Ломоносова" (повесть о Федоте Шубине):
"А когда я шёл за обозом в Москву (1730 г), то попутно был в шенкурском селении Топсе. Там неведомо с каких времен находится резная из дерева Голгофа, из пяти крупных фигур состоящая. Да мало ли на Севере подобных скульптурных изображений в скитах и монастырях Поморья? Не мрамор, не гранит, а древо, покорно поддающееся топору и ножу, – вот материал, коим довольствовались в досельные времена наши северные ваятели-самородки...»
Л.Г.Шаповалова считает, что речь идёт именно об этом храме и о хранившейся там деревянной скульптуре. «Есть документальные подтверждения, что ещё в 1948 году и церковь была цела, и иконостас был в целости, с иконами, и уникальнейший резной крест в храме!»

С Буева мы пешком идём в библиотеку, где нас ждут жители Топсы. Школьники подготовили интересные сообщения, в частности, рассказ о посещении Топсы Петром Великим. Эта история  в Топсе передаётся из уст в уста.
 Весной 1702 г Пётр I уже в третий раз с целой флотилией шёл по Двине. Под парусами и на вёслах быстро шли петровские струги. По устным преданиям, выходя на берег, царь увяз в глине и сказал в сердцах: «Экой здесь ил!» Первым встретил Петра Степан Юренский (он рубил дрова на берегу). Степан не растерялся и бросил под ноги царю свой зипун. После чего у них завязалась беседа, и Пётр отправился обедать в дом Юренского. Хотя обед ждал его в другом доме. Император одарил Степана именным перстнем, серебряными чарками и сверх того - пятьюдесятью десятинами земли.

Как жительница  этих мест (в Топсе я училась), добавлю здесь историю, которая заставила меня по-новому посмотреть на топсян - жителей с.Топса, проникнуться к ним  ещё большим уважением.
  В трудные послевоенные годы выжить, не умереть всей Топсе помог один человек, житель Топсы Вилачев Тимофей Григорьевич. Работал он заведующим государственными складами, где хранилось зерно, сдаваемое в госпоставки. Такого зерна были сотни тонн. Расходовать зерно не разрешалось ни на какие цели. А вот этот человек не побоялся раздавать хлеб с госсклада. Тимофей (прозвище Тимоша Барский) давал голодающим семьям хлеб взаймы. Все это делалось скрытно, и узнали об этом только осенью 1947 г, когда он умер в больнице. Расписок он никаких не брал, а вел записи в книгах: кому, сколько свесил ржи, гороху, овса, ячменя или пшеницы… Эта потрясающая история  описана в дневнике Алексеем Фёдоровичем Скорняковым, а прочитать её можно на сайте «В Контакте», в сообществе «Топса».
Удивительно то, что никто из жителей не донёс начальству, а позднее выяснилось, что знали об этом и в райкоме.

После краткого знакомства с историей  деревни мы читаем свои стихи. Первая выступает приехавшая позже всех Ангелина Прудникова. Её стихи из цикла «Технологии» приходятся по душе слушателям. Я читаю своё «На Буеве» и стихи о гражданской войне на Севере. Олег Борисов  призывает  сельчан изучать и сохранять свою историю, следить за могилами павших в годы интервенции земляков, похороненных на Буеве. Ведь на чьей бы стороне они ни воевали в гражданскую войну, все они наши, родные и близкие люди, наша история, которую не перепишешь.

По окончании встречи с читателями в библиотеке нас ждёт чаепитие.  Кипят два самовара, лежат на блюдах свежие пироги и, что особенно восхитило нас - сочни, испечённые на поду (под - это дно русской печи). Лакомиться сочнями приходилось  разве что в детстве. А напекла их Вера Леонидовна Долматович (не столь давно она работала здесь руководителем художественной самодеятельности).

  Но приходит время прощаться с гостеприимными топсянами. Нас везут в Троицу, посмотреть  Троицкий храм. Топса расположена на угоре, а Троица – это ряд деревень, тянущихся от моста через Топсу вдоль полоя Рубылиха и Двины. Троицкий храм так же стоит в развалинах, но большая часть сохранилась и вполне может быть восстановлена. Храм стоит на угоре, с которого открывается живописный вид на излучину  Двины с её высокими обрывистыми берегами. Жаль покидать эти угоры, поросшие ромашками, по которым разбросаны  почти обезлюдевшие деревни. Некому скосить эти буйные клевера, - на всём протяжении  пути мы увидели в лугах одну единственную лошадь. Люди живут за счёт вырубки последнего леса и за счёт своего скота, да вот жителей-то не так уж и много.
 Лет сорок назад в Топсе и Троице проживало около 1000 человек, а ныне (по переписи 2010 г)  здесь прописано всего 288 человек. Но прописаны - не значит живут. Дети уехали в город, где их вряд ли когда-нибудь пропишут. Вот и  сохраняются фактически неверные данные.
  Экскурсия наша подошла к концу, кто-то успел искупаться, кто-то насобирал букет ромашек. Отправляемся в обратный путь, точнее, в центр Рочегодского поселения - посёлок Рочегду, где нас также ждут в библиотеке.

 Рочегда - в пяти минутах езды от Кургомени. Название произошло от одноимённой речки Рочегда. По-польски слово «стоянка» звучала как «роче», а в переводе с языка коми  роч – русский, рочавны – пригласить.
 В библиотеке нас знакомят с историей лесодобывающего посёлка, построенного  "на костях" заключённых Березлага.  Годом его основания считается 1938 год. А в 2013 г Конецгорский ЛПХ прекратил своё существование.
 
 Интересный факт, что севернее посёлка, на правом высоком берегу р. Северной Двины, между ручьём Королевик и долиной реки Сухая Вареньга находится Старое городище и Могильник XIV-XV вв. На этом месте располагался городок языческого чудского князя.

 Рочегда знаменита ещё и тем, что с 1953 г по 1961 г здесь жил и учился Василий Алексеев, будущий великий советский спортсмен-тяжелоатлет, шестикратный олимпийский чемпион мира. И в посёлке готовятся к празднику "Алексеевские гуляния", посвящённому Василию Алексееву.

После знакомства с историей Рочегды и Рочегодской библиотеки мы читаем стихи, а по окончании радушные хозяева угощают чаем с пирогами, и опять - приятная изюминка - бесподобно вкусное домашнее пиво, сваренное специально для гостей. Приятно, что и говорить, когда вас ждут, стараются удивить чем-то особенным. Когда за столом идёт неспешная беседа, когда открывается та русская особинка души, в большей степени, может быть, характерная именно для жителей Севера России. Где ещё сохранна и речь народная, самобытная, и песни старинные помнят.
И хочется  особенно поблагодарить людей, которые прилагали усилия для того, чтобы всё у нас получилось. В Рочегде пивом нас потчевала Надежда Николаевна Зайцева (бывшая заведующая библиотекой), а кроме неё гостей принимали библиотекари: Светлана Александровна Петровская, Елена Николаевна Туфанова, Людмила Борисовна Слудная.
 В Двинском Березнике это Инна Владимировна Росеник - начальник районного отдела культуры, Оксана Юрьевна Мухорина - директор  МБУ Виноградовская библиотечная система, Людмила Алефтиновна Краскова, зам. главы района по социальным вопросам.
  Спасибо неугомонным Татьяне Николаевне Абрамовой и Сергею Валентиновичу Гнездову, сопровождавшим нашу группу.
Спасибо председателю АРО СПР Елене Николаевне Кузьминой и Олегу Борисову -крёстному отцу этого  фестиваля – он оба дня был с нами!
Время  подошло к восьми часам вечера, пора торопиться на переправу и разъезжаться по домам. Жаль, очень жаль расставаться! Кто на "Газели", кто на машине с супругами Некрасовыми - отправляются в обратный путь. Но пока не провожен последний гость, не окончился и фестиваль.

У меня на ночлег остаётся Л.Г.Шаповалова. Утром она торопится уехать в соседнее Заостровье, где будет следить за реставрационными работами по восстановлению храма. А познакомилась я с этой замечательной женщиной, фанатом своего дела благодаря  Рубцовскому фестивалю в Емецке. Меня поразили её глубокие знания, когда разговор случайно коснулся Кургоменской церкви. Оказалось, по делам православной церкви Любовь Геннадьевна объездила автостопом всю область, не раз водила паломников по святым местам, в т.ч и по знакомому мне маршруту Борок - Троица - Топса - Кургомень - Рочегда - Конецгорье.  Дома иногда не бываю по месяцу, а переночевать при необходимости может и в спальнике под ёлкой.    
Утром мы ещё раз сходим на место храмового комплекса, пройдёмся светлой Радой, полакомимся земляникой на угоре у озера - Любовь Геннадьевна сделает ряд фотоснимков, и опять замаячит её силуэт на автотрассе, и первая же машина остановится, чтобы подвезти до Заостровья. Дай Бог добра-здоровья этому светлому человеку да сил на её подвижнический труд, на всё задуманное!
               




                На фото: писательский десант в Двинском Березнике. Вечер у костра.

http://www.stihi.ru/2014/07/19/5639 - а здесь  отзыв Кати Некрасовой



Рецензии
Будто бывал в Ваших краях. Спасибо, Галина! С добром

Василий Бутов   26.07.2014 10:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий! Репортаж получился длинный, мало кто его прочитал.

Галина Рудакова   26.07.2014 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.