Моё хождение на БЛК. Субъективные заметки
"Я помню чудное мгновенье.
Я написал стихотворенье."
Стихотворный эпиграф к этому тексту - строчка из опуса, давным-давно присланного в редакцию одной республиканской молодежной газеты. Автор обзора поэтического «самотека» приводил несколько подобных примеров, объясняя, что литературное творчество - дело серьезное, требует труда, грамотности, подготовки.
Мне не приходилось иметь дело с потоком читателей, желающих опубликовать свои стихи. Думаю, что это утомительная и не очень благодарная работа. Предполагаю, что надо очень любить поэзию, чтобы уметь отыскать ценное в массе «словесной руды», искренне радоваться этому и быть нацеленным именно на добычу, а не на перекидывание лопатой кучи бессмысленной породы.
Подозреваю, что редакторский глаз рано или поздно «замыливается» и не отличает одно от другого.
После этой преамбулы хочу поделиться своими, конечно же, субъективными заметками о хождении на БЛК.
Действующие лица:
- автор, пишущий стихи (я).
- БЛК, конкурс, красиво представленный на сайте и имеющий самые благородные цели и задачи (смотрим регламент конкурса).
Итак, наш автор отсылает свои стихи на отборочный тур для всех желающих. (Не резидентов конкурса, конечно же, потому что автор не может быть резидентом - ни разу не приняв участия в конкурсе, и, соответственно, ни разу не пройдя отборочный тур).
То есть самим фактом участия в отборочном туре автор как бы спрашивает: «Ребята, можно к вам?» Это дружески протянутая рука, на мой взгляд.
И первое, что слышит в ответ на это откликнувшийся на приглашение «принять участие в конкурсе» автор: «НЕТ!» (Именно так. Ни больше, ни меньше. Нечто вахтерское, из жизни советской общаги, если кто помнит, конечно. Для полноты сходства осталось добавить только: «Ходют тут всякие»).
Итак, пояснений нет. Есть просто: «НЕТ!». Только в одном случае из четырех в ответ на моё: «а можно?» - раздался доброжелательный голос: «Здравствуйте, Елена! К сожалению, скажу нет». Плюс улыбка. Нормальная человеческая реакция, на нет и суда нет. Мне улыбаются, я улыбаюсь. По крайней мере, не возникает ощущение, что ты тот самый случайный участник конкурса, спамер, в целях ограждения от которого и создан отдельный, не резидентский тур (цитирую по регламенту конкурса).
Далее автор думает: а почему нет, интересно? Что со стихотворением не так? Но молчат редакторы, в соответствии с регламентом имеющие право не рецензировать присланные работы. Может, сказать нечего? В чем несоответствие текста планке отборочного тура? Другим-то вон советуют что-то — то, к примеру, резидентов почитать, чтобы понять, на какую планку претендуют, то ещё что-то... А ответ: «ваш текст не принят, потому что гладиолус» - кажется автору странным. И не из этой передачи. И еще не из одной, где осьминог Пауль, теперь уже во второй реинкарнации, предсказывает исходы футбольных матчей.
И вот текст автора вынесен в курилку. И даже получил несколько реплик в ответ. Первым отозвался добрый человек, похоже, имеющий непосредственное отношение к команде конкурса. «Не переживайте, - написал он автору, - если редакторы что не увидели, есть номинаторы, которые настоящее не пропустят». Спасибо, конечно, за утешение, но в курилку была вынесена не просьба вытереть предполагаемые то ли слёзы, то ли сопли, а совершенно другой вопрос — просьба. Да, в вопросе звучала ирония. Ну так не все же, после решительного «НЕТ» в проходной способны благодарить не пустивших за эту бдительность.
Логика ответа поразила автора до глубины души. Фактически, сказано следующее: если уж младшие офицеры не заметили стоящее, то старшие, будьте уверены, ничего настоящего не пропустят. Можете спать спокойно. Но автор не связывает судьбы отечественной словесности со своим участием в конкурсе, да и вообще со своим творчеством. Автор не хочет спать спокойно, если сам генералитет его не заметил, и, значит, всё в порядке. Автору просто интересно, что не так с его конкретным текстом на взгляд вполне конкретных людей, которые вот, волею случая, были в это время на посту. Автор не считает, что наличие лычки на погонах, а то и нескольких звезд делает их обладателей авторитетами всех времен и народов. Автор был бы рад разговору, а не насмешкам и вердиктам.
Но понятно только одно - что ко двору автор не пришелся. Это бывает, спору нет. Беда — не в этом.
Проблема в том, что, на взгляд автора, в нем заранее предполагали увидеть нечто, не соответствующее некоему уровню требований. Этому взгляду очень способствует разделение участников на своих (резидентов) и случайных. И наш автор, читая реплики не рядовых (неслучайных) участников конкурса, понимает, что, видимо, посягнул на святое. Что это наглость неслыханная – спрашивать, почему «нет» на самом БЛК. Мыть ему миски за старослужащими, стирать им подворотнички и терпеливо ждать своего часа, надеясь со временем стать неслучайным участником конкурса.
В наиболее содержательном ответе были представлены четыре темы:
первая: указание на отсутствие безупречности русского языка в первой строчке стихотворения (на основании наличия инверсии и двух существительных в родительном падеже, употребленных подряд)
вторая: сообщение автору о недопустимости такого обхождения с русским языком
третья: вывод-обобщение о недостаточной работе с текстом стихотворения (на основании несовершенства первой строчки)
четвертая: оценка мыслей автора о возможности пройти отборочный тур конкурса как наивных — ввиду отсутствия (на взгляд рецензента) этой самой работы над текстом.
Интересно, что можно сказать с этой точки зрения автору строчки «и звезда с звездою говорит»... Боюсь, не прошел бы Михаил Л. отборочный тур конкурса. Те или иные не идеальные с точки зрения кристально чистого русского языка выражения можно найти даже у классиков.
В то же время, техническое совершенство текста не гарантирует наличия в нем поэзии. Иногда мне кажется, что за деревьями технической грамотности люди перестают видеть лес — поэзию, чувствовать её дух. Боюсь, что этому нельзя научить, в отличие от искусства версификации, доступного практически каждому образованному человеку.
Я не очень активная участница конкурсов. У меня и публикации-то, по большей части, случались как-то нечаянно.
Поэтому дело не в том, «взяли» в компанию или «не взяли».
К сожалению, у меня нет ощущения внимательного и уважительного отношения к участникам конкурса, я имею в виду БЛК. Есть ощущение, что главная задача мероприятия – оборона от чужаков. А придраться можно к чему угодно, дело это не хитрое.
Относительно недавно, года три назад, я была на камерном поэтическом вечере. В числе прочих, читала свои стихи перед небольшой аудиторией и моя приятельница. Потом она села на свое место в зале. Оказавшаяся рядом седая интеллигентная дама с внучкой-подростком, вдруг повернулась к ней и сказала: «А ведь у вас настоящие стихи, Вас, наверное, с ними не пропускают?»
Такой угол зрения – что какие-то стихи куда-то именно «не пускают» по причине их состоятельности - не приходил в голову ни моей приятельнице, ни мне.
А вот теперь, применительно к БЛК, я допускаю и такую возможность.
Увы.
Свидетельство о публикации №114071508997
Леотим 10.06.2015 09:46 Заявить о нарушении
обольщал себя ожиданием сладости, а тупо бубнил бы себе - гадость эту в последний раз ко рту несу... из раза в раз, из раза в раз... мозг бы поддался, откликнулся..
Удачи!
Валентина Лаврентьева 27.01.2016 21:24 Заявить о нарушении