Изабелла Юрьева - Мадам Аншлаг!..

       Изабелла Даниловна Юрьева (настоящая фамилия Ливикова, 7 сентября 1899, Ростов-на-Дону — 20 января 2000, Москва) — советская эстрадная певица (контральто). Народная артистка России.Её называли - Мадам Аншлаг.

       С 1920 года обучалась в Петрограде у пианиста и композитора А. В. Таскина. Дебютное выступление состоялось в 1922 в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» А. Алябьева — П. Беранже. Получила приглашение выступать в московском «Эрмитаже».

       В том же году состоялась её первая гастрольная поездка в Ростов. Наряду с русскими романсами («Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням…», «Только раз бывает в жизни встреча» и др.) включает в программу своих концертов старинные цыганские песни («Роща», «Валенки»).

       В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна (ум. в 1971), который под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев стал её постоянным администратором, а также автором слов к исполненным ею шлягерам «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь — прости», «О любви и дружбе» (ответ на песню «Дружба», исполняемую В. Козиным) и других.

       В 1929 году принимает участие в вечере цыганского романса в Колонном зале в Москве. За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьеву стали называть «белой цыганкой».

       В годы Великой Отечественной войны участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья» (на музыку Евгения Рохлина), «В старом саду», «Белая ночь».

       "Сколько она себя помнит, отчаянно волновалась перед каждым концертом. Но в тот памятный день после войны, в Сталинграде, волнение ее достигло крайних пределов. К тому же с утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а плыть. „Кто же в такую погоду пойдет на концерт?" - грустила певица.

       К назначенному времени пришёл автобус. Она и музыканты взгромоздились на сиденья, потому что вода заливала пол. И вот, не веря, что на концерт придёт хоть один человек, она увидела, что по затопленной улице, держа в руках обувь, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной толпой те, кого дождь не остановил, - её слушатели, её почитатели. Это была пора её молодости, её успеха, её признания народом.

       У неё сохранилась уникальная пластинка, на которой записаны песни о войне, о России, о русских женщинах. Знаменитый „Синий платочек" И. Юрьева разучила в одно время с К. Шульженко. Но к чести своей признала первенство за коллегой и вскоре от исполнения этой, также полюбившейся ей песни, отказалась.

       Теперь, когда история восстановила в правах незаслуженно отвергнутый русский городской романс, он снова в почёте. Сколько пела их Изабелла Юрьева, раскрывая каждый раз бесконечную ценность сокровенного „я". Она выступала в те времена, когда о микрофонах не было речи. Посыл слова и звука в больших залах должен быть безупречным. Этим она славилась всегда. Режиссура, ныне „обставляющая" номер, отсутствовала. Исполнитель сам без помощи эффектного антуража находил средства для передачи настроения романса или песни. Не было и эффектов оркестрового сопровождения. Рояль, в лучшем случае небольшое инструментальное сопровождение - и только.

       Она пела в концертах перед демонстрацией немых кинофильмов в Ленинграде, она участвовала в сборных концертах наряду с И. Коэловским, В. Качаловым, В. Пашенной, В. Блюмен-таль-Тамариным, Н. Бравиным, В. Хенкиным в Москве, она завоевала право на сольные концерты и изъездила с ними всю страну, завоевав широчайшее признание публики.

       Идет время. Меняются его ритмы. Появляются новые направления. Что-то навсегда забудется. Что-то утвердится. Но чувства, поведанные страстным, рвущимся из самого сердца голосом Изабеллы Юрьевой, будут волновать всегда."

                А. ЦЫБУЛЬСКАЯ


       В послевоенный период певица была незаслуженно забыта. Только в 1992 году она, наконец, была удостоена звания народной артистки России, затем награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999). . .

     * * * * * * *


       ТВОИ ПИСЬМА

Танго на сл. Б. Тимофеева

   * * *

Их много, конвертов разных
С знакомым почерком одним.
Как часто в строках и фразах
Свою мы нежность радостно храним !

Широкой лентой связаны,
Хранились вы года.
Но приговор мой сказан ! –
Прощайте навсегда ! . .

Камин горит, огнем охваченный,
В последний раз вспыхнули слова любви !
В тяжёлый час здесь, мной назначенный,
Своей рукой письма я сожгла твои !

Нежность, любовь, ласка,
Мечты обо мне !
Писем твоих связка
Уже вся в огне. . .
В тяжёлый час здесь, мной назначенный,
Своей рукой письма я сожгла твои ! . .

Мы часто умом зависим
От слов, что сердце сладко лжет !
Довольно неверных писем ! -
Пускай их пламя жадное сожжет !

Широкой лентой связаны,
Хранились вы года.
Но приговор мой сказан –
Прощайте навсегда !

Камин горит, огнём охваченный, -
В последний раз вспыхнули слова любви !
В тяжёлый час здесь, мной назначенный,
Своей рукой письма я сожгла твои ! . .


     * * * * * * *



НЕ НАДО ВСТРЕЧ

Музыка Юлия Хайта
Слова Павла Германа

Узор судьбы чертит неясный след...
Твоё лицо я вижу вновь так близко.
И веет вновь дыханьем прошлых лет
Передо мной лежащая записка...

Не надо встреч… Не надо продолжать…
Не нужно слов, клянусь тебе, не стоит!
И если вновь больное сердце ноет,
Заставь его застыть и замолчать!

Ведь мне знаком, мучительно знаком,
Твой каждый жест, законченный и грубый,
Твоей души болезненный излом,
И острый взгляд, и чувственные губы...

Не надо встреч… Не надо продолжать…

Я не хочу былого осквернить
Игрою чувств минутного возврата.
Что было раз - тому уже не быть,
Твоей рукой все сорвано и смято…

Не надо встреч… Не надо продолжать…





      ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~


Рецензии