Сказочный Словарь - Баба Яга

Как приятна слуху песня
про далёкие края,
Чащи тёмные, глухие,
реки горы и моря!..

Со словами: «Жили-были» -
не одна берёт разбег.
Есть в ней удаль и отвага;
есть и юмор в ней и смех.

Часто песни и напевы
люди сказками зовут.
Они с нами от рожденья
и «по гроб доски», живут.

Но, порой, мы в суматохе
забываем детства вкус.
Ты ж послушай и запомни,
«намотай себе на ус»!

Зря детей пугают страхом,
чертовщиной, Бабой злой.
Ведь она, на самом деле,
не всегда была такой.

В старо-ведческих трактатах,
что идут из «Глубины»,
Говорится, кем когда-то
 были мы сотворены.

Вс леса, моря и горы
появились на Земле,
Когда скалы ледяные
таять начали в тепле.

В это время расплодилось
зло, несущее нам страх.
И добро - лесное чудо –
в чудодейственных дарах.

Духам зла легко укрыться –
лес дремуч, непроходим!
Но и есть другие духи. 
Мы о них поговорим.

Речь начнём с известной самой,
нашей Бабушки Яги,
Вся чумазая, седая,
без зубов и без ноги.

По лесам, долам летает
она в ступе с помелом.
Наговоры, заговоры -
страхом полон её дом,

То есть, старая избушка,
что у леса на краю,
Век из века  охраняет
территорию свою.

На границе между Явью –
нашим миром, и другим,
Что означен словом Нави,
мы её и разглядим.

Сколько сказок и поверий
 о проделках злой Яги,
О её волшебных чарах
наши предки сберегли!

Но, тогда ей предстояло
лес от зла оберегать.
И во всём ему и людям
в мире Яви помогать.

Молода была, красива
и приветлива всегда.
С самой сложною задачей
вмиг справлялась без труда.
               
Ей, ведуньи и знахарке,
подчинялись ночи, дни,
Все явления природы,
травы разные и пни.

И деревья вековые,
небо, суша и моря.
И светила: солнце, звёзды,
и кудесница заря.

Птицы в небе, в море – рыбы,
 звери разные в лесах, -
Находили утешенье
в её чудо - чудесах.

Для людей Яга старалась
Нави мир держать в узде
Чтоб чудовищ кровожадных
не встречали мы нигде.

Вот и вертится избушка,
и на месте не стоит.
То направо, то налево,
то вперёд-назад глядит.

Подойдёт какой Царевич –
не бежит оттуда прочь,
А желает очень видеть ту,
что может всем помочь.

И Царевны здесь бывали,
и народ мастеровой.
Приходили за советом, 
за её «живой водой».

И знахарка помогала,
точно зная наперёд,
Что и где, когда случится,
что и с кем произойдёт.

Даже деточек учила,
в подмастерья их брала,
И сама, во всём, конечно,
мастерицею была.

Стали люди знать секреты
разных трав, плодов, воды,
Понимали голос леса:
пенье птиц, зверей следы.

Их волхвами называли,
и боялись колдовства.
слова ведьмина проклятья,
И другого волшебства.

Дух лесной в той самой деве
был бессмертен, но старел.
Наш народ уже старухой
жрицу леса углядел.

И кому-то показались
страшным злом её дела.
Постепенно Баба образ
оборванки обрела:

Не расчёсанной и грязной,
без зубов, с одной ногой;
Одноглазой и с когтями…
в общем, Бабою Ягой!

Но она как прежде служит
и колдует (вредным мстит)
Над твоею крышей в ступе
в полнолунье пролетит.

Малых детушек ворует
и сжигает на огне…
Вот, что люди сочинили!
Страшно стало даже мне!

В чем таких героев польза?
Уму-разуму учить,
Чтоб найти ключи к секретам
и больных людей лечить.

Ведь огонь, чем нас пугают,
не сжигал тогда детей,
А лечил, давал им силу
и спасал их от смертей.

Бабой страшной не пугали,
хоть и строгая была,
Не сочтешь по пальцам, скольким
за все время помогла!


Рецензии