Катастрофа и трансгрессия

Словарь Ожегова: «Катастрофа – внезапное бедствие, событие с трагическими последствиями». Ключевое слово в этом немудрёном определении – «внезапное». В мире, бо'льшая или хотя бы больша'я часть которого преобразована в код (языковой, культурный, пусть даже и генетический), по умолчанию не может произойти ничего внезапного. Предсказумость - элемент, заложенный в структуре этого кода как его временно'е свойство. Поэтому представление о мире-тексте, мире-описании, повышая степень этой предсказуемости, вне всяких сомнений способствует выживанию. Но в то же время предсказуемость свойственна вторичности.
  Так как то, что обуславливает различие оригинала и (сколь угодно точной) копии - протяжённость во времени и структурное предшествование - сродни тому что происходит когда набор звуков начинает обозначать предмет.
  Таким образом, чисто символическое пространство будет _принципиально_ абсолютно предсказуемым, в то время как жизнь неизбежно заявляет себя в своей единичности и уникальности каждого момента времени.
  Поэтому для мышления, привыкшего больше к знакам, чем к чему-либо ещё, всё связанное с внезапностью как с прерыванием кода, будет катастрофой. Мне думается, что Ницше остановился где-то здесь, когда код ещё не был столь повсеместен, и никто не мог предположить того, что прекрасная мысль о том, что человек может стать чем-то бо`льшим, как это в своё время сделала обезьяна, будучи воспринятой как конкретная перспектива, может вызвать катастрофу.


Рецензии