По стопам Ибн Хальдуна

Что движет историю? Гумилев говорил, что это пассионарность, Фукуяма говорит, что это доверие... А может быть это две разные грани более многомерного фактора...

ВВЕДЕНИЕ

Ибн Хальдун в труде «Мукаддима» (введение в историю), анализируя причины подъема и упадка стран и народов, вводит два ключевых термина. Первый это умран – обустроенность (обжитость),  неравнозначный аналог термина «цивилизация». Второй – асабия , пересекается с Гумилевской «пассионарностью» и «доверием» Френсиса Фукуямы, буквально обозначает сплоченность и солидарность. К большому сожалению, целиком перевода этого произведения ибн Хальдуна на русский язык нет.  Для понимания логики ибн Хальдуна очень рекомендую замечательную статью Смирнова:
http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_r.htm

На основе своего опыта научной работы в области физики, давнего интереса к основаниям математики, интереса к философии и, хотя небольшого, но сильно повлиявшего на меня, опыта чтения и осмысления переводов первоисточников, у меня сформировалось некое свое понимание природы человеческой жизни, пусть, и в самых общих чертах. Тем не менее, такой взгляд на перекрестье многих направлений человеческой активности придал смысл многим непонятным до того вещам и вдохновил меня на написание серии текстов. Один из них перед вами. Смею надеяться на то, что он будет интересен определенному кругу читателей.

Цель данного текста – попытка охватить «необъятное», выделив, следуя ибн Хальдуну, несколько ключевых факторов, двигающих человеческую историю, попытаться раскрыть их глубину и взаимосвязь с природой человека.
 
В русле данного текста в многомерное поле значений термина асабия, кроме перечисленных выше значений, будут входить такие как: инициатива, предприимчивость, ответственность, творчество. Кстати, однокоренные с асабией слова обозначают повязку, связанность, нервы  и предоставляют естественную возможность обобщить разные значения термина общей идеей  психических привязанностей человека. А поле значений термина умран означает внешние проявления этих привязанностей: «связи»,  «инфраструктуру» и т.п. В области взаимодействия этих факторов - слова, характеризующие потенциал человека и общества: чуткость, сочувствие, интуиция, оригинальность, самоорганизация и многие другие, которых читатель сможет распознать сам. Их антонимы: косность, инерционность, догматизм, реакционность, зацикленность и т.п.

1 ДЕРЕВО

Для пояснения роли ключевых слов использую образ дерева. Дерево вырастает из семечка. Семечко сосредоточие чуткости – при минимуме структурности. Все связи между его элементами максимально гармоничны, при минимуме внутренних запасов энергии они наиболее рационально расходуются.

Упав в почву, оно (чутко) выжидает благоприятного момента и прорастает, проявляется его структурность. Только распустившиеся листья уже вырабатывают энергию, проросшие корни вбирают влагу  и минеральные вещества, необходимые для роста, по стеблю происходит обмен веществ между корнями и листьями. Росток динамично развивается, корни нащупывают пути к большим ресурсам, ствол поднимается, ветвится, ищет дорогу к воздуху и свету. Чуткость – уже заложенные в генетическом коде способности к адаптации и сбалансированному росту.

2 РОДОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Обустроенность жизни первых родовых общин обеспечивалась родовой солидарностью. Ее корни формируются в первые годы жизни, когда ребенок чувствует заботу и любовь старших. Он наблюдает со стороны и развивает сочувствие окружающим людям. Это сочувствие, чуткость, свойственная детям, формирует связи между чувствами, эмоциями, памятью – образное мышление. Она формирует связи между слуховыми образами и восприятием типичных явлений природы, существ и предметов. Т.е. чуткость формирует язык и ассоциативное мышление.  Она формирует здоровую психику в балансе и взаимосвязи различных потребностей и эмоций, обеспечивающих гармоничное развитие личности.

Люди выросли из первозданной гармоничной среды, воспитавшей в них эту особую чуткость, сформировавшую их образ и способ жизни. Перенаселение вынуждало людей покидать обжитые места, изменять образ жизни. Своеобразное «изгнание из рая» происходило в истории многократно.

Человек брал на себя ответственность и создавал новую окружающую среду, культивировал растения и одомашнивал животных. Новые связи, элементы нового образа жизни поглощают внимание человека в ущерб другим, человек зацикливается на них и теряет чуткость. Обострение внимания к одним элементам обустроенности на первом этапе способствует их развитию, пока оно не доходит до предела, где нужны знания из других областей. Но чуткость уже потеряна, и дальнейшее развитие выбирает не лучшие пути или вообще заходит в тупик.

Так, например, развитие земледелия сделало его из альтернативного средства пропитания основой жизненного уклада людей. В стремлении к большей урожайности люди занимались селекцией, но с другой стороны, это понижало выносливость растений, их устойчивость к болезням и привлекало к ним грызунов. Менее выносливые растения были более чувствительны к колебаниям климата. Чтобы защититься от превратностей погоды ,приходилось увеличивать посевные площади и делать запасы зерна на черные годы.

Параллельно люди стремились к эффективности труда и рачительному землепользованию. Это приводило к частной собственности на тягловый скот, орудия обработки земли и на саму землю. Затем землю стали наследовать,  общество расслаивалось. У землевладельцев появляются работники. Большие запасы зерна надо охранять. Появляется армия. Ее надо кормить. Площади пахотных земель увеличиваются еще. Армия должна воевать. Появляются рабы. На тяжелых работах выгоднее использовать бесправных чужеземцев, безземельные соплеменники остаются без работы. Повышается уровень преступности.

Появляется полиция. Полицию надо кормить... И так далее по порочному кругу. Между делом большие запасы зерна приводят к взрыву численности грызунов, они опустошают запасы зерна и могут приносить болезни. Эпидемии, голод, бунты. Навыки борьбы с врагами переносятся на своих. Цивилизация гибнет или как минимум утрачивает самостоятельность. Сказанное не означает, что земледелие или частная собственность сами по себе источники бед.

В Спарте, например, частная собственность не уважалась и не охранялась. Деньгами в Спарте служили тяжелые  железные прутья, обработанные таким образом, что они уже не годились для чего-либо иного. Невольно вспоминаются строки Виктор Цоя – наши деньги не лезут в карман.  В Спарте не уважали слабых, их старались выявить еще в младенчестве, а выявив, сбрасывали со скалы. Сильному частная собственность не нужна, все, что нужно, он отберет у соседей, поработит их и заставит на себя работать. В Спарте слишком увлеклись воспитанием боевого духа и считали его ключом к решению всех проблем. Такое одномерное развитие асабии, в конце концов, привело к ослаблению спартанцев, изоляции Спарты и ее упадку.

Дальнейшее развитие человечества пошло по пути большего разнообразия сельхоз культур, по пути развития торговли, механизации, и повышения требований к качеству труда. Это сделало рабство невыгодным и решило многие проблемы, правда, породив новые... Но источник проблем - не развитие, а его несбалансированность.

3 ЧУТКОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Если ветви дерева чрезмерно разрастаются в одном направлении, дерево теряет баланс и становится неустойчивым. Если дерево слишком быстро растет над землей, ему не хватает строительного материала, добываемого корнями, - оно становится хрупким, теряются связи с сердцевиной, нарушается полноценный обмен веществ во всем дереве, сама же сердцевина гниет и становится убежищем грибкам, древоточцам и т.п., которые разрушают дерево.

Первые люди говорили на одном языке. По мере заселения земли отдельные группы людей приобретали свою историю освоения природы, вместе с ней менялся язык, формировалась оригинальная культура. Общий язык - один из факторов, способствующий проявлению чуткости. Скитаясь по землям в поисках своего места под солнцем, такие группы нередко встречались друг с другом. Если они владели различными языками, им было труднее найти взаимопонимание, это могло приводить к конфликтам.

Группы, владевшие понятными друг другу языками, схожей культурой и образом жизни, обычно, повинуясь воле общих известных им авторитетных предков, решали вопрос миром. Группа, пришедшая позже, продолжала поиск своего места. Родовая солидарность или же скорее этика препятствовала кровопролитию. Но если встречались две группы с разными языками и культурами, с непохожей друг на друга историей, способами пропитания и жизни, могло случиться так, что они не составляли друг другу конкуренции, а наоборот дополняли друг друга (например охотники, рыболовы и земледельцы).

Живя поблизости, они обмениваясь между собой не только пропитанием, но охотничьими приемами, полезными растениями и способами их выращивания, прочими навыками выживания. Так они повышали степень защищенности друг друга. Постепенно они становились одной популяцией, их языки смешивались и давали начало новому, тоже происходило с культурой и обычаями, возникал новый этнос.

Излишняя (однобоко развитая) родовая солидарность (национализм, ксенофобия), могла бы только помешать этому процессу. Установлению новых эффективных связей помогло более глубокое проявление человеческой натуры – чуткость, сочувствие. Это первичное эмоциональное стремление к изучению мира и окружающих,  то самое, которое было в основе формирования родовой солидарности,  и было в основе формирования сознания вообще, способностей постигать мир, развивать науки, вести дела. Это путь разрастания связей между людьми приводит и к росту асабии, например, из родовой в этническую, национальную и имперскую.

В реликтовых широколиственных лесах Азербайджана (Талыш) и северной части Ирана (южное побережье Каспийского моря) растет так называемое железное дерево. Его древесина очень прочна, не гниет и высоко ценится. Ствол иногда ветвится до самой земли, ветви часто укореняются и срастаются между собой и с ветвями соседних деревьев. Использовалось для сооружения живых защитных укреплений.

4 ДВЕ КОНКУРИРУЮЩИХ СТРАТЕГИИ

Дети более чутки, чем взрослые. Они с легкостью осваивают новые языки, обучаются и устанавливают отношения. С возрастом эта чуткость притупляется и может быть вообще утрачена, если только ее специально не тренировать и не развивать. Что-то похожее происходит и с общностями людей.

В суровых условиях люди, будучи уязвимыми, вынуждены сохранять чуткость в отношениях между собой. По мере роста комфорта жизни такая необходимость становится менее очевидной. Рост внешней обустроенности общества может отвлекать внимание от внутренней обустроенности человека. В результате асабия может деградировать. Роль тренинга асабии в обществе могут играть образование, культура, религия... Проблема в том, что сами эти институты подвержены тем же процессам.

Личность может поддерживать в себе чуткость с помощью медитации, самообразования, творчества, особого критического, но сочувствующего подхода в отношениях с окружающими. Общаясь между собой подобные личности из различных областей деятельности способны открывать новые перспективные направления развития, обогащать связи в дереве знаний, технологий, социального сотрудничества, способствовать прогрессу росту асабии общества.

Но, увы, как часто они встречаются с большим сопротивлением, чем можно было ожидать от простой инерции сознания. Увы, в человеческих обществах кроме стратегии совместного выживания существует альтернативная конкурирующая стратегия – выживание одних за счет других, яркий пример - мальтузианство. Следует различать здоровую конкуренцию – соревнование, стимулирующее развитие, дающее преимущество лучшим производительным и творческим силам от нездоровой конкуренции, стремящейся достичь преимущества в большей степени за счет враждебных действий, а не за счет собственного развития. Ущербная в своей основе она может иметь успех только на такой почве всеобщей деградации асабии.

5 ДЕГРАДАЦИЯ

Эгоизм в чистом виде обречен на поражение, ибо один человек беспомощен. Людям, проповедующим свою избранность, превосходство над моралью, все равно необходимо объединятся в сообщества, внутри которых они вынуждены проявлять солидарность, которая противоречит их ведущей идее. На пути этого конфликта всегда стоит некий идеологический барьер, например, воровской кодекс, корпоративная этика, партийная идеология... что бы оправдать такие двойные стандарты. Он фактически ограничивает чуткость рядовых членов сообщества, что приводит к снижению их творческого потенциала с одной стороны и некритическому отношению к своему собственному сообществу.

Для продвинутых, «чутких» членов эта идеология не более чем механизм обеспечивающий управление сообществом, дающий им преимущество в использовании стратегии «один за счет других» в самом сообществе. Но все равно таким людям нужна поддержка - возникают группировки внутри самого сообщества. Так устроено мышление человека, его психика – распространять похожие подходы на похожие объекты и явления.  Сдерживающим механизмом могут быть мистические ритуалы, клятвы в верности... выпивка на брудершафт.

И все же подобного рода «чуткость» более ущербна. В сознании человека закручиваются сложные психические патологии... со временем альтернативная стратегия распространяется от «врагов» на «друзей», вплоть до членов семьи и, в конце концов, формирует отношение человека к самому себе, его психический статус. Ибн Хальдун заметил, что время распада примитивной клановой или родовой солидарности, подвергшейся испытанием властью, время распада династий  4 - 5 поколений.

Распад начинается с устранения соратников, замены друзей на верных слуг. Личная преданность (зависимость) окружения предпочтительней его творческих способностей. После распада одной династии (группировки) в рамках той же концепции двойных стандартов формируется другая – из людей, уже подвергшихся селекции. Так сообщество избранных постепенно деградирует и становится не конкурентоспособным.

6 ТРИ ФАКТОРА ПРОГРЕССА

Сравнивая конкурентоспособность и живучесть обществ различного устройства можно выделить три фактора – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный...

Краткосрочный фактор – асабия: солидарность, пассионарность – готовность немедленно ответить на вызов, сплотиться перед лицом нависшей угрозы, мобилизовать на борьбу весь имеющийся опыт и наличные ресурсы...

Среднесрочный это – обустроенность: наличие производств, технологий, инфраструктуры, институтов гражданского общества... это разветвленность связей вообще. Более отсталые общества могут скопировать внешние элементы структуры связей и насадить в своей стране волевым решением, и некоторое время получать благотворные плоды проведенной модернизации... Но эта структурность изначально костная, ибо в ней отсутствует главное – свободное, естественное развитие и взаимодействие между людьми, самоорганизация.

В косной структуре кто-то всегда обозначает приоритеты, но развитие наук и технологий невозможно предугадать, что-то незначимое сегодня может оказаться ключом к прорыву завтра. Кроме того приоритетность одних направлений означает отъем ресурсов у других. Устанавливается несправедливая, недальновидная система ручного управления, которая убивает инициативу и интерес к развитию. Навязанные приоритетные политизированные цели и шаблонные методы их достижения, как правило, служат узким кругам общества, чьи подлинные цели обычно попроще -- власть, деньги, а идеология нужна для манипуляции неразвитым, замороченным или запуганным большинством. Такое общество в течение нескольких поколений съедает свою асабию. Тогда манипуляторы устраивают представления в виде войн, революций, переворотов, сопровождающихся сменой декораций. Все с чистого листа, новые правильные цели и идеи...

Когда такое происходит много раз, общество теряет доверие ко всяким идеям вообще, политическая жизнь становится фарсом, общество перестает быть независимой единицей истории. Здесь мы приходим к долгосрочному фактору конкурентоспособности обществ - наличию некой обратной связи обустроенности с асабией. Это когда результат развития обустроенности (индустриализации, модернизации и т.п.), на которую была направлена асабия общества (энтузиазм, талант, сотрудничество), через улучшенную систему образования, здравохранения, развитую науку, более эффективное общественное устройство, систему управления и т.п. способствует дальнейшему более глубокому развитию асабии. Обратная связь тем эффективней, чем прозрачней государство и чем более развита самоорганизация общества.

Замечательной иллюстрацией к сказанному является один эпизод противостояние между нацистской Германией и Великобританией во время второй мировой войны. Нацисты тщательно готовились к войне, они, в частности, приняли на вооружение и оснастили в достаточном количестве свои военно-воздушные силы боевыми машинами нового поколения, в то время как, у Великобритании на вооружении были устаревшие самолеты. В короткие сроки за счет развитого гражданского сектора Великобритании удалось наладить массовое производство самолетов Харрикейн. В условиях нехватки металла многие детали этого самолета делались по передовым технологиям мебельной промышленности из дерева, например пропеллер, ткани (ей обшивали фюзеляж и крылья) и специальных лаков. За счет этого они стали легче, а значит быстрее и маневреннее. Они превзошли германские истребители по ключевым параметрам и способствовали победе Великобритании в битве за небо в первый самый тяжелый период войны.

Если сравнить с жизнью человека – краткосрочным фактором успеха является смелость, общительность, уверенность в себе. Среднесрочный – образование, опыт, связи. Если они получены не за счет утраты смелости, уверенности в себе, таланта,  не «наступая своей песне на горло», а, наоборот, за счет разностороннего развития, успех такой личности долговременен... в долговременно успешном обществе, в котором талант не объект зависти, а возможность развития, инноваций, успеха.

Еще одна сторона долгосрочной успешности общества - связь между поколениями. Это когда мировоззрение дедов интересно внукам, а цели дедов вдохновляют и их. Как такое может быть? Значит, такое мировоззрение должно быть на перекрестье всех дорог развития человека, в сердцевине мотивов, эмоций, интуиции и вдохновения, ключевых знаний человека о себе и мире. Одна и та же цель будет вдохновляющей для многих поколений, если она одновременно очевидна и непостижима... (?)

7 КАПИТАЛИЗМ И КОММУНИЗМ

Буржуазное общество не безупречно, но обладает более тонкой и долгоживущей структурой самоорганизации. Материальная заинтересованность это тоже связь... между биологическим стремлением к выживанию и более высшим к самовыражению, способствует образованию устойчивых независимых от государства социальных отношений, которые в свою очередь укрепляют взаимное доверие в обществе, предпринимательство и инициативу – важные измерения асабии. Наличие свободной конкуренции способствует устремленности людей к совершенству в выбранном направлении, а разнообразие развитого общества и свобода выбора позволяет человеку искать для себя более выгодные возможности приложения сил.

Препятствием на этом пути может быть монополизм, собственно классический капитализм, описанный Марксом, использующий капитал не по прямому назначению, а как оружие против конкурентов.

Сама по себе однобокая идея коммунизма, была притягательна для угнетенных и однобоко развитых слоев общества. Попав в нечистоплотные руки, она стала идеологическим прикрытием подлой политической игры внутри страны и за рубежом в борьбе за власть и влияние. Эта система опиралась на более примитивные виды асабии - на классовую, на  дружинную (опричники),  родоплеменную (кланы), а на этапе сброса социальных обязательств асабия с трудом построенного общества разрушалась с помощью шовинизма, национализма и религиозной вражды.

Однобокая идеология спекулировала высокими целями и манипулировала сознанием людей, принуждая их соглашаться с несправедливой оплатой труда, отказываться от частной инициативы и предпринимательства – не претендовать на более ответственную роль в обществе. Справедливости ради надо сказать, что этап противостояния с коммунизмом в целом способствовал прогрессу… запада, смягчению классического капитализма, введению контроля за монополиями. Под страхом проникновения коммунизма запад шел навстречу экономическим требованиям своих рабочих. В результате на западе снизилась социальная напряженность и повысилась эффективность труда, сформировался средний класс, общество стало динамичней развиваться, в то время как коммунистическая система вырабатывала свой ресурс.

Проблемы деградации асабии присущи всем современным обществам и даже относительно успешным... Есть разница между справедливым стремлением к получению заработанного и банальной жаждой наживы; между естественным стремлением к полноценной жизни и психозом  потребления и производства... нужна чуткость, чтобы отличать одно от другого. В упрощенных и огрубленных суждениях может крыться великое зло.

8 В ПРЕДДВЕРИИ АПОКАЛИПСИСА

Человечество переживает цивилизационный кризис, косные системы обустройства рушатся, относительно более продвинутые системы подвергаются серьезному испытанию. Процесс количественного накопления проблем переходит в стадию качественных изменений. Порой, это выглядит угрожающе, апокалипсически... Человек становится беззащитным в мире им же созданных идей, схем мышления, циничных политических игр, безудержного потребления и борьбы за ресурсы. В этом мире слишком сложных механизмов, выходящих из-под контроля и продвинутых технологий, покушающихся на основы человеческой жизни... В этом средневековом мире борьбы за души людей, человек теряет себя.

Когда-то таким же угрожающим человеку был мир живой природы, но он нашел в нем свой путь – коллективного выживания, сочувствия и чуткости. Но этот новый мир построенный человеком,  является ли он чем-то принципиально иным, созданным из ничего человеческим злым гением? Все идеи и механизмы основаны на «косности материи», как говорил проницательный поэт Максимилиан Волошин, а точнее, на  типичности природы, устойчивости в следовании своим целям...

Первый шаг делает не злой гений, а человеческая чуткость. Она позволяет человеку находить и соотносить общие черты и общие цели в различных природных  явлениях.  А это открывает дорогу к их использованию неполноценно чутким людям, теряющим из вида общие цели.

И вот рождаются миры, в которых природные элементы переплетены слепой волей и ущербным знанием во взрывоопасные узлы, чреватые войнами, социальными потрясениями, техногенными катастрофами и природными бедствиями.

Череда катастроф когда-то ваяла для человека мир, миллионы лет эволюции шлифовали его, так как если бы их вела рука подлинного Творца. У человека нет такого всеобъемлющего знания и нет столько времени. Его творения не вполне в его власти, но они способны стереть его с лица земли быстрей, чем он путем слепых блужданий в лабиринтах своих все множащихся возможностей найдет спасительную стратегию – ту самую, что когда-то сделала его человеком, найдет свою подлинную цель -  ту, которой он был вначале.

В таких условиях ведущим фактором принятия решений становится недоверие, страх и некомпетентность. НТП только расширяет пропасть между различными группами населения, обостряет конфликт. Менее развитые слои чувствуют себя незащищенными – паническая реакция – демографический бум, который усугубляет проблемы. Порочный круг. Средний класс пытающийся занять лучшее положение растрачивает слишком много сил в неэффективной системе образования, разочаровывается и деградирует. А это снижает прогрессивность общества, его технологическую и социальную безопасность, способность адекватно отвечать на новые вызовы. Порочный круг.

Человечество должно пересмотреть свою экономическую политику, приводящую к растрате ресурсов, отравлению природной среды, дестабилизации климата, социальной и политической напряженности.  Человечество должно принципиально изменить систему образования, восстановить связь знаний со своими корнями – с естественным эмоциональным восприятием, с цельным мировоззрением и тем самым укрепить связи между различными социальными слоями, укрепить между ними доверие и сотрудничество, оздоровить социальный климат. Это также укрепит связи между специалистами различных дисциплин, повысит качество их подготовки и снизит риски техногенных катастроф, обеспечит развитие более безопасных и экономичных технологий, решит проблемы нехватки энергетических, продовольственных и прочих ресурсов, переведет взаимодействие различных стран и народов из враждебного в созидательное русло.

На пути этих решений стоит инерция человеческого мышления, которую поддерживают явные и скрытые конфликты, недоверие между людьми различных социальных групп, культур и конфессий. Налицо разрушительное противоречие между глобализацией мира и средневековой конфессиональной враждой, основанной скорее не на вере, а не неверии в статус человека, прикрытой архаическими идеями превосходства, избранности, реванша...

Увы, эта вражда порождает целый клубок проблем, в частности в системе образования, и не дает ей выйти на совершенно иной уровень эффективности и цельности. Людям приходится поодиночке снимать себя с крючков различных заблуждений, освобождать свое сознание от угнетающих и дезориентирующих стереотипов, неэффективных знаний, манипуляций идеологов всех мастей. Единственная альтернатива системе образования, не выполняющей полноценно свою функцию, – самообразование, свободное и доброжелательное общение между людьми, преследующими одну цель, – восстановить свой психологический и интеллектуальный статус.

9 СЕРДЦЕВИНА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Существует некая сердцевина мировоззрения, тесно связанная с эмоциональной самооценкой человека. Она очень помогает разобраться в происходящем, разобраться в своем отношении к нему и сделать выбор в пользу свободы сознания и совести, в пользу совместного справедливого решения проблем – в пользу выигрышной стратегии человека. В каждой жизнеспособной культуре, конфессии есть понятие об этой сердцевине, о ядре, формирующим вокруг себя общность людей с более высокой степенью доверия друг к другу, солидарностью и может быть более глубоким пониманием мироздания и происходящего вокруг.

Если попытаться согласовать эти традиционные понятия с современными знаниями о развитии природы, возникновении человека, его истории можно уловить некую тенденцию. Так, человек – стремление природы к универсализации, к большей приспособляемости к изменениям и, как бы иронично это сейчас ни звучало, к большей защищенности жизни. Это выражается в великом разнообразии занятий человека. Но один человек при всем желании не в силах овладеть всеми знаниями и умениями, для сохранения универсализма необходимы тесные связи между людьми – асабия. И при этом условии вступает в силу коллективный разум, который может находить чудесные решения самых сложных вопросов.

Асабии развивалась от родовой до племенной, этнической, затем к национальной, а потом к имперской... Переход от одного к другому уровню обустроенности как правило происходит в ситуации кризиса, когда близость катастрофы пробуждает чуткость. Развитие этнической асабии ограничивало родо-племенной эгоизм, развитие имперской асабии позволяло людям подняться над национальной и этнической ограниченностью в рамках имперской идеи.

Упадок империй и дискредитация имперских идей может быть прелюдией к переходу на новый глобальный уровень обустроенности, формирование общечеловеческой асабии. Кстати, имперские идеи формировались на основе сердцевины мировоззрения монотеистических религий или этических систем, которые в силу своей оригинальности и органичной связи с обыденной жизнью людей демонстрируют большую жизнеспособность.

Вместе с тем глобализация ставит под сомнение эту жизнеспособность, коль скоро ее оказывается недостаточно, чтобы преодолеть межконфессиональное недоверие и враждебное соперничество. Это серьезные преграды на пути решения острейших проблем 21 века. В современных условиях растет разочарование в имперских идеях, всяких идеологиях вообще, в капитализме и обществе потребления, языковые барьеры не столь неприступны, люди больше узнают о других культурах и видят больше общего друг в друге. Сейчас, научные знания вышли на более цельные представление о мире, и не стоят в такой непримиримой оппозиции к интуитивным знаниям о гармонии и тенденциях развития мира. Именно в такой момент, казалось бы, человечеству было бы проще выработать единую формулировку сердцевины мировоззрения, которая способствовала бы росту общечеловеческой асабии и более разумному обустройству мира.

Формальные различия в текстах первоисточников, в представлениях об абсолюте, конфликты прошлого и настоящего, а главное, стремление сохранить самоидентификацию  и т.п. на фоне взаимного недоверия оказываются непреодолимыми препятствиями к этой цели. Как это ни парадоксально, но особенно сильно это проявляется в монотеистических конфессиях. Причем, единство текста первоисточника не решает проблем, а подчас делает соперничество еще более жестоким. Формальной причиной розни может быть разница в интерпретации, а по сути - борьба за влияние.

Кажется, что легче прийти к взаимопониманию с атеистами. Они ведь отрицают наличие божеств. А это, грубо говоря, уже половина сакрального знания. Недостающую часть они могут поискать в науках. Правда для этого следует изменить к ним отношение, не использовать их как средство самоутверждения, демонстрации превосходства, а уловить в них что-то общее... цели природы. Задаться вопросом, как человеку удается развивать науки до таких сказочных высот, создавать чудесные технологии,- в чем корень таких способностей? И может быть уловить в этом корне полноценное сакральное знание – сердцевину мировоззрения и эмоциональной самооценки.

10 ЧТО ДЕЛАТЬ?

А что же делать незадачливым монотеистам? Раз единится никак не получается, может и не надо идти таким формальным путем. Разве не очевидна общая мотивация  благих житейских дел, взаимопомощи на уровне эмоциональных переживаний, сочувствия? Так можно обойти формальные препятствия, встать выше их и открыть дорогу к единству устремлений на практическом уровне, при сохраняющейся самобытности форм; к взаимному практическому признанию, при сохраняющейся независимости; к общей для всех и распространяемой на всех стратегии коллективного выживания. Разве не к этой стратегии призывают все учения? Ведь это важнее разногласий.

Пока что, это только неформальное, негласное соглашение, к которому приходят сами... те из людей, в ком вера это - согласия ума и сердца при широте взглядов, т.е. чуткость, статус человека, а не средство самоутверждения или источник дохода и власти. Говорилось про это давно многими прогрессивными деятелями различных стран и эпох, среди них Лев Николаевич Толстой, до сих пор вызывающий неоднозначную оценку в обществе... Но это неформальное, никем неподписанное соглашение - основа для роста общечеловеческой асабии, надежда на будущее более разумное устройство мира.

Звучит может быть несколько утопично, но, пусть даже мы еще не поднялись так высоко, разве уже не навиделись примеров того как нас стравливают друг с другом, используют. А если быть просто терпимей к друг другу, у нас появится время... подумать и понять друг друга, и прийти к долговременному надежному и лучшему миру, прежде чем мы перебьем сами себя. Понять, что суть того за что мы так держимся и ревнуем... у всех одна и та же...

В лучшем проявлении это - солидарность, доверие, сотрудничество, атмосфера творчества и любви, в худшем - претензия на единственно верное всепобеждающее ... , претензия которая закручивает нашу психику и мышление в гибельный порочный круг... делает нас слепыми и неспособными извлечь долговременную пользу из накопленной человечеством мудрости.
 
При работе над этой статьей мне стал понятней текст, относящийся к той самой мудрости. В нем говорится о том, что триумф одной конфессии над другими во всем мире – признак близости конца света. Причем, как я думаю, к этим религиозным конфессиям можно отнести и атеизм. На мой взгляд, мультикультурный и многообразный мир - замысел природы, если хотите, Творца.

Это делает мир в долгосрочной перспективе более устойчивым. Враждебное соперничество внутри одной культуры приводит к быстрой деградации общества и гибели культуры, когда враждебное соперничество между многими различными культурами невольно способствует их развитию, увы однобокому, но все же продлевающему жизнь асабии обществ...  Конечно, это не лучший путь, скорее временный аварийный и вовсе не безопасный выход... постепенно поколение за поколением разрушающей мир человека и подтачивающей ту самую сердцевину, основу каждой из культур и конфессий, вовлеченных в это противостояние...

Как правило, люди эмоционально далекие от сердцевины мировоззрения и избравшие альтернативную стратегию (один за счет других), являются главными вдохновителями межконфессиональной вражды, ибо так им легче утвердить свою власть над людьми другого выбора. Удивительным образом лицемеры из противоборствующих конфессий  оказываются союзниками. Если они договорятся между собой, видимое противостояние сторон окончательно превращается в фарс и уже не дает развития.

Очень грубо и неприглядно, но, увы, предельно точно, это описал Дж. Оруэл в своем «скотном дворе». Остается единственная надежда на то, что постепенно разрастающийся кризис заставит задуматься, проявить чуткость и поможет людям склонным к моральному выбору наконец-то понять, что настоящие враги могут быть формально своими, а по сути приверженцами партии - один за счет других. И пусть место враждебного соперничества займет джентльменское  соревнование различных культур, которое стимулирует развитие и укрепление каждой из них путем всестороннего развития и совершенствования лучших человеческих качеств на основе универсального морального выбора – коллективного выживания.

Дальние подступы к этой цели – образование, но существует еще более ранний камень преткновения, описанный в первоисточниках... Любовь и уважение между мужчиной и женщиной, только в таких семьях будут расти эмоционально здоровые дети, способные осуществить рост асабии общества. Мужчина и женщина прежде плотской близости должны найти в себе эту общую сердцевину мировоззрения, только на ее основе у них может быть подлинная созидающая любовь. В частности очень важно, чтобы они не использовали близость для самоутверждения, снятия стресса, как средство от скуки... они должны заслужить это право, эту награду для победителей. Прежде надо сделать благое дело, вклад в построение лучшего мира для своих детей.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
http://www.stihi.ru/2014/02/06/3410


Рецензии