Философия истории. Ключ к разрешению кризиса

 ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР

Единство и борьба противоположностей, инь-янь, это то, как мы видим мир, как можем его понимать. В природе на всех уровнях существуют тенденции к порядку и к разрушению. Разрушение порой открывает дорогу более совершенному порядку. Но человек не может управлять процессом разрушения, это вредная иллюзия политиков.

Динамика всякой физической системы определяется балансом ее потенциальной и кинетической (реализованной) энергии. Этот факт выражает, например, принцип наименьшего действия. Истинная траектория движения оказывается такой, что небольшие отклонения от нее не влияют на этот баланс. Стремление к устойчивости лежит в основе природных систем. Таков взгляд физика и математика.

ПРИРОДА

Жизнеспособность существ определяется балансом между их специализацией и универсальностью. Т.е. между успехом в современных условиях и способностью приспосабливаться к изменениям. Длительные периоды стабильных климатических условий способствовали специализации видов. Катастрофические изменения открывали дорогу универсалам.

Еще одним аспектом баланса между краткосрочным и долгосрочным успехом является баланс между конкуренцией и сотрудничеством. Именно благодаря симбиозу ядерной клетки и бактерии возникли высшие формы жизни. Именно благодаря внутривидовому сотрудничеству жизнь продолжается, родители заботятся о детенышах, учат их выживать. Конкуренция за ресурсы и отношения хищник - жертва способствуют естественному отбору, поддержанию жизнеспособности и текущему равновесию в природе.

Развитие жизни шло по многим ветвям, в основе были бактерии, затем появились водоросли и растения. В самом начале они не питались друг другом, а черпали энергию и строительный материал для своего роста из неживой природы. Только растения и водоросли и некоторые виды бактерий могут перерабатывать неорганические соединения в органические и преобразовывать энергию солнца в энергию химической связей, в те вещества, которые питают все живое. На этой основополагающей ветви развития вершину эволюции занимают деревья. Они достигли высокой степени защищенности, устойчивости развития, самодостаточности, самой высокой эффективности освоения и переработки вещества и энергии. Природа не стояла на месте. Если в начале живые существа просто приспосабливались к среде и выживали те, кто быстрее других осваивал пространство, то с развитием у живых существ появляются такие качества , как агрессия, способности борьбы друг с другом.  Появились рыбы и животные… Они проигрывали деревьям в степени эффективности переработки ресурсов и самодостаточности, но реализовывали новые возможности.

Динозавры мастерски приспособились к своей среде обитания, они  были крайне успешны. Млекопитающие в эпоху динозавров были неудачниками, но они были универсальней. Когда динозавры вымерли, млекопитающие стали занимать их места, у них стала развиваться специализация.

Но тенденция к универсальности сохранялась и привела к развитию интеллекта, увеличению продолжительности периода обучения, познавания и адаптации - детства, в конечном итоге к возникновению человека.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Универсализм человека проявился  в его строении и выразился в его речи, был способом выживания в естественной окружающей среде. Универсализм получил чисто человеческие измерения в особенностях психики, особом сочувствии человека природе, людям, лежащем в основе творческих и познавательных способностей человека, его самосознания. Универсализм проявился в общественном поведении, основанном на сотрудничестве и взаимопомощи, отразился в культуре, в частности, в моральных концепциях. Это все не отменяет соперничества и конкуренции. Они способствуют развитию в направлении специализации. Но у людей проигравшего не обязательно «съедают», он имеет шанс попробовать свои силы на другом поприще.

Общественные связи помогают поддерживать универсальность человеческого общества за счет обмена опытом и продуктами специализации между его членами. Сама природная среда – гармоничная, но требующая  к себе уважения, формировала у людей эти качества, консолидировала общество.

Универсализм человека зовет его в путь, а конкуренция подстегивает к этому. Так обеспечивается жизнеспособность человеческого рода. Это привело к заселению всех пригодных к жизни земель, возникновению многообразия антропометрических характеристик, образов жизни, материальных культур и языков. Вместе с тем это приводило к потере связи между удаленными человеческими общинами,  а значит и к ущербности самоидентификации. Кроме того, по мере заселения территорий возникала проблема перенаселения.

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ

Творческие способности человека ставили его на вершину пищевой пирамиды, помогали приспосабливаться к новым природным условиям. Но на этой вершине человек порой оставался беззащитным против самого себя. Успех и благополучие притупляли его чуткость, лежащую в основе самоидентификации...  Резкий прогресс в развитии охотничьего оружия, например, изобретение лука, мог приводить к нарушению гармоничного образа жизни охотников, провоцировать демографический бум и истощение охотничьих угодий, ускорявших приближение катастроф,  которые ставили под сомнение самоидентификацию людей, их моральные принципы, устройство общества.

Изобретения лука, наверно, побочный продукт неолитической революции, постепенно зревшей в недрах палеолитического общества. Еще в древние времена люди познали две стороны прогресса. Так или иначе, на грани выживания они все время возвращались к проблеме морального выбора, самоидентификации. Она решалась двумя путями: отказом от моральных принципов (стрелять из лука в людей) или развитием неолитической революции - преобразованием природной среды, освоением земледелия и животноводства, позволяющими прокормить большее число людей на единице территории.

Первые земледельцы сильно рисковали… в стремлении к большим урожаям, не имея достаточного опыта, они могли снижать плодородие земель или приводить их к эрозии.  В таких условиях какой-то другой неблагоприятный фактор, погодная аномалия, нашествие саранчи, миграция племен… приводили к катастрофам.

***
Что-то подобное происходило и со скотоводами. Со временем в стремлении войти в равновесие со средой скотоводы становились кочевниками.


ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Более устойчивыми оказывались неолитические общества, занявшие территории с относительно стабильным климатом и естественным воспроизводством плодородия земель. Как правило, это были долины рек, несущих плодородный ил. Именно на таких территориях зарождались первые цивилизации. Их первые успехи отсрочили и смягчили остроту проблем, теперь они звучали по-другому: как повысить эффективность природопользования? Как обезопаситься от неурожайных лет?  Как защитить запасы? И т.п. Придумывались новые способы хозяйствования, вводились новые отношения в обществе, такие, например, как частная собственность, землевладение, сословия... Строя цивилизацию, люди идут по пути специализации и теряют из виду универсальность, в том числе в чисто человеческом измерении, вопрос морального выбора исчезает из поля их внимания.

Теперь они живут в другой модифицированной среде, не столь гармоничной и устойчивой. Она зацикливает внимание людей на своем однообразии, оказывает давление на психику, на интеллект, на качество общественных связей, приводя тем самым к размытию самоидентификации человека.   

Свято место пусто не бывает. Недостаток гармоничности окружающей среды, недостаток атмосферы взаимопомощи пытаются компенсировать возникающие искусство, культура, религия, наука. Люди пытаются прогнозировать неурожайные годы. В стремлении защититься от них люди увеличивают посевные площади, учатся хранить зерно. Возникает потребность защищать запасы. В противовес феодальной элите землевладельцев формируется военная аристократия, появляется судебная система, подати, общие запасы продовольствия, элементы государственности. Угроза захвата чужаками консолидирует общество, объединяя соседние народы, говорящие на понятных друг другу языках. Возникает письменность, жрецы пытаются сохранять опыт и знания общества в текстах.

Это был так называемый бронзовый век – золотой век новых цивилизаций, когда был достигнут некий хрупкий баланс между сознанием человека, вновь созданным им миром цивилизации и самой природой.

Однако не следует обманываться, люди уже разобщены враждой и недоверием между народами, сами народы - непреодолимыми сословными барьерами, положение низших сословий бесправно и это положение закрепляется официальными легендами и мифами, социальный мир и жизнеспособность государств во многом определяется моральными качествами правящей элиты.

Бронзовый век завершается бронзовой катастрофой, ее причины до сих пор не совсем ясны. Возможно, истощение известных запасов олова, необходимых для производства бронзы, послужило ослаблению экономики и позиций военной аристократии, нарушению баланса в обществе. Технологический прорыв – использование железа для нужд человека ознаменовал собой новый железный век. Он поначалу усугубляет катастрофу бронзового века. Железное оружие было дешевле и прочней бронзового. Мир погружается в хаос войн, грабежей, разрушений.

Парадокс – развитие цивилизации носит противоречивый,  пилообразный характер. Цивилизации появляются и развиваются в результате раскрытия творческого потенциала людей , направленного на благо человека. Но на определенном этапе нововведения, придуманные человеком для своего блага, как бы взбунтовавшись против своего создателя, сами управляют им. Это неизбежно подрывает жизнеспособность общества, его творческий потенциал. Общество коснеет в неком несовершенном состоянии, перестает развиваться и деградирует до такого состояния, что любое нарушение текущего порядка вещей оборачивается катастрофой.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

Многие из цивилизаций бронзового века гибли в войнах, междоусобицах … Примерно в один исторический период 800-200 лет д.н.э. – осевое время, как назвал его Карл Ясперс, – люди в разных частях света осознали необходимость восстановления интеллектуально-психического благополучия и качества взаимодействия в обществе. Таким образом, процесс переосмысления сложившихся отношений, знаний, идей, начавшийся в бронзовом веке, стал востребованным и получил новое развитие. Происходила попытка реконкисты мира, теперь уже мира построенного человеком, с целью укротить его и снова поставить на службу человеку. Люди учились на ошибках, старались разнообразить источники пропитания, налаживали торговлю, осваивали письменность и языки сопредельных народов. Это время ознаменовывалась новым, пришедшим на смену мифологии, более универсальным и рациональным мировоззрением, которое вновь обращало внимание на вопрос морального выбора. Это объединяло людей разных сословий и этнических групп общим смыслом жизни, идеями справедливости и сотрудничества. Общественные институты теперь строились на новом мировоззрении, влияние родовой знати и военной аристократии уравновешивалось неким подобием гражданского общества. Его представляли философы, жрецы, ученые, состоятельные ремесленники и торговцы. Так на руинах цивилизаций 1 ого поколения вставали цивилизации 2ого поколения… Они объединяли обломки древних государств, строя новые империи.

Какое-то время новые идеи и институты служили прогрессу общественных отношений, сплоченности обществ, усилению влияния государства, формированию первых империй.

Но как тонка и неуловима грань между добром и злом, она пролегает не между различными культурами, государствами, сословиями или отдельными людьми... она пролегает в сердце каждого человека. Никакие наставления, заповеди, законы не остановят зла, когда оно побеждает в сердце человека. Оно использует их под себя, высасывает из них силу, искажает, оскверняет, а затем, бывает,  выбрасывает как использованную и испорченную вещь.   

Попробуем схематично описать процесс отката от добра – психического статуса, полноценных отношений... На словах это выглядит так. Будьте добрее! Зло не дремлет! А ты за добро? Ты вообще знаешь, что это такое? Так слушайся добрых людей,  идти под знаменами добра в походы на злых. Безропотно отдавай последнее на добрые дела по-настоящему добрых людей. В конце концов, люди начинают сомневаться в доброте добрых и в доброте вообще. Это не значит, что они восстают. Они подыгрывают «добрым», а за это пытаются «по-доброму» получить свое на «священных» войнах с инородцев. Но ведь все люди похожи. Преодолев психологический барьер и научившись творить  зло по отношению к «чужим», трудно его удержать от распространения  на «своих».  Это - оборотная сторона чуткости.

Какие же слова можно подобрать для того, что происходит с людьми внутри, с чего все начинается? Может быть с банальной зависти и озлобленности.  Когда человек по тем или иным причинам не может раскрыть в себе способности по освоению мира и себя, он зачастую видит для себя выход во власти над теми, кто эти способности в себе раскрыл. Так происходит деградация элиты. Люди же, раскрывшие в себе способности к тому или иному ремеслу, занятию, зачастую зацикливаются на нем, и не желают знать ни о чем другом. Их инертность - питательная среда для паразитизма.

Снова войны на окраинах с варварами, пленных брали в рабство. Борьба за влияние внутри империй. И опять нововведения выходили из-под контроля человека, переставали служить людям, приобретая «собственную волю», которая, как правило, служила узким кругам интриганов. Далее по цепочке упадок морали, обществ, империй … упадок человека.

***
Кстати о кочевниках и "варварах". Эти сообщества существовавшие в тяжелых природных условиях, существовали за счет архаичного интенсивного хозяйства на грани перенаселения. Борьба за ресурсы, за власть в их среде была неприкрытой и беспощадной. С одной стороны это повышало их боевой дух и навыки, с другой не позволяло переходить к более прогрессивному укладу. Разбуженные от вековой междоусобицы захватническими походами цивилизованного мира они стали заимствовать у него не только технологии (беглые рабы), но и идею борьбы своих против чужих. Настанет время и "цивилизованный мир" будет трепетать под воинственными взглядами кочевников и варваров. Его большая часть окажется захваченной ими или же в сфере их влияния.
(...)

ЦИВИЛИЗАЦИИ 3 ого ПОКОЛЕНИЯ

Борьба между духом человека и инерцией его сознания продолжалась. В борьбе с деспотизмом рабовладельческих империй  новые «волны осевого времени» возрождали идеи универсальности. Теперь они формировались вокруг монотеистической идеи, идеи любви и справедливости, которую несли в мир новые универсальные церкви - терминология Тойнби. Они сохранили в себе идеи осевого времени в смутные века. Они снова объединяли людей, возвращали человеку веру в свои возможности. Так формировалось современное (по Тойнби) 3е поколение цивилизаций.

На основе этих церквей формировались новые, более мощные империи, объединяющие множество разноязычных народов… цивилизации 3ого поколения повторяли путь цивилизаций 2ого поколения, их деградация начиналась с деградации универсальных церквей, которые из духовных лидеров общества становились лишь инструментом имперской политики по мобилизации человеческих ресурсов, получая в обмен лицензию на паразитизм. Теперь церкви не объединяли, а разъединяли враждой людей разных конфессий.

***
Нашествия кочевников и варваров на цивилизованный мир приводило к краху царственных династий, разграблению, разрухе, упадку. Но захват новых земель не давал варварам долгосрочного решения своих проблем. Старые междоусобицы вспыхивали вновь и ослабляли вновь созданные династии варваров и осевших кочевников. Но там, где произошел синтез культур, где варвары восприняли идеи универсальности, цивилизации возрождались. 

Перед человечеством всегда встают две проблемы: отношений со средой и отношений с самими собой. В доцивилизационное время одна проблема помогала решать другую, и человек находился в состоянии близком к гармонии. Но (экзистенциальное) отличие человека от животных в его незавершенности. Он все время вырастает из состояния равновесия. Заселив всю землю, он истощает ресурсы, что порождает борьбу за них, которая в итоге приводит к кризису самоидентификации. Преодолевая этот кризис, человек находит иной выход, чем вражда с самим собой. Это новые отношения с природой, которые позволяют черпать из нее больше ресурсов и добиваться благоденствия. Человек модернизирует природу, ставя ее в искусственные условия, изменяет ее цели.

Между тем модернизированная среда менее устойчива, чем естественная, как и новые отношения. Круг повторяется, только быстрее. Взаимодействие этих двух проблем определяет ход истории. Если самоидентификация человека, ориентированная на первоначальную гармонию, определяет требования к модернизированной среде, она становится более гармоничной и дружественной для человека и природы. Если же модернизированная среда  определяет отношения между людьми, в частности и человека к себе, то он теряет свою цель, самоидентификацию. Потеряв свою самоидентификацию, человек становится на путь саморазрушения.

Любая цивилизационная среда тяготеет к косности, которая есть порабощение человека,
паразитизм и деградация. Первыми, как правило, деградируют как раз те институты, которые раньше способствовали выходу из кризиса, ибо, победив  в борьбе, они теряют высшую цель – служение человеку, если только общество само не оказывает на них давление. Задача каждого человека и всего общества – постоянное освоение созданной ими же среды, ее переосмысление, совершенствование и гармонизация. Передовым фронтом в этой борьбе является образование.

Мы с вами, как и несколько поколений наших предков, живем, все еще, в эпоху кризиса цивилизаций 3 ого поколения, который отражается в кризисе морали, культуры, экономики и политических систем – нашей модернизированной окружающей среды. Но, может быть, как это было раньше, в недрах деградирующего поколения цивилизаций уже сейчас, как и последние несколько сотен лет, формируются элементы цивилизаций нового поколения? А, может быть, они уже сформировались, не хватает только их единства... самого человека. Человека, способного видеть шире, мыслить универсально и смело, человека, способного быть ответственным. И тогда он не будет прятаться за золотые идеи или играть на противоречиях между ними, а потом винить их в своих бедах. Он будет находить в них общую суть, свою суть... и следовать ей, налаживая естественные связи между здоровыми силами, связи друг с другом, связь со своей душой...   

НОВЫЙ МИР

Относительно наиболее успешным оказался англо-саксонский протестантский проект. Практический отказ от прямого экономического грабежа собственного народа как результат консенсуса влиятельных политических группировок, консенсуса между центральной властью и местной, между властью и производительными силами, между церковью и светским обществом привел к небывалой системной и долгосрочной консолидации общества. Консолидации, основанной на доверии и общих, пускай, и меркантильных интересах.  Парламент, судебная система, независимые (от одной силы) СМИ, эти важные элементы гражданского общества открывали пути для невооруженного решения внутренних споров. Протестантский проект как бы стал новой волной осевого времени. Эффективность труда и востребованность творчества в таких странах возрастала, произошел переход от феодальных к буржуазно - демократическим отношениям, грянула техническая революция. Это делало подобные общества лидерами на мировой арене.

Зачастую лидерство устанавливалось с помощью войн. При всех издержках, войны позволяли задавать новые более высокие стандарты организации обществ, сметать закосневшие и неадекватные системы общественного устройства и сопутствующее им самосознание людей, когда «по-хорошему», путем самосовершенствования это не получается.

И вот в стремлении сохранить конкурентоспособность другие общества, прежде всего католический мир, переходил на новые политические стандарты. Бесконечному соперничеству между церковью и светскими лидерами положила конец окрепшая буржуазия, осуществившая отделение церкви от государства, демократизацию общества. Неэффективные экономические системы, в конце концов, проигрывали более эффективным системам.

Обновленные империи в меньшей степени нуждались в прикрытии политики религиозными идеями, шла открытая борьба за колонии, за мировое влияние, вылившееся, в конце концов, в первую мировую войну, потрясшую человечество своей бессмысленной жестокостью применения нового высокотехнологичного по тем временам оружия массового поражения. Война как стимулирующий фактор развития становилась слишком дорогим «удовольствием». К людям возвращалось понимание того, что они не могут управлять процессами разрушения, а моральный и нравственный выбор мира, не только отвечает здоровому естественному складу человеческой психики, но и является универсальной стратегией выживания человеческого общества.

В послевоенное время капитализм даже в успешных англо-саксонских странах столкнулся с новыми проблемами – безработица, перепроизводство. И вот на обломках слабого звена в мировой системе империй возникает коммунистический мир, как казалось, реальная альтернатива капиталистической системе.

Коммунистическая идея была направлена на слабые звенья существующей капиталистической системы – ущемления прав малоимущих и малограмотных слоев населения, национальных меньшинств, паразитизм церкви... В этом была ее сила, но и слабость, ее собственные принципы построения общества оказались еще более уязвимыми перед людскими пороками.

Однако коммунизм был воспринят элитами капиталистического мира как серьезная угроза. Это консолидировало их и стимулировало развитие. Был построен новый мир... капиталисты как будто бы больше поверили в коммунистические идеи... и торопились их реализовывать в своих странах прежде, чем их смогут использовать «коммунисты» в борьбе за власть.

Западный мир в противовес коммунистической идее развивал идею свободы, в первую очередь экономической. Она стала точкой его бурного роста. Вызванная к жизни противостоянием двух систем, эта идея стала мощным объединителем людей самых разных культур и конфессий. Они пополняли ряды граждан свободных стран, обогащая их достижениями своей культуры и мысли, вкладывая в развитие этих стран свою энергию и интеллект.

КРУШЕНИЕ КОММУНИЗМА

Причины падения коммунистического строя – внутренние. Это нежелание и неспособность элит модернизировать общество и поддерживать социальные обязательства. Вместо работы по модернизации идеологии, политики и экономических отношений был взят курс на их слом, отсечение от ресурсов значительной части населения под дымовой завесой антикоммунистической риторики и сопровождающейся переводом стрелок на «несвоих» управленцев, репрессиями против них. Известный прием, проделанный не раз и с другими системами на соответствующем пространстве.
 
Интересный побочный эффект крушения коммунистической системы – обострение проблем капиталистического мира. Видимо, сказалось отсутствие мобилизующего фактора. Ослабление капиталистической системы всегда активизирует архаические силы, духи прошлых империй, феодальных систем, воинствующих идеологий всех мастей. Но после локальных побед они всегда терпят поражение, ибо они - тени отжившего прошлого. И сколько бы они косметически не модернизировались, без фундаментального изменения системы управления, без экономической и творческой свободы людей они обречены лишь на роль инструмента для мобилизации более прогрессивных обществ.   

ПЕРСПЕКТИВЫ

Это картина в грубых мазках. Сейчас в эпоху кризиса цивилизаций 3ого поколения в мире происходят довольно сложные процессы. Дело в том, что институты, погрязшие в паразитизме, все равно имеют свою нишу в системе потребностей общества, оно нуждается в  идеях и устремлениях, лежавших в их основе. Но пилообразность прогресса может сыграть злую шутку с наивными людьми. На первоначальном этапе и на последующих этапах выхода из кризисов на новые поколения цивилизации общество приближалось к своему идеальному состоянию. Эти времена сохраняются в памяти поколений людей как некие золотые века. Но не всегда верно их отождествлять с существующими «хранителями» традиций того или иного золотого века. Скорее всего, они являются реликтами духов упадка «золотого века», паразитировавших на нем, они и сейчас не прочь паразитировать на его золотых идеях. А дальше – политика.

На лицо глобальный дисбаланс и рассогласованность различных идей и сил, отражающих стремления к краткосрочному и долгосрочному успеху, стремления к уникальности и универсальности. Это происходит в сознании людей - довольно болезненные процессы самоидентификации и поиска выхода из тупика. Человечество вступает в качественно новую фазу своего развития, когда противостояние идей, способствовавшее развитию элементов нового мира, исчерпывает себя. Перед человечеством встают новые вызовы, для ответа на которые однобоких преимуществ отдельных обществ недостаточно. Уровень воздействия человека на себя, свою психику, на природу, степень взаимозависимости и взаимопроникновения культур перешли некие рубежи, когда уже нельзя пренебрегать побочными последствиями простых однобоких решений. Ответ на новые глобальные вызовы должен быть комплексным, решение проблем всеобъемлющим, на уровне синтеза противоборствующих идей. Он подразумевает восстановление универсальности человека на новом глобальном уровне, он подразумевает его ответственность за свои творения. Время экспериментов над собой и природой должно закончиться, ибо их ценой может быть само существование человека.

КЛЮЧ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Встают проблемы обучения, переобучения... Но образовательные институты - плоть от плоти кризисной системы, так что на первом этапе вся надежда на самообразование, на работу человека над собой.  Парадокс - для работы над собой человеку нужны стимулы, но он перестает быть адекватным при постоянном действии слишком сильного стимула  - страха, гордыни, жажды наживы и т.п.
 
Страх - принудительная мобилизация посредством образа врага, чревата тяжелыми последствиями для психики, как и гордыня. Вместе с тем такая мобилизация может быть неэффективна из-за цинизма и разочарования новых поколений в имперских идеях, осведомленных, Оруэлла читали, о возможности глобального паразитического сговора элит.  При всей своей предосудительности, такой сговор является в этой ситуации меньшим злом по сравнению со всеобщим психозом и глобальной термоядерной войной.  Жажда наживы, обращенная на соседние народы, опять приводит к образу врага, который без «высоких» оправданий очень быстро распространяется на самих жаждущих. Положительная роль развитого общества потребления – возможность перенаправлять агрессию людей от себя на природу. Но в современных условиях природа перестает быть неисчерпаемой и самовосстанавливающейся.

Теперь место образа врага занимает глобальная экологическая катастрофа... это более естественный мобилизующий фактор. Но здесь опять вступает в игру парадоксальность человеческой природы,  его психики. Работа над собой превращается в балаган и сводится к неадекватным действиям фанатов зеленых... Плюс  уже давно освоенное политиками искусство паразитизма на всяческих страхах и благородных идеях... И вот экологические угрозы пополняют их арсенал, экологические активисты отрабатывают по заказам, подрывая доверие людей к этой теме вообще. А проблема ведь остается!

Построение среды естественной мягкой мобилизации (без психоза), переходящей в глубокую и разностороннюю мотивацию, раскрывающую потенциал человека, его ценность... вот, наверное, первоочередная задача кризисного периода.  Зачатки этой среды уже есть, и ничего совершенно нового придумывать не надо. Но они существуют как бы порознь, в расколотом  виде. Каждый осколок - наследие золотых веков, объединявших людей в мощные общества. В каждом регионе, в каждой человеческой общности находились люди, которым удавалось найти в себе этот настрой. И если общество принимало и поддерживало таких людей, оно получало силу... Так закладывались основы современных традиционных религий. По мере своего развития все религии достигали предела в построении подобной среды. Эти пределы границы их собственных сфер влияния. К зачаткам среды глубокой мотивации можно также отнести культуру и науку. Точнее то особое чувственно - интуитивное понимание созвучности природы и человека, раскрывающееся некоторым их незаурядным представителям и лежащее в основе рационального знания.  Но вражда на этих границах разрушает качества этих сред и их способность к совершенствованию и распространению. Она препятствует построению всеобъемлющей и универсальной среды мотивации, эта вражда между конфессиями, между наукой, культурой и религией.

Преодоление вражды достигается на более глубоком уровне согласия чувственного и осознанного восприятия, на перекрестье многих направлений человеческой деятельности, в сердцевине мотивов, эмоций, интуиции и вдохновения, ключевых знаний человека о себе и мире. Я думаю, Л.Н. Толстой, А. Эйнштейн и многие другие выдающиеся представители человечества достигли такой глубины понимания. Однако, для построения глобальной среды человеческой мотивации необходимо большее количество таких людей, активно общающихся и сотрудничающих друг с другом, им необходимо преодолеть некое критическое число по отношению к инертно мыслящей массе населения.

Современные возможности информационных технологий открывают широким слоям населения доступ к разнообразным источникам информации, к историческому опыту человечества. Обострение кризиса заставляет задуматься и критически переосмыслить существующую среду мобилизации. Дело за самим человеком сделать свой моральный выбор, стать тем, кем он заслуживает быть.

P.S.

Это скорее набросок, схема для дальнейшего развития темы.


Рецензии