Шри Ауробиндо. Персей - От переводчика

Шри Ауробиндо

ПЕРСЕЙ-ОСВОБОДИТЕЛЬ
Драма


>>
Цефей
Так что ж, и человек взойти способен
К высотам большим, приобщившись к небу
И бытием приблизившись к богам?

Персей
Быть может. Но и низших сил слепых
Еще не счесть, они еще могучи;
И долог, труден путь, ведущий ввысь.
Все ж Истина, гармония взрастут:
Придет однажды день, когда все люди
Близки друг другу станут и едины.
Пока же каждый шаг — уже победа,
Ведь так, за шагом шаг, земля восходит
Все выше, открываясь небесам,
Чтоб в ней однажды смутная душа,
От сна очнувшись, пробудилась к Свету.
<<


ПРЕ­ДИС­ЛО­ВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Шри Ау­ро­бин­до из­ве­с­тен в ми­ре как вы­да­ю­щий­ся мыс­ли­тель, как ли­дер на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния Ин­дии, как ве­ли­кий Йо­гин, пер­во­про­хо­дец но­вой ду­хов­ной эво­лю­ции че­ло­ве­ка. В го­раз­до мень­шей сте­пе­ни он из­ве­с­тен как по­эт, не­смо­т­ря на то, что сам он счи­тал се­бя в пер­вую оче­редь имен­но по­этом, и его до­сти­же­ния в по­эзии по­ис­ти­не гран­ди­оз­ны: он со­здал мно­же­ст­во сти­хов, по­эм, поэтических переводов, наконец, ге­ни­аль­ный эпос «Са­ви­т­ри», са­мое боль­шое ан­г­ло­языч­ное по­эти­че­с­кое произ­ве­де­ние в ми­ре, эпос, ко­то­рый в Ин­дии на­зы­ва­ют «пя­той ве­дой». Од­на­ко да­же по­чи­та­те­лям его по­эти­че­с­ко­го твор­че­ст­ва Шри Ау­ро­бин­до ма­ло из­ве­с­тен как дра­ма­тург. А меж­ду тем он со­чи­нил пять пьес (и еще не­сколь­ко не­ за­кон­чен­ы) об­щим объ­е­мом око­ло ты­ся­чи стра­ниц, и сре­ди этих пьес как ми­ни­мум две — «Пер­сей-ос­во­бо­ди­тель» и «Эрик» — мо­гут пре­тен­до­вать на ме­с­то сре­ди луч­ших до­сти­же­ний мировой дра­ма­тур­гии.

*

«Персей-освободитель» — единственная из пьес Шри Ауробиндо, которая была издана при его жизни. Это поистине грандиозное произведение. По масштабности и объему оно занимает в поэтическом творчестве Шри Ауробиндо третье место после эпоса «Савитри» и менее масштабной эпической поэмы в гекзаметре «Илион». В издании Ашрама Шри Ауробиндо пьеса имеет более 200 страниц. Это самая большая пьеса Шри Ауробиндо и единственное из его крупных поэтических произведений, которое было полностью издано при его жизни.

Удивительно, что столь зрелое произведение он написал в достаточно раннем возрасте: пьеса была создана примерно в 1906 г., когда Шри Ауробиндо было 34 года, и впервые увидела свет в 1907 г. в еженедельнике национально-освободительного движения «Банде Матарам», редактором которого был сам Шри Ауробиндо. В 1942 г. пьеса была переиздана и вошла в состав двухтомного собрания стихотворений и пьес автора. Шри Ауробиндо переписал заново утраченный конец пьесы и отредактировал весь остальной текст. Показательно, что именно эту пьесу он выбрал для публикации, видимо, считая ее самым зрелым и значимым из своих драматических произведений.

Это очень масштабное полотно в пяти действиях, со множеством действующих лиц, чрезвычайно многогранным и захватывающим сюжетом. Здесь выведены самые разнообразные типы, удивляющие своей поразительной универсальностью и вместе с тем отличающиеся гениальным своеобразием характеров и индивидуальных черт: боги, герои, чудовища, цари, политики, купцы, мясники и т.;д.

Пьеса построена на основе древней легенды о герое Персее, спасшем царевну Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу. В пьесе Шри Ауробиндо древний миф преображается в глубокую и прекрасную историю о силе и величии человеческой души, способной изменить всю жизнь человека и даже самих богов.

*

Шри Ау­ро­бин­до будучи великим Йогином создавал свою поэзию не при помощи ума, а в безмолвии всего сознания принимал ее в готовой форме свыше:

«Мой соб­ст­вен­ный ме­тод [при на­пи­са­нии по­эзии] за­клю­ча­ет­ся не в том, что­бы ус­по­ко­ить свой ум, по­сколь­ку он и так пре­бы­ва­ет в веч­ном по­кое, а в том, что­бы об­ра­тить его вверх и внутрь ... при пол­ном без­мол­вии не толь­ко ра­зу­ма, но и все­го со­зна­ния в це­лом. ... Я ни­ког­да не ду­маю и не ищу нуж­ных вы­ра­же­ний, как и не пы­та­юсь пи­сать хо­ро­шим сти­лем; я за­пи­сы­ваю в без­мол­вии ра­зу­ма то, что при­хо­дит в го­то­вой фор­ме свы­ше». (Шри Ауробиндо)

Шри Ау­ро­бин­до счи­тал, что пье­са как по­эти­че­с­кий ин­ст­ру­мент мо­жет ис­поль­зо­вать­ся для вы­ра­же­ния глу­бин­ных жиз­нен­ных идей, ок­ра­шен­ных, уси­лен­ных ро­ман­тиз­мом, ко­то­рый при­сущ пье­сам. Ро­ман­тизм мо­жет быть как не­до­стат­ком, так и сред­ст­вом ве­ли­кой си­лы, ес­ли его ис­поль­зо­вать для то­го, что­бы пе­ре­дать глу­бо­чай­шие идеи, ко­то­рые сто­ят за жиз­нью че­ло­ве­ка и на­пол­ня­ют ее. При этом он стремился сделать и пьесу ин­ст­ру­мен­том вы­ра­же­ния бо­лее вы­со­ко­го Со­зна­ния, бо­лее вы­со­ко­го Ду­ха, бо­лее вы­со­кой Му­д­ро­с­ти. Имен­но это Шри Ау­ро­бин­до и про­де­мон­ст­ри­ро­вал в сво­их пье­сах, осо­бен­но в «Пер­сее-ос­во­бо­ди­те­ле», са­мой гран­ди­оз­ной из его пьес, и в «Эри­ке», са­мой пси­хо­ло­ги­че­с­ки яр­кой его пье­се. В этой сце­ни­че­с­кой фор­ме, ко­то­рая ог­ра­ни­че­на са­ми­ми дей­ст­ви­я­ми, ре­чью, при­зва­нной вы­ра­жать внеш­ние от­но­ше­ния, он ока­зал­ся спо­со­бен вы­ра­зить глу­бо­чай­шие сим­во­лы и ис­ти­ны ми­ра, Бо­га, че­ло­ве­че­с­кой ду­ши, вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и Бо­га и, в то же вре­мя, глу­бо­кую жиз­нен­ную му­д­рость, си­лу ха­рак­те­ра, си­лу и зна­чи­мость че­ло­ве­че­с­ких по­ступ­ков. Эти пье­сы глу­бо­ко по­учи­тель­ны во всех от­но­ше­ни­ях, это со­кро­вищ­ни­цы му­д­ро­с­ти, со­здан­ные боговдохновенным ге­ни­ем Шри Ау­ро­бин­до.

Пьеса «Персей-освободитель» отличается чрезвычайной масштабностью событий и характеров и захватывающим сюжетом. Поразительно, что в этом произведении Шри Ауробиндо предвосхитил многие события XX века. Здесь, например, описывается народный бунт против царя. Некоторые персонажи (например, одержимый дьяволом жрец Полидаон) предвосхитили появление на мировой арене многочисленных фюреров и дуче. Шри Ауробиндо пророчески показывает с могучей драматической силой, какой конец их ждет. Выписаны здесь и другие политические персонажи, например демократический лидер Тероп, царь Финей, мясник Периссий — все они представляют собой универсальные типажи и потому их характер, их поведение в различных ситуациях являются особенно поучительными.

*

Пьеса «Персей-освободитель» написана по мотивам известнейшего древнегреческого мифа о великом греческом герое Персее, сыне Зевса и земной женщины Данаи, и эфиопской царевне Андромеде. Согласно мифу, Персей, возвращаясь на крылатых сандалиях, несущих его по воздуху, из странствий в далеких северных краях, где он убил чудовищную Медузу Горгону, видит эфиопскую царевну Андромеду, дочь царя Цефея и царицы Кассиопеи, прикованную к скале у моря для съедения морским чудовищем, что, согласно предсказанию оракула, должно искупить непочтительность, проявленную матерью Андромеды по отношению к морскому богу Посейдону. Персей убивает чудовище и спасает Андромеду, после чего женится на ней. На свадьбу является прежний жених Андромеды, царь Тира Финей, бросивший ее в час испытаний, и грубо требует у Персея вернуть ему невесту. В итоге столкновения Персея с Финеем и сопровождающим его вооруженным отрядом Персей обращает своих противников в каменные изваяния с помощью головы Медузы Горгоны, которую он носит с собой в особой суме и один взгляд на которую превращает человека в камень. В своей пьесе Шри Ауробиндо в целом следует сюжетной линии древнего мифа, но наполняет ее новым грандиозным содержанием, превращая ее в историю о переходе человеческого ума

«…от полупримитивного темперамента, сохранившегося в достаточно развитой во внешнем отношении цивилизации, к более светлой разумности и гуманизму… и к первым проявлениям более глубинного и высокого психического существа [истинной души человека] и духовного существа [высшего "Я" человека], стать которым — его [человека] окончательное и высочайшее предназначение». (Шри Ауробиндо)

*

На основе пьесы Шри Ауробиндо также можно понять глубинный символизм древнего мифа. Андромеда, прикованная к скале, предстает символом человеческой души, скованной Материей и ограниченной условиями своего материального существования. Морское чудовище — символ низших мрачных демонических сил Хаоса, стремящихся поглотить человеческую душу. Персей, низлетающий свыше на крылатых сандалиях и вооруженный божественным мечом и щитом, олицетворяет нисходящую свыше божественную Милость, божественного Аватара, побеждающего демонические силы и спасающего душу от них и от ее обусловленности Материей. Само рождение Персея через непорочное зачатие, когда Зевс в виде золотого дождя соединился с его матерью Данаей, также является символом Аватара, слияния небесного и земного, божественного и человеческого, золотого потока Божественной Милости, нисходящего из духовных и супраментальных сфер, и земной женщины, Родительницы, Природы, рождающей от соединения с этими плодоносными золотыми водами свыше Богочеловека. Нисхождение Персея — Божественной Милости освобождает Андромеду — душу человека и открывает ей новое будущее. Это будущее — в единстве Персея и Андромеды, Божественной Милости и земной души. Такое проникновение в глубинный символизм древнего мифа показывает, что он, так же как и легенды ведического цикла, был создан древними провидцами с целью передачи тайного духовного знания.

*

Представленная здесь пьеса «Персей-освободитель» — это сокровищница глубокой мудрости жизни, мудрости души, мудрости Бога, и мы на­де­ем­ся, что это блистательное произведение великого поэта-провидца, впервые публикуемое на русском языке, вы­зо­вет у вас ин­те­рес.

Ритам (Д. Мельгунов)


Предисловие автора к пьесе см. здесь:
http://www.stihi.ru/2014/07/03/9593


Фрагменты пьесы «Персей-освободитель» можно прочитать на моей странице:
http://www.stihi.ru/avtor/ritam1&book=13#13


Полное издание двух главных пьес Шри Ауробиндо «Персей-освободитель» и «Эрик» в одном томе «Шри Ауробиндо. Истории Любви - избранные пьесы»

можно приобрести здесь:

либо здесь:
Издательство «МИРРА» (Санкт-Петербург)
mirra@mirra.sp.ru
тел. (812) 717-57-03


Рецензии